Авторы: Кондрашова Наталья Владимировна, Мялькина Виктория Александровна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 21.06.2017

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Кондрашова Н. В., Мялькина В. А. Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2564/ (дата обращения: 25.02.2018).



В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание гуманных чувств у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявление по отношению друг к другу гуманных чувств, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать добро искренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей, а также проявление гуманных чувств старшими дошкольниками в повседневной жизни по отношению друг к другу.

Эффективным средством воспитания гуманных чувств являются культурные практики. Культурные практики дошкольников рассматриваются современными учеными и практиками в области дошкольного образования многогранно:

1) поиск и апробация новых способов поведения и приобретение нравственного опыта общения с окружающими;

2) способы освоения позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма;

3) разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, включающие обычные для него способы самоопределения и самореализации, обеспечивающие реализацию культурных умений;

4) универсальное и эффективное средство воспитания, в котором ребенок — полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения [2–5; 9–11].

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Игровая культурная практика согласуется с ФГОС дошкольного образования, она направлена на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, обеспечения социальной успешности детей дошкольного возраста» [2, с. 115; 4; 10–11].

Игровая культурная практика проектируется на основе следующих принципов: насыщения социокультурным содержанием; развития игровой динамики; поддержания игровой атмосферы; интеграции когнитивного (овладение знаниями норм и правил гуманного поведения), эмоционально-ценностного (ориентированность на гуманизм) и поведенческого аспектов (обогащения опыта гуманного поведения) гуманного отношения [2; 4; 10–11].

Обобщая современные достижения педагогической теории и практики следует отметить, что игровые культурные практики воспитания гуманных чувств могут быть разнообразны по формам организации: игр-предположения, игры-путешествия, игры экспериментирование, игры для обогащения нравственного опыта [1–11]. Эффективно использовать игры-предположения когда дети вербально проектируют возможные варианты развития событий с учетом нескольких вариантов развития событий (в случае проявления или непроявления гуманных чувств, совершения нравственных поступков). Например, в игре «Сложные ситуации» дошкольникам предлагают оценить поведение участников определенной истории (зачитывается фрагмент из сказки или художественного произведения) в которой требуется проявление доброжелательного и гуманного отношения к окружающим, лояльного отношения к иному мнению или идее и пр. Далее детям предлагают придумать иной ход течения событий с учетом изменения поведения одного из героев, который неожиданно становиться гуманным и добрым [2; 4; 6; 10–11].

В процессе игр-экспериментов дошкольники используют волшебные предметы или попадают в необыкновенную ситуацию и имеют возможность осмысливать или совершать гуманные поступки. Например, в игре «Волшебные очки» педагог объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех». Сначала в этих очках оценивает и хвалит детей воспитатель, а потом просит примерить по-очереди такие очки каждого ребенка, чтобы они смогли увидеть и назвать достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств. В игре «Обмен ролями» − участники обмениваются ролями или игровыми действиями, которые получили при выполнении заданий. Это позволяет: лучше понять другого и побывать на его месте, а также посмотреть на ситуацию более широко с двух противоположных позиций и пр. [2–6].

Во время игры-путешествия в воображаемой ситуации совершается преодоление пространства и времени, передвижение участников в определенное место для просмотра и оценивания специально подготовленных ситуаций или совершения нравственных действий. Можно провести «Путешествие встрану гуманных поступков» с 6 остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманных чувств имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности. Поскольку игра может проводится несколько раз, то дети по очереди могут быть актерами и путешественниками, имеют возможность наглядно увидеть значимость проявления гуманного отношения к другому человеку и как актеры попрактиковаться в совершении гуманных поступков. Первая остановка — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка», остановка 2. — инсценирование стихотворения Е. А. Благининой «Посидим в тишине», остановка 3 — инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», остановка 4. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», остановка 5. — игра-драматизация по рассказу В. Осеевой «Синие листья», остановка 6. игра-драматизация по рассказу Н. Носова «Милиционер» [6–8].

Можно создать «театр пословиц», где выступают персонажи сказок, литературных произведений с созвучными их сюжетам пословицами. Это позволит воспитателю снимать монотонность этических бесед и занятий при необходимости возвращения к одному и тому же изучаемому объекту. Роль кукловода охотно выполнят дети. Одной из итоговых форм работы с пословицами может стать путешествие по стране пословиц. Это будет неделя детского творчества, каждый день в которой имеет свою идею и девиз. Например: «Добро», «Сочувствие», «Сорадость», «Отзывчивость», «Чуткость» и т. д.

Игры для обогащения нравственного опыта предполагают непосредственное практикование участниками нравственных поступков, гуманных чувств и отношений. Например, в игре «Комплименты» дети становятся в круг и глядя в глаза соседу произносят ему несколько добрых слов, за что-то хвалят или желают что-то хорошее. Игровое упражнение проводится по кругу. Можно организовать «Утро спословицей», которую воспитатель предлагает сделать девизом определенного дня, может стать началом интересной работы и жизни на целый день (например, «Жизнь дана на добрые дела»). В течение дня найдётся немало поводов для того, чтобы вспомнить пословицу. Сначала это делает воспитатель, затем побуждает ребят к повторению и самостоятельному обращению к пословице [1–7].

Можно организовать в группе «Уголок пословиц». Это может быть небольшая по размеру театральная ширма в виде фронтона избушки с открывающимся окошком, в котором, в зависимости от замысла ребёнка, могут появляться самые разные персонажи. Среди различных самоинициативных театральных игр можно инициировать игры с употреблением пословиц устами самых различных персонажей.

В игре «Царевна Несмеяна» взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить и утешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выиграет тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. При этом в качестве Царевны Несмеяны лучше выбирать отвергаемого, необщительного ребенка, а остальные всеми силами должны постараются ее развеселить [3].

Для поощрения детей, совершивших гуманные поступки, в детских садах использую: «Сундучок поощрений» (шкатулка с различными небольшими сюрпризами и мелкими игрушками, которые доставляют детям минутную радость и маленькое счастье); «Сундучок сладостей» с жевательными конфетками, чупа-чупсами и пр.; «Открытка маме» (воспитатель вечером вручает благодарственную открытку и говорит ребенку при других детях о том как ребенок хорошо поступил); наградные значки («Доброе сердце», «Рыцарь дня», «Самый душевный» и пр.), которые присуждаются детям, обладающим хорошим потенциалом, но которые по каким либо причинам не могут его реализовать полностью) и др.

Итак, воспитательный потенциал игровых культурных практик можно рассматривать в нескольких аспектах: инсценирование произведений, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизма, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников; активное участие в деятельности позволяет детям не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения, сравнивать со своим поведением и тем самым уточнять представления о гуманизме; выполнение действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях и пр.

Литература:

  1. Авраменко О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Авраменко О. В. — Липецк, 1998. — 21 с.
  2. Буянова Е. М. Игровые культурные практики в ДОУ // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 114–116.
  3. Дошкольник. — URL: http://doshkolnik.ru/nravstvennost/14427.html)
  4. Зайцева О. И., Драйлинг И. В. Игровые культурные практики как приоритет ФГОС дошкольного образования // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 120–122.
  5. Кондрашова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2012. — № 7. — URL: http://ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf
  6. Кондрашова Н. В., Мялькина В. А. Воспитание гуманных чувств как одна из важных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в современном детском саду // Концепт. — 2016. — Т. 15. — URL: http://e-koncept.ru/2016/96257.htm.
  7. Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Концепт. — 2014. — № 4. — URL: http: //ekoncept.ru/2014/14080.htm
  8. Кондрашова Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх // Воспитатель. — 2011. — № 7. — С. 69–74.
  9. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007. — 192 с.
  10. Мокшина О. В. Игровая деятельность дошкольника как культурная практика // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 139–140.
  11. Пушкина Н. В. Игровая деятельность дошкольников как культурная практика // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации. — Иркутск: Аспринт, 2016. — С. 153–155.
Основные термины (генерируются автоматически): гуманных чувств, воспитания гуманных чувств, практики моделирования образовательной, культурные практики, Культурные практики моделирования, образовательной среды дошкольной, среды дошкольной образовательной, дошкольной образовательной организации, моделирования образовательной среды, Воспитание гуманных чувств, культурная практика, нравственного опыта, Игровая деятельность дошкольников, Всероссийской научно-практической конференции, материалы Всероссийской научно-практической, проявление гуманных чувств, Кондрашова Н, Игровая культурная практика, гуманного поведения, другу гуманных чувств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос