Методическая разработка «Тюлень Крепыш ведет дошколят по тропинкам здоровья»
Авторы: Севостьянова Анна Валерьевна, Куклина Любовь Юрьевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 21.02.2024
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Севостьянова, А. В. Методическая разработка «Тюлень Крепыш ведет дошколят по тропинкам здоровья» / А. В. Севостьянова, Л. Ю. Куклина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9012/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы раскрывают возможность применения игровых приемов по приобщению воспитанников дошкольной образовательной организации к основам здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.
Ключевые слова : здоровый образ жизни, тропинки здоровья, Кольский край.
В современном образовательном дошкольном учреждении особое значение уделяется формированию представлений у дошкольников основ здорового образа жизни. Именно детство — уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, формируется его здоровье. А здоровье — это бесценный дар природы, который педагоги дошкольной организации должны сохранять, укреплять и формировать [3].
Следуя выражениям президента В. В. Путина: «Каждый человек должен осознать, что здоровый образ жизни — это успех его личный, а значит и успех всей страны». Великий философ Ж.-Ж. Руссо считал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» [1].
В нашем ДОУ среди детей 5-ти и 6-летнего возраста проводился опрос: «Что означает понятие «здоровый образ жизни»?» Из числа опрошенных — 21 ребенок — смогли дать ответы, касающиеся данного вопроса, 12 детей. Ответы дошкольников были следующие:
— Это значит заниматься спортом.
— Это когда человек красивый и умный.
— Это значит, что ребенок не болеет.
— Чтобы быть здоровым, надо много гулять.
— Здоровье означает, что ребенок веселый, добрый, любит заниматься спортом.
— Надо делать зарядку.
— Это значит кушать кашу по утрам и есть овощи и фрукты.
Исходя из современного запроса по воспитанию здорового подрастающего поколения, учитывая географическую принадлежность к северным условиям проживания, а также по данным опроса среди дошкольников, наш педагогический коллектив определил создание ряда мероприятий по расширению представлений у воспитанников об основах здорового образа жизни с учетом региональной принадлежности. Материал разработан для старшего дошкольного возраста, может быть реализован воспитателями, инструкторами по физической культуре, учителями-дефектологами.
Цель работы: формировать представления об основах здорового образа жизни с учетом региональных особенностей проживания.
Определены следующие задачи:
— расширить представления о направлениях оздоровления детей;
— дать представления о региональной принадлежности, о витаминах края, видах спорта;
— формировать положительное отношение к основам питания, занятиям физкультурой, соблюдения гигиены, витаминизации организма;
— расширить представления родителей о значении здоровья детей;
— воспитывать желание беречь свое здоровье.
Здоровье — базовая потребность ребенка, которая включает: физическое, соматическое, психическое, духовное здоровье. Педагогическая задача состоит в осознания ребенком своего участия в поддержании здоровья с помощью взрослого в рамках детского сада, с привлечением семьи [2]. Для реализации поставленной задачи определены к учету и использованию компоненты здоровьесберегающих технологий:
— охранительный режим (соблюдение утвержденного режима в соответствии с возрастом, увеличение сна во время полярной ночи);
— повышение двигательной активности детей (обеспечение двигательной активности детей в группе и на улице);
— учет индивидуальных особенностей;
— технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия в спортивном зале и на улице, проблемно-игровые ситуации, серии «Уроки здоровья»);
— соблюдение санитарно-гигиенических условий;
— технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, гимнастика для глаз, для дыхания, корригирующая, пальчиковая, артикуляционная, самомассаж).
Использование современных технологий и методов, таких как информационно-компьютерные технологии, позволяет использовать созданные презентации, в которых удалось раскрыть в наглядной форме палитру северной природы, разнообразие картинного материала по темам. В качестве демонстрационного материала используется Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании», которые раскрывают представления о правильном питании, как составляющей здорового образа жизни [4]. В ходе работы реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО «Физическая культура» и «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», направлений валеологии и здоровьесбережения. Также учитываются требования к направлениям по физическому, познавательному развитию в соответствии с ФОП ДО. При организации развивающей предметно-пространственной среды учтено соблюдение зонирования по игровым зонам: «Центр здоровья» пополнился энциклопедиями «Я и мое тело», блокноты «Формула здорового питания», в «Центре книг» размещены произведения А. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», А. Барто стихи «Зарядка», «Веревочка», В. Берестова «Как я плавать научился», В. Суслова «Про Юру и физкультуру», Я. Аким «Мыло», «Медицинский центр» оснащен игровыми наборами «Доктор», «Аптечка». В «Спортивном центре» имеются картотеки, наборы для подвижных, малоподвижных игр, оборудование для проведения гимнастки.
