Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Электронное календарно-тематическое планирование как один из эффективных приемов, направленных на снижение бюрократической нагрузки педагогов в системе дошкольного образования

Спецвыпуск
Поделиться
Библиографическое описание
Авдошкина, С. Л. Электронное календарно-тематическое планирование как один из эффективных приемов, направленных на снижение бюрократической нагрузки педагогов в системе дошкольного образования / С. Л. Авдошкина, О. А. Немцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10601.


В настоящее время современное развитие дошкольного образования характеризуется индивидуализацией подхода к каждому ребенку и усилением внимания к развитию его эмоционального состояния. Эти изменения требуют и соответствующих изменений в организации педагогического труда. Но, к сожалению, большая часть времени педагога уходит на заполнение бумажной документации, написание всевозможных планов, подготовки отчетов. Особенно остро это ощущается у молодых специалистов, которых «пугает» чрезмерная бюрократическая перегрузка, что затормаживает профессиональный рост и затрудняет свободу самовыражения. Молодые воспитатели теряют уверенность в завтрашнем дне и возможность постоянного саморазвития. По нашему мнению, именно электронное, единообразное календарно-тематическое планирование (КТП) в дошкольном учреждении повысит производительность труда педагогов, уменьшит уровень стресса, вызванного административной работой и создаст комфортные условия для качественного исполнения профессиональных обязанностей. Электронное календарно-тематическое планирование (КТП) представляется логически оправданным и практически обоснованным действием, позволяющим упростить повседневную деятельность педагогов, поднять уровень дисциплины и организованности, а также повысить общий уровень образовательного процесса.

Нами выделены ключевые моменты актуальности электронного, единообразного календарно-тематического планирования для педагогов детского сада:

  1. Удобство и доступность: электронная форма позволяет легко обновлять, дополнять и редактировать планы в зависимости от текущих обстоятельств без необходимости переписывания бумажных документов. Это экономит время педагога, сосредотачивая его непосредственно на воспитание и обучение.
  2. Интерактивность: предоставляется возможность интерактивного планирования, включая гиперссылки на дополнительные материалы, мультимедийные файлы и онлайн-ресурсы, что обогащает воспитательно-образовательный процесс и повышает мотивацию воспитанников.
  3. Доступность и прозрачность информации: каждый педагог получает мгновенный доступ к актуальной информации о планах занятий и необходимых мероприятиях, могут совместно редактировать и согласовывать планы, улучшая качество образовательного процесса, благодаря коллективному опыту и знаниям.
  4. Соответствие современным стандартам: электронное КТП помогает соблюдать государственные образовательные стандарты и рекомендации Министерства просвещения РФ, обеспечивая единый подход к воспитанию и обучению детей.
  5. Стимулирование инициативы и творчества: свободный доступ к различным источникам информации и возможность применять собственные идеи способствует раскрытию творческого потенциала именно молодого воспитателя. Новые подходы привлекают внимание коллег и руководства, демонстрируя профессионализм сотрудника, что дает успешное становление в сложной профессии педагога.

Электронное, безбумажное календарно-тематическое планирование (КТП) в дошкольном образовательном учреждении представляет собой современный способ организации воспитательно-образовательного процесса, при котором вся необходимая документация ведется в цифровом формате. Такой инструмент позволяет снизить бюрократическую нагрузку педагогов, позволяя сосредотачиваться на основной миссии — качественном образовании и воспитании детей.

Электронное КТП в дошкольном образовательном учреждении должно полностью соответствовать ряду законодательных норм и нормативно-правовых актов Российской Федерации. Рассмотрим основные положения, регулирующие данную сферу:

Законодательные основы

—Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Этот закон устанавливает общие требования к организации образовательного процесса, включая обязательность наличия учебных планов и расписания занятий. Статья 28 вышеуказанного закона определяет права и обязанности образовательных организаций, в частности обязанность обеспечивать реализацию основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

—Приказ Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Данный приказ утверждает стандарты, согласно которым осуществляется организация образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Стандарт требует разработки и утверждения рабочих программ, включающих содержание, организацию и оценку освоения образовательных программ.

—Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН)

СанПиН устанавливают гигиенические требования к условиям пребывания детей в дошкольных организациях, включая продолжительность занятий, перерывов и прогулок. Эти нормы учитываются при составлении электронного КТП.

Мы выделяем следующие требования к содержанию электронного КТП, которые необходимо учитывать:

— План должен отражать цели и задачи образовательной программы;

— Необходимо предусмотреть учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— Должны быть включены мероприятия, направленные на развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, физической культуры и творчества;

— Важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и рекомендованные объемы учебной нагрузки.

Применение электронного календарно-тематического планирования (КТП) в реальной практике дошкольного учреждения демонстрирует ряд значительных преимуществ, которые делают его незаменимым инструментом для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. Наиболее важные и значительные моменты, по нашему мнению, следующие:

  1. Уменьшение бюрократической нагрузки;
  2. Обеспечение доступности и удобства использования;
  3. Поддержка инновационного подхода к образованию.

Практические рекомендации по успешному внедрению электронного календарно-тематического планирования в системе дошкольного образования:

— обеспечение наличия надежного оборудования и программного обеспечения;

— организация обучения педагогов необходимым навыкам работы с цифровой средой;

— проведение регулярного мониторинга эффективности нововведения и корректировки используемых методик.

Изучив достаточное количество разработок, и учитывая свои наработки по данной теме, мы можем с уверенность утверждать, что существует успешный опыт внедрения и применения электронного календарно-тематического планирования (КТП) в детских садах, который подтверждает его эффективность и целесообразность. Этот подход используется уже во многих регионах России и показал положительные результаты. Некоторые примеры успешных практик:

  1. Внедрение цифровых журналов и электронных дневников;
  2. Интеграция мобильных приложений для информирования родителей;
  3. Организация виртуальных консультаций и семинаров для педагогов и родителей.

Все вышеобоснованное подтверждает, что единообразное, электронное календарно-тематическое планирование (КТП) в дошкольном образовательном учреждении является одной из эффективных практик по снижению бюрократической нагрузки педагогов, что помогает оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить квалификацию педагогических работников, снизить психологическую нагрузку молодых специалистов и улучшить результаты воспитания и обучения дошкольников.

Литература:

  1. Белошистая А. В. Дошкольное образование в России // Педагогический журнал. — 2021. — № 1. — С. 18–23.
  2. Горшкова Ю. Н., Пронина Е. А. Электронное календарно-тематическое планирование в ДОУ. Учеб.-метод. Пособие. Москва: Академия образования, 2022–144 с.
  3. Нестерова Т. С. Информационные технологии в управлении дошкольным образованием. СПб.: Спецлит, 2020–216 с.
  4. Новикова Г. П. Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ростов — на — Дону: Феникс, 2023.- 256 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный