Методическая разработка «Тюлень Крепыш ведет дошколят по тропинкам здоровья» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Севостьянова, А. В. Методическая разработка «Тюлень Крепыш ведет дошколят по тропинкам здоровья» / А. В. Севостьянова, Л. Ю. Куклина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9012/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы раскрывают возможность применения игровых приемов по приобщению воспитанников дошкольной образовательной организации к основам здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.

Ключевые слова : здоровый образ жизни, тропинки здоровья, Кольский край.

В современном образовательном дошкольном учреждении особое значение уделяется формированию представлений у дошкольников основ здорового образа жизни. Именно детство — уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, формируется его здоровье. А здоровье — это бесценный дар природы, который педагоги дошкольной организации должны сохранять, укреплять и формировать [3].

Следуя выражениям президента В. В. Путина: «Каждый человек должен осознать, что здоровый образ жизни — это успех его личный, а значит и успех всей страны». Великий философ Ж.-Ж. Руссо считал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» [1].

В нашем ДОУ среди детей 5-ти и 6-летнего возраста проводился опрос: «Что означает понятие «здоровый образ жизни»?» Из числа опрошенных — 21 ребенок — смогли дать ответы, касающиеся данного вопроса, 12 детей. Ответы дошкольников были следующие:

— Это значит заниматься спортом.

— Это когда человек красивый и умный.

— Это значит, что ребенок не болеет.

— Чтобы быть здоровым, надо много гулять.

— Здоровье означает, что ребенок веселый, добрый, любит заниматься спортом.

— Надо делать зарядку.

— Это значит кушать кашу по утрам и есть овощи и фрукты.

Исходя из современного запроса по воспитанию здорового подрастающего поколения, учитывая географическую принадлежность к северным условиям проживания, а также по данным опроса среди дошкольников, наш педагогический коллектив определил создание ряда мероприятий по расширению представлений у воспитанников об основах здорового образа жизни с учетом региональной принадлежности. Материал разработан для старшего дошкольного возраста, может быть реализован воспитателями, инструкторами по физической культуре, учителями-дефектологами.

Цель работы: формировать представления об основах здорового образа жизни с учетом региональных особенностей проживания.

Определены следующие задачи:

— расширить представления о направлениях оздоровления детей;

— дать представления о региональной принадлежности, о витаминах края, видах спорта;

— формировать положительное отношение к основам питания, занятиям физкультурой, соблюдения гигиены, витаминизации организма;

— расширить представления родителей о значении здоровья детей;

— воспитывать желание беречь свое здоровье.

Здоровье — базовая потребность ребенка, которая включает: физическое, соматическое, психическое, духовное здоровье. Педагогическая задача состоит в осознания ребенком своего участия в поддержании здоровья с помощью взрослого в рамках детского сада, с привлечением семьи [2]. Для реализации поставленной задачи определены к учету и использованию компоненты здоровьесберегающих технологий:

— охранительный режим (соблюдение утвержденного режима в соответствии с возрастом, увеличение сна во время полярной ночи);

— повышение двигательной активности детей (обеспечение двигательной активности детей в группе и на улице);

— учет индивидуальных особенностей;

— технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия в спортивном зале и на улице, проблемно-игровые ситуации, серии «Уроки здоровья»);

— соблюдение санитарно-гигиенических условий;

— технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, гимнастика для глаз, для дыхания, корригирующая, пальчиковая, артикуляционная, самомассаж).

