Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 1318 раз

Библиографическое описание:

Вавринюк, О. Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем / О. Н. Вавринюк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2224/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем. Рассмотрены приоритетные задачи, методы и приемы познавательного развития дошкольников, а также основные этапы работы при ознакомлении воспитанников с родным краем.

Ключевые слова: познавательное развитие, старший дошкольный возраст, родной край

The article examines trends in cognitive development of children of preschool age by reference to the native land. Considered priorities, methods and techniques of the cognitive development of preschool children, as well as the main stages of work on reading with pupils of native land.

Keywords: cognitive development, preschool age, his native land

Постановка проблемы. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем очень важный и ответственный этап в процессе приобщения детей к азам патриотизма, любви к Родине. Период дошкольного детства характеризуется бурным и интенсивным ростом организма, а также развитием и совершенствованием основных возможностей ребенка в физическом и психическом плане, что, безусловно, определяет самоценность данного этапа в жизни. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, валеологической и экологической культуры. Однако проблема состоит в том, что современные дети мало бывают на природе, плохо знают особенности родного края и задача специалистов ДОУ совместно с родителями ликвидировать эти пробелы в сознании дошкольников.

Анализ публикаций по теме исследования. Требования ФГОС определяют необходимые природоведческие знания и представления дошкольников, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, которые составляют основу бережного отношения к природе родного края. Существует немало исследований, посвященных формированию у детей природоведческих знаний (Л.С. Игнаткиной, Е. Золотовой, С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой и др.). В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой и неживой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края. Содержание представлений включает ознакомление дошкольников с природно-географическими зонами края, с наиболее значимыми природными объектами (озера, реки, горы и др.), типичными для края представителями растительного и животного мира. В то же время, стоит отметить и некую однобокость в работах указанных авторов, глубоко раскрывающих вопросы познания окружающей природы в Российской Федерации, красоту тайги, Сибири и пр. регионов, не уделяя должного внимания ценности познания родного края дошкольниками.

Целью статьи является рассмотрение тенденций познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем в процессе воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.

Изложение основного материала. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные задачи познавательного развития: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [1].

Опираясь на данные целевые ориентиры, насущной задачей сотрудников ДОУ должно быть планирование и организация воспитательно-образовательного процесса с ориентацией на познавательные возможности дошкольников, на развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности, инициативности, в том числе и при ознакомлении с родным краем.

Природа родного края — это явления природы, живая и неживая природа, за которыми наблюдает ребенок; в процессе ежедневных наблюдений и исследовательской деятельности у детей формируется интегральный «образ» знаний о природе («образ природы») [3].

Большинство современных детей редко общается с природой. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем подразумевает начальное ознакомление с объектами, ежедневно встречающимися ребенку в процессе его жизнедеятельности. В каждом населенном пункте есть природные достопримечательности, привлекающие, так или иначе, детей и их родителей, интересные для наблюдений и обсуждения. Это могут быть необычные деревья, кустарники, птицы или насекомые, природные памятники, скалы и пр. Главный критерий — неподдельный интерес ребенка и организация практической исследовательской деятельности в природных условиях при ознакомлении с родным краем. Также познавательное развитие детей старшей группы можно организовывать в процессе проектной деятельности, что позволит ребенку на конкретном примере получить необходимые навыки, такие как: умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы, а также при помощи взрослых планировать свою деятельность и прогнозировать результаты. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к проектно-исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира, через ознакомление с родным краем [4, c.6–7].

Ознакомление с родным краем дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств.

В процессе ознакомления детей с родным краем особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой: наблюдение, экскурсия, игры, беседы, эксперименты, и т.д.

Семья является первоисточником знаний о родном крае для старшего дошкольника, именно в родных стенах ребенок впервые сталкивается с определениями природоведческих категорий и таких понятий как «труд», «долг», «Родина» и является начальной ступенью гражданско-патриотического и познавательного воспитания детей дошкольного возраста.

Как раскрыть перед ребенком содержание таких сложных и многогранных понятий, как «Родной край», «Родной дом»? Они заключают в себе и отношение к самому себе, как личности, и к своей семье, в которой зарождается аромат домашнего очага, любви и заботы к ребенку, обычаи, культуру и семейные традиции. Со временем понятие родного дома расширяется до границ родной улицы, родного города, родного края. Позже — не только малой (родной край), но и большой, многонациональной Родины — России, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля — наш общий родной дом, который мы должны любить, беречь и пытаться сохранить для будущих поколений. Каждый родитель, мечтая о будущем ребенка, хочет услышать из уст своего чада с гордостью сказанные слова: «Я — Крымчанин! Я горжусь своим родным краем! Горжусь своей страной».

