Рабочая программа «Развитие экологической культуры»
Автор: Книгина Елена Георгиевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (5) июнь 2016 г.
Дата публикации: 01.05.2016
Статья просмотрена: 286 раз
Библиографическое описание:
Книгина, Е. Г. Рабочая программа «Развитие экологической культуры» / Е. Г. Книгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 32-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/888/ (дата обращения: 19.12.2024).
Рабочая программа по разделу «Развитие экологической культуры» составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Познавательное развитие»для детей старшей
Программа рассчитана на 36 мероприятий в год (НОД). Одно мероприятие в неделю, длительность одного мероприятия 25 минут. Форма проведения подгрупповая.
Сопутствующие формы обучения. Кружок эколого-биологической направленности «Мир растений» — 36 мероприятий в год (НОД). Одно мероприятие в неделю, длительность одного мероприятия 25 минут.
Программой предусмотрено проведение:
‒ экскурсий — 4
‒ акции — 3
Цель программы.
Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимых условий для жизни.
Задачи.
Задачи образовательной направленности:
‒ уточнять и углублять знания детей о мире растений родного края;
‒ продолжать учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
‒положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом.
Задачи воспитательной направленности.
‒нравственно воспитывать детей, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
‒ воспитывать уважения к труду;
‒ формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи развивающей направленности:
‒ формировать представление о том, что человек — часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов,
‒ развивать у детей интерес к исследовательской работе. Связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями; подвести детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей природе;
‒ развивать у детей умения, которые помогут им участвовать в посильной практической; деятельности по охране природы родного края;
‒ развивать наблюдательность, элементы логического мышления, творческую фантазию и воображение
Задачи оздоровительной направленности:
‒учить детей правильно взаимодействовать с природой родного края.
‒ формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека; включение во все формы работы упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия;
‒ способствовать усвоению умениям сохранять своё здоровье.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:
‒ формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
Задачи речевой направленности:
‒ учить размышлять над новыми словами.
‒ развитие словаря (запасы слов).
‒ учить понимать вопросы и отвечать на них полным предложением.
Отличие данной рабочей программы от примерной в активном внедрении информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс. Первые опыты применения компьютера в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.
Во-первых, предъявление информации на экране компьютера или мониторе телевизора в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
В-третьих, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).
В программе принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа сформирована с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямало-Ненецкого автономного округа. В основу реализации национально— регионального компонента, положен календарь праздников народов Ямала, который представлен следующими темами:
‒ Проводы лебедя.
‒ Ямальские просторы
‒ День оленевода.
‒ Вороний день.
Реализация приоритетного направления работы МБДОУ (воспитание экологической культуры дошкольников) представлена следующими темами:
‒ Праздник урожая
‒ Всемирный день животных.
‒ День заповедников и национальных парков: животные жарких стран;
‒ День комнатных растений;
‒ Всемирный день водных ресурсов.
‒ Всемирный День Земли.
‒ Праздник весны и труда: весна.
‒ Экологические вести.