Не менее важна и работа с семьей в вопросе здоровья воспитанников детского сада. В цикл запланированных мероприятий включены формы взаимодействия с родителями, которые гарантируют закрепление полученных детьми знаний, привлекают к актуализации проблемы сохранения и поддержания здоровья совместно с дошкольным учреждением.
В качестве использования игровых форм работы с дошкольниками был разработан персонаж с принадлежностью к Кольскому краю: тюлень Крепыш , который способствует созданию условий для мотивации и проявлению интереса к приобщению к основам здоровья. Форма ознакомления с направлениями оздоровления также выбрана в игровом оформлении и названа «Тропинки здоровья», которая включает 5 тем: «В детском садике живем и здоровыми растем», «Витамины Кольского края», «Спорт — наш друг», «Гигиену соблюдаем», «Полезное питание».
Проиллюстрируем это на рис. 1
Рис.1. Тропинки здоровья
На начальном этапе работы детей знакомят с Тюленем Крепышом (наручная кукла). Главный персонаж является прототипом здорового, активного жителя нашего северного края и приглашает ребят в увлекательное путешествие по «Тропинкам здоровья». На доске размещается схема с изображением тропинок.
Знакомство происходит с веселого приветствия:
«К вам пришел, ребята, в гости.
Я — Крепыш, привет, друзья!
Мои веселые тропинки
Дарят важные знания!
Север — наш дом,
Здесь смелые люди!
По тропинкам пройдем
И здоровыми будем!»
Тропинка «В детском садике живем и здоровыми растем»
Задачи:
— познакомить с режимом группы;
— дать представления о важности соблюдения каждого режимного этапа;
— воспитывать поведение по соблюдению режимных моментов.
Тюлень Крепыш обозначил проблему: «Ребята, как вы считаете, что такое режим дня? Важно ли его соблюдать?»
Представляем этапы работы.
Формы работы |
Содержание |
|
Знакомство с составляющими режима группы. Выслушать мнение детей «Важно ли соблюдение режима?», «Зачем нужна гимнастика?», «Для чего организуют дневной сон?, «Как помочь организму в Полярную ночь?». Рассказать о работе младшего воспитателя во время дня. |
|
Развивать умение координировать тело в соответствии с текстом. |
|
Предложить детям исправить строчки стихотворения, добавить этапы режима, чтобы девочка смогла выполнить все поручения. |
|
Крепыш перепутал этапы режима. Дети помогают составить правильный режим дня. |
|
По замыслу детей организуются игры. |
Крепыш: «Друзья, мы прошли по 1 тропинке и узнали многое про режим вашей группы.
Чтобы быть здоровыми, надо режим соблюдать!
Кушать вовремя, гулять и днем сладко спать!
На зарядку прибегать
И никогда не унывать»
Тропинка «Витамины нашего края»
Задачи:
— познакомить с дарами нашего края;
— формировать представления о витаминах и их пользе для детей;
— прививать бережное отношение к природе.
Тюлень Крепыш пришел в гости с корзинкой северных ягод. «Ребята! Приглашаю вас в путешествие по следующей тропинке! А как она называется, узнаете из загадки».
Северный Олень по лесу гулял,
Для меня в подарок ягоды собрал.
Снежною зимою могут меня согреть.
Варенье и компоты помогут не болеть.
У меня в корзинке вкусные …..(витаминки)
— Правильно, ребята! В моей корзинке северные ягоды. Приглашаю вас на прогулку по лесу. Вам я расскажу, какие сокровища спрятаны в наших лесах.
Формы работы |
Содержание |
|
Детям представлены особенности лесной полосы нашего края. Проводится беседа: — Как называется ягода? — Какая на вкус? — Что можно приготовить? — Какую пользу приносит? |
|
Детям предлагается рассмотреть настоящие ягоды: Черника, брусника. Приготовить вместе с детьми компот. |
|
Дети делятся на 3 команды. Задача: собрать в корзинки только северные ягоды. |
|
Детям предлагается вылепить из пластилина пирог с северными ягодами для Крепыша. |
Крепыш: «Молодцы, ребята. Замечательные работы у вас получились! Приглашаю вас отведать компот из шиповника».
Тропинка «Спорт — наш друг»
Задачи:
— познакомить с видами спорта нашего края;
— прививать любовь к физическим упражнениям;
— развивать ловкость, быстроту, сплоченную работу коллектива.
Крепыш встречает ребят «Ребята, я рад встрече с вами. Вы любите спорт? Каким спортом занимается каждый из вас? Сегодня мы вспомним виды спорта нашего края».
