Детско-взрослый творческий проект «Волшебные превращения бумажного листа в стране царя Картона»
Авторы: Курмакаева Гуляндям Загриевна, Кобылянская Татьяна Михайловна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 04.07.2018
Статья просмотрена: 258 раз
Библиографическое описание:
Курмакаева, Г. З. Детско-взрослый творческий проект «Волшебные превращения бумажного листа в стране царя Картона» / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3484/ (дата обращения: 16.12.2024).
В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
Уильям Блейк
Актуальность проекта:
Кажется, только ребенок мог сказать эти слова.
Дети, по сути своей, фантазеры. Фантазируя, они часто попадают из реального мира в придуманный. Увидеть его могут только лишь они. Только в детстве в листке вишенки дети видят лодочку, в цветке одуванчика пушистое солнышко, плывущие по небу облака кажутся им сладкой ватой или превращаются в белоснежных лошадок. А огромное небо помещается в бутоне цветка.
В руках ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни. Все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Камешки, гвоздики, кусочки кружева, бусинки, пуговицы, лоскутки бумаги, картонные коробочки — для взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка — это бесценный дар и настоящие сокровища. Каждая новая вещь — открытие, предмет для творческой фантазии и экспериментирования.
Цель: развитие познавательного интереса и творческих способностей детей в процессе создания сказочных образов и сюжетов из бумажного листа.
Задачи:
‒ знакомство детей с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур;
‒ развитие пространственной ориентировки;
‒ развитие мелкой моторики рук;
‒ формирование умений действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога;
‒ развитие конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
‒ воспитание трудолюбия, умения довести начатое дело до конца;
‒ формирование и совершенствование объяснительной речи и коммуникативных способностей;
‒ приобщение детей к мировой культуре;
‒ формирование эстетического вкуса.
Участники проекта:
1. Воспитанники группы № 11.
2. Воспитатели группы № 11: Кобылянская Т. М., Курмакаева Г. З.
3. Родители воспитанников.
Длительность проекта: сентябрь 2017г. — октябрь 2017г.
Проблема:
Однажды в гости к детям пришел необычный гость. Он тихо постучал в дверь, вежливо спросил: «К вам можно?». Это был настоящий царь Картон из Бумажного государства. Он рассказал, что все было в этом царстве-государстве из бумаги: и горы высокие, и леса дремучие, и реки глубокие, и дворцы красивые, и сады цветущие, и звери были в этом государстве, и рыбы, и птицы… Но однажды налетел злой Вихрь, закружил, завертел и разрушил Бумажное государство. Исчезло все живое и неживое. «Я умру от тоски и печали. Я не знаю, что делать мне дальше? Как вернуть мое Бумажное государство?» — с грустью сказал царь Картон.
Дети очень расстроились, услышав печальную историю царя Картона. Каждый хотел помочь ему. Все понимали, что все, что пропало, надо сделать из бумаги. Но как?
Основной этап (описание проекта).
Мы прочитали детям отрывок из стихотворения Натальи Хоменко:
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках,
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
И начались настоящие превращения бумажного листа! Ведь бумажный лист — это самый знакомый, доступный и универсальный материал для изготовления поделок. Квадратный листочек бумаги, ловкие и четкие движения пальцев — и вот уже в руках у счастливого малыша появляется забавный лисенок, прыгающая лягушка, каркающий вороненок, непоседливый щенок и готовая к отплытию лодочка. Перед детьми раскрывался секрет искусства складывания из бумаги — оригами, о котором они узнали от бумажного мальчика Якко-сана и его дедушки из далекой солнечной страны Японии. Именно они открыли детям увлекательный, ни на что не похожий мир, где неожиданная игра с сюрпризами создается по четким законам математики.
Шаг за шагом дети учились складывать поделки не спеша, тщательно и аккуратно проглаживая каждую складочку. Путем эксперимента, смяв бумагу, они убедились, что при разглаживании смятая бумага свой прежний вид не принимает. Трогая бумажные листы, дети определяли качество и свойство бумаги. Они увидели, что она бывает толстая и тонкая, шероховатая и гладкая, прозрачная и плотная, белая и цветная… И для разных поделок выбиралась нужная бумага. Мы с детьми использовали не только специальную бумагу для оригами, но и бумажные обертки от печенья, разноцветные фантики от конфет, цветные листы из журналов.
«Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье –
Чудесная страна!»
Для детей стало удивительным открытием волшебные превращения разных геометрических фигур. Оказывается, складывая квадрат, можно получить не только геометрические фигуры — квадраты, треугольники, прямоугольники, но и много других интересных фигурок.
Вскоре в группе появились волк и лиса, лягушки и разноцветные рыбки, пестрые бабочки, черные грачи, забавные совята, яркие водяные лилии на голубом озере. Но царь Картон по-прежнему оставался грустным: ему некуда было всех поселить.
На помощь к детям пришли родители. Они сделали царю Картону прекрасный дворец.
Обрадовался царь Картон, поблагодарил всех за прекрасный дворец, замечательные поделки, произнес волшебное заклинание, и все бумажные звери, птицы и рыбы очутились в садах цветущих, в лесах дремучих, реках глубоких. Царь Картон сказал: «Если бы не ваша дружба, доброта, трудолюбие, ваши ловкие руки, умные головы, безграничная фантазия, не вернулось бы ко мне мое Бумажное царство-государство!»
«Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!»
Литература:
- Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада. / Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина. М.: Обруч, 2010.
- Как долететь до оригами. / Коротеев Игорь Александрович. М.: Карапуз, 1996.
- Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. / Соколова С. В. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
- Оригами. Лучшие модели. / Т. Б. Сержантова. — М.: Айрис-пресс, 2010
- Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. / Дубровская Н. В. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004