Использование современных технологий и методов, таких как информационно-компьютерные технологии, позволяет использовать созданные презентации, в которых удалось раскрыть в наглядной форме палитру северной природы, разнообразие картинного материала по темам. В качестве демонстрационного материала используется Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании», которые раскрывают представления о правильном питании, как составляющей здорового образа жизни [4]. В ходе работы реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО «Физическая культура» и «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», направлений валеологии и здоровьесбережения. Также учитываются требования к направлениям по физическому, познавательному развитию в соответствии с ФОП ДО. При организации развивающей предметно-пространственной среды учтено соблюдение зонирования по игровым зонам: «Центр здоровья» пополнился энциклопедиями «Я и мое тело», блокноты «Формула здорового питания», в «Центре книг» размещены произведения А. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», А. Барто стихи «Зарядка», «Веревочка», В. Берестова «Как я плавать научился», В. Суслова «Про Юру и физкультуру», Я. Аким «Мыло», «Медицинский центр» оснащен игровыми наборами «Доктор», «Аптечка». В «Спортивном центре» имеются картотеки, наборы для подвижных, малоподвижных игр, оборудование для проведения гимнастки.

Не менее важна и работа с семьей в вопросе здоровья воспитанников детского сада. В цикл запланированных мероприятий включены формы взаимодействия с родителями, которые гарантируют закрепление полученных детьми знаний, привлекают к актуализации проблемы сохранения и поддержания здоровья совместно с дошкольным учреждением.

В качестве использования игровых форм работы с дошкольниками был разработан персонаж с принадлежностью к Кольскому краю: тюлень Крепыш , который способствует созданию условий для мотивации и проявлению интереса к приобщению к основам здоровья. Форма ознакомления с направлениями оздоровления также выбрана в игровом оформлении и названа «Тропинки здоровья», которая включает 5 тем: «В детском садике живем и здоровыми растем», «Витамины Кольского края», «Спорт — наш друг», «Гигиену соблюдаем», «Полезное питание».

Проиллюстрируем это на рис. 1

Тропинки здоровья

Рис.1. Тропинки здоровья

На начальном этапе работы детей знакомят с Тюленем Крепышом (наручная кукла). Главный персонаж является прототипом здорового, активного жителя нашего северного края и приглашает ребят в увлекательное путешествие по «Тропинкам здоровья». На доске размещается схема с изображением тропинок.

Знакомство происходит с веселого приветствия:

«К вам пришел, ребята, в гости.

Я — Крепыш, привет, друзья!

Мои веселые тропинки

Дарят важные знания!

Север — наш дом,

Здесь смелые люди!

По тропинкам пройдем

И здоровыми будем!»

Тропинка «В детском садике живем и здоровыми растем»

Задачи:

— познакомить с режимом группы;

— дать представления о важности соблюдения каждого режимного этапа;

— воспитывать поведение по соблюдению режимных моментов.

Тюлень Крепыш обозначил проблему: «Ребята, как вы считаете, что такое режим дня? Важно ли его соблюдать?»

Представляем этапы работы.

Формы работы

Содержание

  1. Беседа «Режим группы»

Знакомство с составляющими режима группы. Выслушать мнение детей «Важно ли соблюдение режима?», «Зачем нужна гимнастика?», «Для чего организуют дневной сон?, «Как помочь организму в Полярную ночь?».

Рассказать о работе младшего воспитателя во время дня.

  1. Игра малой подвижности «Как живешь?»

Развивать умение координировать тело в соответствии с текстом.

  1. Чтение стихотворения «Помощница» А. Барто.

Предложить детям исправить строчки стихотворения, добавить этапы режима, чтобы девочка смогла выполнить все поручения.

  1. Игра «Что за чем?»

Крепыш перепутал этапы режима. Дети помогают составить правильный режим дня.

  1. Игры сюжетные «Маша и Ваня пришли в детский сад»

По замыслу детей организуются игры.

Крепыш: «Друзья, мы прошли по 1 тропинке и узнали многое про режим вашей группы.

Чтобы быть здоровыми, надо режим соблюдать!

Кушать вовремя, гулять и днем сладко спать!

На зарядку прибегать

И никогда не унывать»

Тропинка «Витамины нашего края»

Задачи:

— познакомить с дарами нашего края;

— формировать представления о витаминах и их пользе для детей;

— прививать бережное отношение к природе.

Тюлень Крепыш пришел в гости с корзинкой северных ягод. «Ребята! Приглашаю вас в путешествие по следующей тропинке! А как она называется, узнаете из загадки».

Северный Олень по лесу гулял,

Для меня в подарок ягоды собрал.

Снежною зимою могут меня согреть.

Варенье и компоты помогут не болеть.

У меня в корзинке вкусные …..(витаминки)

— Правильно, ребята! В моей корзинке северные ягоды. Приглашаю вас на прогулку по лесу. Вам я расскажу, какие сокровища спрятаны в наших лесах.

Формы работы

Содержание

  1. Презентация «Лес заполярья. Ягоды: Черника. Голубика. Морошка. Брусника. Клюква. Малина. Шиповник»

Детям представлены особенности лесной полосы нашего края.

Проводится беседа:

— Как называется ягода?

— Какая на вкус?

— Что можно приготовить?

— Какую пользу приносит?

  1. Исследовательская деятельность «Изучим ягоды»

Детям предлагается рассмотреть настоящие ягоды: Черника, брусника.

Приготовить вместе с детьми компот.

  1. Подвижная игра «Витаминки»

Дети делятся на 3 команды. Задача: собрать в корзинки только северные ягоды.

  1. Творческая мастерская «Приготовим пирог с ягодами»

Детям предлагается вылепить из пластилина пирог с северными ягодами для Крепыша.

Крепыш: «Молодцы, ребята. Замечательные работы у вас получились! Приглашаю вас отведать компот из шиповника».

Тропинка «Спорт — наш друг»

Задачи:

— познакомить с видами спорта нашего края;

— прививать любовь к физическим упражнениям;

— развивать ловкость, быстроту, сплоченную работу коллектива.

Крепыш встречает ребят «Ребята, я рад встрече с вами. Вы любите спорт? Каким спортом занимается каждый из вас? Сегодня мы вспомним виды спорта нашего края».

Формы работы

Содержание

  1. Презентация «Виды спорта Севера».

С детьми проводится беседа «Вид спорта. Спортсмен».

Хоккей. Биатлон. Конькобежный спорт. Лыжный бег. Плавание. Гимнастика. Футбол.

  1. Игра малой подвижности «Спортивный инвентарь»

Дети делятся на 2 команды. Задача: выбрать спортивный предмет и соотнести с спортсменом (Клюшка — хоккеист. Бутсы — футболист. Коньки — конькобежец. Палки — Лыжник. Винтовка — биатлонист. Булава — гимнастка. Очки — пловец).

  1. Знакомство с Саамским футболом.

Детям представлен национальный вид спорта народа — Саамы, правила игры в футбол (демонстрируется вид одежды, мяч в оленьей шкуре).

  1. Творческая мастерская «Спортсмен». Оформление выставки работ.

Детям предлагается изобразить любого спортсмена.

  1. Спортивная игра «Саамский футбол» (на улице).

Девочки представляют 2 команды. Знакомятся с правилами игры. Остальные дети — болельщики.

Крепыш: «Сегодня мы прошли новую тропинку, поиграли в Саамский футбол! Чтобы были все здоровы, мама, папа и я! Будем спортом заниматься вместе, друзья!».

Тропинка «Гигиену соблюдаем»

Задачи:

— дать представления о понятии гигиены, о необходимости соблюдения правил гигиены;

— формировать поведение, способствующее укреплению и сохранению здоровья;

— учить беречь слух, зрение, обоняние;

— прививать культурно-гигиенические навыки.

Крепыш приветствует дошколят: «Здравствуйте, ребята! Готовы продолжить наше путешествие в мир здоровья? Посмотрите на предметы, которые я принес. Расскажите, для чего они нужны?». Показывает предметы личной гигиены: полотенце, расческу, платок, мыло, зубная щетка.

Крепыш: «Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется» (П. Синявский)

Формы работы

Содержание

  1. Беседа «Гигиена — важная наука»

Рассказ о гигиене, уходом за телом. Основные органы чувств человека — зрение, обоняние, слух, осязание.

  1. Игра с мячиками «Микробы»

Дети делятся на 2 команды. Первая команда берет мячики — это микробы, другая команда стоит на расстоянии. По сигналу «А-а-а-пчхи» дети пытаются попасть мячиками в соперников.

  1. Игра с экспериментированием «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что это за запах?

  1. Игра «Узнай на ощупь»

Детям предлагается на ощупь определить предмет.

  1. Гимнастика для глаз «Лабиринты»

Дети выполняют гимнастику под руководством воспитателя.

  1. Беседа «Как беречь органы чувств?

Педагог рассказывает о важности соблюдения чистоты одежды, волос, ушей, помещения.

  1. Просмотр кукольного спектакля «Девочка чумазая».

Дети после просмотра предлагается сформулировать выводы о соблюдении гигиены.

Крепыш: «Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Правила гигиены будете соблюдать — от микробов проблем не будете знать!»

Тропинка «Полезное питание»

Задачи:

— уточнить понятие «полезная», «вредная» еда;

— дополнить знания детей о пользе продуктов;

— научить разграничивать «вредные» и «полезные» продукты;

— формировать осознание вреда отдельных продуктов.

Крепыш: «Предлагаю вам встать в круг, и сказать о готовности пути по тропинке здоровья!»

Дети встают в круг и произносят: «Ваня — здоров, Полина — здорова…»..

Крепыш: «Ребята, я расскажу вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И у него была дочь — маленькая принцесса. Царь очень любил свою дочь и кормил ее самыми пышными, сладкими блюдами: тортами, пирожными, конфетами. Но девочка с каждым днем становилась бледней и бледней, а потом и совсем заболела. Царь созвал мудрецов и объявил: «Кто вылечит принцессу, тот получит большую награду!». Мудрецы приходили и предлагали принцессе: кто пряники, кто мармелад, кто шоколад. Но ничего не помогало [1]. Тогда пришел один мудрец и сказал, что поможет дочке поправиться. А что сказал мудрец, попробуйте сказать вы, ребята?».

Дети дают ответы. Крепыш: «Питание для человека имеет огромное значение, в нашем детском саду за питанием следят медсестра и повара. Поэтому дети подрастают здоровыми и веселыми».

Формы работы

Содержание

  1. Упражнение «Приготовим салат и компот для принцессы»

Дети сами выбирают продукты и рассказывают, какой салат и компот они приготовили.

  1. Беседа «Польза и вред продуктов».

Игра «Какой сок?»

Педагог рассказывает, какие продукты не стоит употреблять в больших количествах, о пользе овощей и фруктов.

Игра на развитие грамматического строя речи, словообразовательные цепочки от существительных (из яблока — яблочный, из апельсина — апельсиновый и т. д.).

  1. Игра «Полезная и вредная еда»

Дети делятся на 2 команды. Перед ними 2 корзины: зеленая и черная. По команде дети выбирают продукты и несут их в корзины: в зеленую — полезную еду, в черную — вредную.

  1. Прослушивание песни М. Лазарева «Это вредная еда»

Дети слушают песню и закрепляют понятие о вредных видах еды.

  1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила.

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску — курицам, цыплятам

И в корытце — поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Крепыш: «Ребята, я очень рад, что вы прошли все тропинки, узнали много нового о здоровом образе жизни.

Я уверен, что теперь, друзья.

Вы будете здоровые всегда!

Спорт, питание, режим и чистота

Будут с вами вместе навсегда!

По окончании нашего путешествия я приготовил для вас подарки — скакалки! До новых встреч, друзья! Будьте всегда здоровы!»

Литература:

  1. Аксеновская Л. И. Азбука здоровья детского сада «Кораблик»: из опыта работы МАДОУ № 15 г. Апатиты. — Москва, 2015 г.
  2. Ребенок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды/ Сост. Л. А. Лопинцева. — Мурманск, 2004 г.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования — М., 2023 год.
  4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Формула правильного питания. — М., 2020 г.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, тропинки здоровья, Кольский край

Похожие статьи

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)

Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»

Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»

В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.

Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»

В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.

Похожие статьи

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)

Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»

Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»

В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.

Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»

В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.

Задать вопрос