Реализуется приоритетное направление МБДОУ в непосредственно- образовательной деятельности, согласно тематическим неделям, в практических видах деятельности: труд, наблюдение, экспериментирование, опытническая деятельность.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель) в форме проведения педагогической диагностики экологом МБДОУ. Итоги диагностики обсуждаются на мини-совете педагогов. Периодичность диагностики обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание диагностики тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Получаемая в ходе диагностики информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка
Тематический план
Раздел |
Количество НОД |
Практи ческой НОД |
№ |
Тема |
1.Элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. |
7 |
3 |
2 |
«Почва» |
4 |
Простые и ценные камни в природе». |
|||
7 |
«Живое и неживое» |
|||
20 |
«Солнце, Земля и другие планеты». |
|||
22 |
«Воздух, вода и свет». |
|||
28 |
«Царица — водица». |
|||
31 |
Космос. Звезды. Вселенная. |
|||
2. Познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе |
8 |
2 |
3 |
«Птицы в лесу». |
5 |
«Овощи и фрукты на нашем столе». |
|||
6 |
«Корова и коза — домашние животные». |
|||
9 |
«Хлеб — всему голова». |
|||
10 |
«Составление описательных рассказов об овощах и фруктах |
|||
12 |
«Лошадь и овца — домашние животные». |
|||
23 |
«Комнатные растения». |
|||
24 |
«Наши четвероногие друзья». |
|||
3.Роль среды обитания в процессе — роста и развития отдельных видов растений и животных |
7 |
2 |
8 |
«Для чего животным нужны хвосты?». |
25 |
«Экзотические животные». |
|||
26 |
Посев семян овощей для выращивания рассады |
|||
29 |
«Весна в жизни лесных зверей». |
|||
30 |
«Кто как летает по воздуху?». |
|||
35 |
«Насекомые» |
|||
36 |
«Золотые рыбки — декоративные рыбки». |
|||
4.Раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать |
7 |
3 |
11 |
«Как лесные звери медведь и белка — готовятся к зиме». |
14 |
«Письма заболевшим детям». |
|||
18 |
«Как люди помогают лесным обитателям». |
|||
19 |
«Кедр и все вокруг» |
|||
21 |
«Что за зверь?» |
|||
33 |
«Как люди заботятся о своём здоровье весной?». |
|||
34 |
Наш микрорайон. |
|||
5.Показывает разные формы взаимодействия человека с природой |
7 |
4 |
1 |
Трудовая деятельность Посадка деревьев |
13 |
Водоёмы родного края» (история жизни болота) |
|||
15 |
«Электричество в нашей жизни». |
|||
16–17 |
«Станем юными защитниками природы». |
|||
27 |
Бережем деревянные предметы |
|||
32 |
Экологический праздник «Люблю берёзку русскую». |
|||
Итого |
36 (15ч) |
14 (5ч45) |
||
Требования куровню подготовки воспитанников старшей группы по разделу «Развитие экологической воспитанности»
Комплексная программа |
Национальный, региональный компонент, компонент ДОУ |
Знать |
|
|
|
|
|
|
|
Методика оценки экологического образования детей среднего дошкольного возраста
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний детей старшей группы
ЖИВОТНЫЕ |
|||||||||
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных; умение классифицировать, сравнивать, понимать простые причинно — следственные связи. Выявить умения связной речи Оборудование. Картинки с изображением основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), картинки представителей животного мира. |
|||||||||
Задания |
Инструкция к проведению |
Оценка результатов действий |
|||||||
Выявить представления о жизни животных, их способах передвижения и защиты, как добывают пищу. Относят ли животных к живым существам |
Ребенку предлагается поиграть в д/и «Зоологическое лото» Расположить животных по их месту обитания. (водная среда, наземная, воздушная). После того как ребенок справится с заданием, предлагается ему выбрать два изображения зверя, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками. — Кто это? Это живое существо? Почему ты так считаешь? — Что ты можешь рассказать о нем? Как добывает пищу, защищается? |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||||
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки живых существ. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным |
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки живых существ, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. |
Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; на поставленные вопросы отвечать затрудняется |
|||||||
Выявить умение устанавливать связи между средой обитания и внешним видом.. |
Ребенку предлагается ответить на вопросы. Почему рыбам (зверям, насекомым…) хорошо живется в воде (на земле…)? Смогут ли животные жить вместе (рыба и лиса; курица и пингвин; белый медведь и обезьяна)? Почему? |
||||||||
ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ. Цель. Выявить с помощью бесед, наблюдений в повседневной жизни представления ребенка по отношению к животным и растениям. |
Ребенок бережно, заботливо относится к природе, знает правила поведения в общении с природой, откликается на просьбу о помощи в работе по уходу за обитателями уголка природы. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту. |
Ребенок не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме только с помощью взрослого |
Проявление отношения ситуативное, связанно с яркими привлекающими внимание событиями |
||||||
Инструкция к проведению |
|||||||||
В течении некоторого времени создаются ситуации, когда нужно выбрать или помочь растению, животному или остаться играть и не услышать просьбу о помощи. Проводятся беседы о правилах поведения в природе, ребенку предлагается обсудить поступки героев рассказов. |
|||||||||
РАСТЕНИЯ |
|||||||||
Цель. Выявить умение классифицировать, сравнивать, понимать простые причинно-следственные связи. Умение связно излагать свои мысли. Оборудование. Изображение растений разных видов: деревья, кустарники, травы, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, набор разрезных картин «Строение растения». |
|||||||||
Задания |
Инструкция к проведению |
Оценка результатов действий |
|||||||
1) Выявить знания детей о многообразии растительного мира |
д/и «Ботаническое лото». Ребенку предлагается разложить растения по видам: деревья, кустарники, травы, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы. |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||||
Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. |
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям |
Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор, постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям |
|||||||
2) Вывить представления о строении, условий, необходимых для жизни растений. |
Ребенку предлагается составить растение из четырех картинок корень — стебель — лист — цветок. Ответить на вопросы. Какие условия необходимы для жизни роста и развития комнатных растений? Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного из растения). Для чего нужны людям комнатные растения и почему? |
||||||||
3)Сезонные изменения в жизни растений |
Рассмотреть березу в разное время года. Спросить, что происходит с ней осенью, зимой, весной, летом. Относит ли её к живым существам? |
||||||||
Времена года |
Ребенок правильно называет времена года. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». |
Ребенок знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. |
Ребенок не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. |
||||||
Цель. Определить уровень знания времен года. Оборудование. Раскраски «Времена года», цветные карандаши и фломастеры. Карточки с сюжетными изображениями разных времен года. |
|||||||||
Инструкция к проведению |
|||||||||
Раскрась картинку, где будет изображено любое время года. Назови время года, которое наступит после, скажи, что последует за ним и т. д. Подбери карточки с сюжетными картинками к раскраскам «Времена года» (дети лепят снежную бабу — зима, сбор урожая моркови — осень и тд.) Какое время года тебе нравится больше и почему? |
|||||||||
Литература:
- С. Н. Николаева. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М.: Просвещение, 2005г.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей.- М.,1985.
- ВыготскийЛ. С. Воображение и творчество в детском саду.- М., 1967.
- Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников. М., 2007.
- Громова О. Е. и др. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5— 6 лет. М., 2005.
- Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями М., 1999
- Зуев Д. Л. Жизнь леса. М., 1997.
- Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях:
- Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений! М., 2007.
- Кайгородов Д. М. Беседы о русском лесе. СПб., 2004.
- Коломина Н,В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2005.
- Комаскелл В. Деревья: Карманная энциклопедия. М., 2002.
- Красиков С. Лесная энциклопедия. М., 1991.
- Красная книга города Москвы. М., 2001.
- Огнев СИ. Жизнь леса. М., 1962.
- Петров В. В. Растительный мир нашей родины. М., 1991.
- Миллер С. Психология игры. — СПб, 1999.
- Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.,1996.
- Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина.
- Эмоциональное развитие дошколника: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.
- Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей — М., Просвещение,1993.
- Тайны живой природы: Учебное пособие для дополнительного образования — М., «РОСМЭН2 2000.
- Живой мир: Учебное пособие для дополнительного образования — М., «РОСМЭН2 1997.
- Атлас для дошкольников. М., «Картография», 1996.
- Большая энциклопедия для дошкольников — М.: Олма — Пресс, 1999
- Новая Российская энциклопедия в 12 томах. Т. 1. М., 2003.
- Экологическая азбука для детей: Растения.- М.: Школьная Пресса, 2000
- Комплект презентаций по разделам тематических недель.
- Фильмы для детей о природе.