Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Багрянская, А. Е. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности / А. Е. Багрянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 2-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2183/ (дата обращения: 27.04.2024).



«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» – эта известная фраза в полной мере характеризует развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Из определения можно понять, что развитие мелкой моторики, в соответствии с возрастом, является необходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развита на примитивном уровне – разглядывание пальцев и рук, затем развивается такой навык как удерживание вложенного предмета, но постепенно мелкая моторика ребенка совершенствуется и к школе он уже может управлять своими руками, держать карандаши, рисовать, а некоторые дети и писать.

Учеными давно доказано, чем больше продуктивных видов деятельности задействовано в жизни дошкольника, тем более развита его мелкая моторика и, соответственно, психические процессы. С самого рождения ребенка родители используют всевозможные потешки, например, «Сорока-белобока», «Ладушки», но тем самым, они преследуют развлекательную функцию этих пальчиковых игр, не догадываясь, что таким образом, уже с рождения начинает развиваться мелкая моторика малышей. Как уже упоминалось выше, продуктивная деятельность одна из важнейших в развитии дошкольника. В своей практике я использую следующие виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, ниткопись и многие другие.

Одним из наиболее эффективных средств является лепка. При лепке ребенок упражняет и развивает свои руки и пальцы. Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто. Наибольшее предпочтение мной и моими воспитанниками отдается соленому тесту: во-первых, это экологически чистый и гипоаллергенный продукт, во-вторых, разработка рук начинается уже в процессе замешивания теста. При использовании любого из вышеперечисленных материалов для лепки массируются активные точки пальцев и, соответственно, улучшается работа всей нервной системы. Начинать использовать лепку для развития мелкой моторики необходимо с раннего возраста дошкольника и совершенствовать путем усложнения приемов и лепки мелких деталей. Затронув тему лепки, нельзя не упомянуть о пластилинографии. Создавая картины в этой технике, дети не только развивают мелкую моторику, которая способствует формированию речи, но также происходит обогащение сенсорного опыта ребенка, он может ощутить пластику, форму и вес. Картина, выполненная пластилинографией, помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира, сформировать эстетический вкус и развить координацию движений.

Несомненно, с раннего возраста дошкольника можно начинать нанизывать бусины на нити, создавая всевозможные украшения, усложняя этот вид деятельности, необходимо перейти с бусин на бисер, а вместо ниток использовать леску. Использование этих материалов потребует определенного уровня мелкой моторики дошкольника.

Еще одним важным средством развития является бумага. Здесь ее использование безгранично: это и создание кукол для теневого театра, игрушки в технике оригами, обрывные и мозаичные аппликации, конструирование и рисование.

Сравнительно новым видом продуктивной деятельности стали ниткопись и аппликация из нарезанных ниток. Эта работа очень кропотлива и требует усердия и усидчивости. Ниткопись также является прекрасным подспорьем для развития мелкой моторики у дошкольников.

Одно из наиболее сложных средств – шитье. Ребенок не сможет справиться с ручным шитьем, пока пальцы не будут достаточно развиты, нанизывание бусин на нить как раз предшествует работе ребенка с иглой. Шитье развивает не только мелкую моторику дошкольника, но и концентрацию внимания, усидчивость, воображение и аккуратность.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного формирования и развития мелкой моторики существует достаточное количество разнообразных видов деятельности. Педагог может варьировать использование методов совершенствования управления пальчиками, в зависимости от возраста ребенка. Лепка может иметь место быть с самого раннего возраста ребенка, затем необходимо вводить аппликацию, позже уже добавляются усложненные виду продуктивной деятельности, оригами, ниткопись, нанизывание бус и шитье. Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики. А ее формирование, в свою очередь развивает речь, логическое мышление, память, произвольное внимание.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Лепка из теста как способ развития мелкой моторики

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая...

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные... мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего...

К продуктивным видам деятельности, эффективно развивающей мелкую моторику, относится лепка, рисование, конструирование, аппликация, пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность делает руку малыша умелой...

мелкая моторика , лепка, продуктивная деятельность , мелкая...

Развитие мелкоймоторики у дошкольников через продуктивные... мелкая моторика , лепка, продуктивная деятельность , мелкая моторика дошкольника , продуктивный вид деятельности , развитие, ранний возраст дошкольника , ребенок , уж.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст

Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста.

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая...

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные... мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Лепка из теста как способ развития мелкой моторики

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая...

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные... мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего...

К продуктивным видам деятельности, эффективно развивающей мелкую моторику, относится лепка, рисование, конструирование, аппликация, пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность делает руку малыша умелой...

мелкая моторика , лепка, продуктивная деятельность , мелкая...

Развитие мелкоймоторики у дошкольников через продуктивные... мелкая моторика , лепка, продуктивная деятельность , мелкая моторика дошкольника , продуктивный вид деятельности , развитие, ранний возраст дошкольника , ребенок , уж.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст

Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, у дошкольников уже с раннего возраста.

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая...

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные... мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.

Задать вопрос