В современной системе образования в Российской Федерации дошкольное образование является уровнем общего образования, чем утверждается необходимость преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
В государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается на необходимость формирования у дошкольников знаний и умений, которые будут востребованы на следующем (школьном) уровне образования [3].
Начало школьного обучения связано с формированием новой для ребенка формы речевой деятельности — письменной речи, которая имеет сложное психологическое содержание. Для реализации собственно письма необходимо произвести ряд специальных операций: проанализировать звуковой состав слова, соотнести слышимые варианты звуков с их обобщенными вариантами — фонемами, актуализировать образы-представления буквенных знаков и перекодировать их в систему движений руки. [2, с. 11; 5, с. 156]
Чтение рассматривается исследователями как процесс обратный письму. Как и письмо, чтение является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи [5, с. 255]. В связи с этим формирование у старших дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза, развитие высших психических функций является предпосылкой становления письменной речи. Таким образом, успешное обучение грамоте напрямую зависит от уровня сформированности фонетико-фонематической системы языка.
В исследованиях, посвященных особенностям речевого развития детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня указывается на то, что сохраняющиеся нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова затрудняют дифференцированное восприятие и различение фонем, особенно принадлежащих к родственным группам, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. [1, с. 80; 4, с. 87].
Закономерно встает вопрос: как совместить рутинный процесс формирования навыка фонематического анализа и синтеза, сопровождаемый многократными упражнениями на разном речевом материале с современными требованиями к организации детской деятельности, требующими от педагога учитывать потребность детей, в познании и общении, в движении и проявлении активности и самостоятельности?
Ответ на этот вопрос заложен в основе ровеснической педагогики Е. Е. Шулешко [6]. Основной технологией ровеснической педагогики является технология построения детского сообщества, которое предполагает самостоятельное получение знаний, организованную работу в группах, преодоление разобщенности, инициативную передачу опыта. Средством для построения детского сообщества является особым образом организованный материал занятий, который обсуждается детьми.
В качестве материала занятий используются различные знаковые объекты. Таким объектом для организации совместной работы детей при подготовке к обучению грамоте является авторская таблица Е. Е. Шулешко «Аквариум», на которой изображен слегка вытянутый в высоту аквариум — стеклянный параллелепипед с голубоватой водой, в которой плавают среди водорослей и ракушек рыбки, а на стенках — буквы алфавита [7, с. 211].
Таблица «Аквариум» — многофункциональное пособие, которое дает широкие возможности для проведения разнообразных игр, занятий и разговоров, стимулирующих у детей природоведческую любознательность ( Назовите живые существа и неживые предметы Аквариума ), умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги ( Что находится в левой верхней части Аквариума? ), мыслительную деятельность (Что в Аквариуме твёрдое, но может быть жидким в другом состоянии?), математические представления (Сколько всего живых /неживых предметов в Аквариуме?).
По мере изучения букв и ознакомления с таблицей, детьми раскрывались закономерности построения «Аквариума». Внимание детей обращалось на необычные предметы в Аквариуме ( наличие букв и цифр ), на отражение взаимосвязи между буквами и цифрами ( цифра обозначает порядковый номер буквы в алфавите, находится с буквой на одной вертикальной линии имеет тот же цвет ), особенности расположения букв ( буквы размещены группами, ориентиром для каждой группы букв является конкретный элемент изображения аквариума ), отражение разницы между буквами, обозначающими гласные и согласные звуки ( расположение гласных букв ближе к поверхности воды, над цифровым рядом, поскольку при произношении гласных звуков нет преграды на пути воздушной струи, соответственно и буквы, их обозначающие, легкие ), обозначение взаимосвязи между буквами, обозначающими парные согласные по звонкости-глухости ( расположение на одной горизонтальной линии, имеют один цвет, но буквы звонких звуков залиты цветом сплошь, а буквы глухих звуков лишь оконтурены им ). Также детьми устанавливались ассоциативные связи между названиями некоторых букв их местоположением: буквы Л, М, Н, Р расположены не в ряд, а вразбивку, вперемешку с этими буквами изображена стайка мелких рыбок. Маленькие рыбки ассоциативно связаны с напоминающими журчание воды названиями этих букв; буквы Ф, Х, Ц, Ш, Щ — названия этих букв ассоциативно связаны с поднимающимися вверх пузырьками воздуха из воздушного фильтра.
Отдельные занятия полностью посвящались шифрованию и дешифровке слов с помощью таблицы «Аквариум».
Суть задания состоит в следующем: цифрами записывается слово. Задача команды с помощью таблицы «Аквариум» точно его расшифровать.
Детям предлагались следующие виды заданий:
- Шифровки слогов и целых слов:
— Расшифровать слог и подобрать картинки, в названиях которых содержится этот слог.
— Расшифровать слово, подобрать нужную картинку.
- Выборочные шифровки.
— Выбрать картинки, названия которых начинаются со звука, обозначенного зашифрованной буквой.
— Выбрать картинки, названия которых заканчиваются на звук, обозначенный зашифрованной буквой.
— Выбрать картинки с гласным звуком, обозначенным зашифрованной буквой.
— Выбрать картинку по зашифрованной первой и последней букве.
— Подобрать картинку к шифровке по слоговой схеме.
На начальных этапах работы командам предлагались готовые образцы шифровок, а затем организовывались так называемые «шифровки по кругу», когда одна команда шифровала слово для другой.
Предлагались следующие задания:
— Зашифровать слово.
— Зашифровать слова в соответствии со звуковой схемой.
— Зашифровать слово с заданным количеством звуков.
Речевым материалом для шифровок служили как слова по изучаемой лексической теме, так и слова с определенным звуком в названиях.
На более поздних этапах (ближе к окончанию подготовительной группы) предлагалось каждой команде расшифровать слово, а затем из слов составить предложение.
Задания на шифровку и дешифровку способствуют закреплению
— высших форм фонематического анализа: позиционного, порядкового, количественного;
— слогового анализа;
— звуко-буквенного анализа и синтеза;
— закреплению звуко-буквенных связей.
Материалы Е. Е. Шулешко при использовании были адаптированы нами с учетом методических требований по подготовке к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи. Ключевые моменты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности использования таблицы «Аквариум» в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
|
Система Е. Е. Шулешко |
Традиционная методика обучения грамоте детей с ТНР |
|
«Имена букв» (даются алфавитные названия) |
Букву называем как звук (алфавитные названия букв не даются) |
|
Буква Й считается не гласной, и не согласной |
Буква Й обозначает согласный звук [J] |
|
Одновременное знакомство со всеми буквами русского алфавита |
Изучение букв в соответствии с календарным планированием |
Описанный опыт подготовки дошкольников к обучению грамоте показывает, что использование таблицы «Аквариум» и элементов ровеснической педагогики способствует не только успешному формированию предпосылок чтения и письма, но и развитию высших психических функций, удовлетворению потребности дошкольников в коммуникации, формированию навыка делового общения друг с другом и может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающими в общеразвивающих группах.
Литература:
- Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. — Репр. воспроизведение изд.. — М.: АльянС, 2013.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной ркечи и ихпреодоление у младших школьников: Учебное пособи — М.: Гуманитарный издаьельский центр «ВЛАДОС»,1997.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования:https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ — электронный ресурс.
- Филичева Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999. — С. 87 Электронный ресурс: https://pedlib.ru/Books/4/0409/4_0409–1.shtml
- Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтениМ: Моосковский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
- Шулешко Е. Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий / Под ред. А. С. Русакова. — М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015–128 с. — (Библиотека Воспитателя).
- ШулешкоЕ. Е. Понимание грамотности [Текст]: о педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет / Евгений Шулешко. — Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2011-. Кн. 2: Метод обучения: освоение детьми письма, чтения и счета в связи с занятиями по разным родам деятельности. — 2011.

