Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Автор: Томина Татьяна Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 06.06.2018
Статья просмотрена: 440 раз
Библиографическое описание:
Томина, Т. Н. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Т. Н. Томина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3432/ (дата обращения: 17.12.2024).
Дошкольное детство, кратковременный, но очень важный период становления и развития ребенка. Это возраст, когда происходит активное освоение речи, формируется связная речь и правильное звукопроизношение. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность и выразительность [1, с.50]. И одна из задач ступени дошкольного образования, является формирование правильной речи воспитанников. Включение дидактической игры в воспитательно-образовательный процесс, позволяет воспитателям расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире. Основная особенность дидактических игр в том, что они имеют обучающую направленность.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
– настольно-печатные
– игры с предметами
– словесные
Все виды игр направлены на всестороннее развитие ребенка, в том числе и на развитие его речи. Чтобы достичь поставленной цели в развитии речи дошкольников, важно добровольное согласие детей на участие в игре. В начале игры, важно заинтересовать детей, затем необходимо объяснить правила, далее дети выполняют необходимые действия. В процессе игры, воспитателю необходимо контролировать, чтобы соблюдались поставленные задачи. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и интересной для детей дошкольного возраста в игровой форме.
В своей работе я использую как авторскую, так и заимствованную картотеку дидактических игр для детей различных возрастных групп, где определены игровые действия, дидактическая задача и правила.
Авторская дидактическая игра
- Дидактическая игра по речевому развитию «Животные»
Цель игры: Закрепление знаний детей о домашних и диких животных. Развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.
Возраст: 3–6 лет
Оборудование: Коробочки с изображением животных и кормом для них, картинки с изображением детенышей домашних и диких животных, карточки с изображением дома и леса.
Правила игры и ее варианты.
- Кто где живет?
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания, классифицировать их.
Дидактический материал: Коробочки с изображением животных 16штук и две игровые карточки с изображением леса и дома.
Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в дом, а диких в лес. 2. «Кто чем питается?»
Цель: Ознакомление детей, с питанием некоторых видов животных.
Дидактический материал: Коробочки с изображением животных и кормом для них.
Ход игры: В игре могут участвовать 2 и более игрока или по количеству животных. Взрослый или ребенок берет коробочку с кормом и предлагает покормить животных, а дети находят коробочку с картинкой животного.
3.Чей малыш?
Цель: Развитие наблюдательности, внимания.
Дидактический материал: Карточки с изображением детёнышей животных, коробочки с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих детенышей.
Дидактическая игра «Русский быт»
Игра для детей от 3–7 лет.
Игра знакомит с предметами русского народного быта, расширяет словарный запас и кругозор ребенка. Способствует развитию зрительной памяти, внимания, мышления и речи.
Методические рекомендации
– В игре участвуют 1–3 детей.
– С детьми младшего возраста игру проводит взрослый.
– В период знакомства с предметами, необходимо помогать детям, сообщая нужные для них сведения.
Что сначала, что потом?
Цель игры: Научить ребенка быстро находить парные картинки, закрепляя названия предметов.
Ход игры: Одну половину карточек берет ведущий(взрослый), другую половину кладут на стол картинкой вверх. Ведущий показывает любую свою карточку, игроки начинают искать ей пару. Тот, кто первым найдет пару, забирает ее себе и называет предмет.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. — 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия» 2000, — 400 с.