В рамках данного исследования, мы полагаем, целесообразность ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста через решение следующих задач:

‒ формирование предпосылок своего «Я» у дошкольников, подразумевающая, что все люди являются уникальными со своими своеобразными чертами и особенностями;

‒ развитие представление о категорийных сообществах, таких как семья, родственники, соседи, друзья;

‒ расширение представлений дошкольников о родном крае, как малой родины, являющейся частью общей страны;

‒ знакомство с национальной символикой;

‒ обогащение знаний детей элементами фольклора, народными традициями, приметами народного календаря, народными играми и т.д.

Для этого необходимо разработать целостную систему работы и составить НОДы с соответствующим дидактическим и наглядным материалом; перспективное планирование занятий с детьми по познавательному развитию и гражданскому воспитанию с учётом регионального компонента; перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным фольклором и пр.

Также необходимо создать предметно-развивающую среду для знакомства дошкольников с Родным краем и правилам поведения в природе. Предметно-развивающая среда группы должна содержать исторические и географические предметы, символику государства, народный календарь, памятку о правилах поведения в природе.

Для оформления представлений о семье, родственных отношениях, о родословной вместе с детьми можно создавать рукописные книги-альбомы, в которых дети смогут отразить знания о себе, своей семье, достопримечательностях родного края, любимые места отдыха на природе.

Организация тематических выставок литературы, содержащих информацию о Родном крае позволит дошкольникам не только знакомиться с основными достопримечательностями родных мест, но также узнавать и о опасностях, которые могут их подстерегать. Используя различные дидактические игры, воспитатель сможет объяснить в мягкой, доступной и ненавязчивой форме, как и почему нужно вести себя в тех или иных ситуациях, увидеть красоту родного края.

Особое внимание нужно уделять наблюдению с детьми за явлениями природы, магической неброской красоте природы родного края. Однако без помощи взрослых дошкольники не смогут почерпнуть для себя красоту снежных просторов, очарование цветущих насаждений, магическую силу природы, им трудно выделить характерные черты действительности без постороннего наставничества. Привитие любви к родному краю у дошкольников не представляется без единства и тесной взаимосвязи знаний, чувств и практической деятельности детей [5]. А применение технологий интегрированного обучения предоставляет педагогам возможность компоновать различные области познавательного развития (музыка, искусство и пр.) без повторений при изучении необходимого материала, с максимальным развивающим эффектом и минимальной нагрузкой на детей. При этом дети могут ощутить всю красоту природы, родного края посредством единства силы слова, музыки, искусства, что способствует развитию не только познавательного интереса у детей, но и формированию их творческого мышления.

Определим основные этапы в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем:

1 этап — выделение существенных объектов родного края и тем, интересующих дошкольников природоведческого содержания. Данный этап является фундаментом во всей дальнейшей воспитательно-образовательной работе педагога.

2 этап — формулировка необходимых условий для познавательного развития детей при ознакомлении с родным краем и их реализация.

3 этап — создание соответствующей предметно-развивающей среды.

4 этап — разработка интегрированных занятий НОД, включающих сведения о родном крае и его достопримечательностях.

5 этап — сотрудничество с родителями, совместная организация и проведений праздников и развлечений природоведческого характера, тематических недель, специальных выставок [2, с. 31].

Все этапы должны быть направлены на познавательное развитие ребенка, активное взаимодействие с его родителями.

Выводы. Любовь к малой родине, умение чувствовать её красоту — это начало патриотизма, любви к Родине. Вместе с тем, воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи познавательного развития при ознакомлении с родным краем, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

  1. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  2. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 1. — с. 28–32.
  3. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. — М., 2008.
  4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2014. –– с. 5–8.
  5. Азарова, Т. И. Развитие познавательной активности детей в разных видах деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mdou9nikel.ucoz.org (дата обращения: 18.01.2017 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное развитие, природа, ознакомление, этап, малая родина, народный календарь.

Похожие статьи

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Похожие статьи

Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем

В статье рассматриваются методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем. Предложена система работы по основным взаимосвязанным направлениям...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Особенности построения детской изобразительной деятельности по формированию нравственных отношений в старшем дошкольном возрасте

В статье описываются способы построения образовательной деятельности с учетом формирования у детей нравственных отношений. Средством является детская изобразительная деятельность — выделены ее основные направления, даны методические рекомендации с уч...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации

В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Задать вопрос