Формы работы |
Содержание |
|
С детьми проводится беседа «Вид спорта. Спортсмен». Хоккей. Биатлон. Конькобежный спорт. Лыжный бег. Плавание. Гимнастика. Футбол. |
|
Дети делятся на 2 команды. Задача: выбрать спортивный предмет и соотнести с спортсменом (Клюшка — хоккеист. Бутсы — футболист. Коньки — конькобежец. Палки — Лыжник. Винтовка — биатлонист. Булава — гимнастка. Очки — пловец). |
|
Детям представлен национальный вид спорта народа — Саамы, правила игры в футбол (демонстрируется вид одежды, мяч в оленьей шкуре). |
|
Детям предлагается изобразить любого спортсмена. |
|
Девочки представляют 2 команды. Знакомятся с правилами игры. Остальные дети — болельщики. |
Крепыш: «Сегодня мы прошли новую тропинку, поиграли в Саамский футбол! Чтобы были все здоровы, мама, папа и я! Будем спортом заниматься вместе, друзья!».
Тропинка «Гигиену соблюдаем»
Задачи:
— дать представления о понятии гигиены, о необходимости соблюдения правил гигиены;
— формировать поведение, способствующее укреплению и сохранению здоровья;
— учить беречь слух, зрение, обоняние;
— прививать культурно-гигиенические навыки.
Крепыш приветствует дошколят: «Здравствуйте, ребята! Готовы продолжить наше путешествие в мир здоровья? Посмотрите на предметы, которые я принес. Расскажите, для чего они нужны?». Показывает предметы личной гигиены: полотенце, расческу, платок, мыло, зубная щетка.
Крепыш: «Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется» (П. Синявский)
Формы работы |
Содержание |
|
Рассказ о гигиене, уходом за телом. Основные органы чувств человека — зрение, обоняние, слух, осязание. |
|
Дети делятся на 2 команды. Первая команда берет мячики — это микробы, другая команда стоит на расстоянии. По сигналу «А-а-а-пчхи» дети пытаются попасть мячиками в соперников. |
|
Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что это за запах? |
|
Детям предлагается на ощупь определить предмет. |
|
Дети выполняют гимнастику под руководством воспитателя. |
|
Педагог рассказывает о важности соблюдения чистоты одежды, волос, ушей, помещения. |
|
Дети после просмотра предлагается сформулировать выводы о соблюдении гигиены. |
Крепыш: «Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Правила гигиены будете соблюдать — от микробов проблем не будете знать!»
Тропинка «Полезное питание»
Задачи:
— уточнить понятие «полезная», «вредная» еда;
— дополнить знания детей о пользе продуктов;
— научить разграничивать «вредные» и «полезные» продукты;
— формировать осознание вреда отдельных продуктов.
Крепыш: «Предлагаю вам встать в круг, и сказать о готовности пути по тропинке здоровья!»
Дети встают в круг и произносят: «Ваня — здоров, Полина — здорова…»..
Крепыш: «Ребята, я расскажу вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И у него была дочь — маленькая принцесса. Царь очень любил свою дочь и кормил ее самыми пышными, сладкими блюдами: тортами, пирожными, конфетами. Но девочка с каждым днем становилась бледней и бледней, а потом и совсем заболела. Царь созвал мудрецов и объявил: «Кто вылечит принцессу, тот получит большую награду!». Мудрецы приходили и предлагали принцессе: кто пряники, кто мармелад, кто шоколад. Но ничего не помогало [1]. Тогда пришел один мудрец и сказал, что поможет дочке поправиться. А что сказал мудрец, попробуйте сказать вы, ребята?».
Дети дают ответы. Крепыш: «Питание для человека имеет огромное значение, в нашем детском саду за питанием следят медсестра и повара. Поэтому дети подрастают здоровыми и веселыми».
Формы работы |
Содержание |
|
Дети сами выбирают продукты и рассказывают, какой салат и компот они приготовили. |
Игра «Какой сок?» |
Педагог рассказывает, какие продукты не стоит употреблять в больших количествах, о пользе овощей и фруктов. Игра на развитие грамматического строя речи, словообразовательные цепочки от существительных (из яблока — яблочный, из апельсина — апельсиновый и т. д.). |
|
Дети делятся на 2 команды. Перед ними 2 корзины: зеленая и черная. По команде дети выбирают продукты и несут их в корзины: в зеленую — полезную еду, в черную — вредную. |
|
Дети слушают песню и закрепляют понятие о вредных видах еды. |
|
Маша каши наварила. Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку. В миску — курицам, цыплятам И в корытце — поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. |
Крепыш: «Ребята, я очень рад, что вы прошли все тропинки, узнали много нового о здоровом образе жизни.
Я уверен, что теперь, друзья.
Вы будете здоровые всегда!
Спорт, питание, режим и чистота
Будут с вами вместе навсегда!
По окончании нашего путешествия я приготовил для вас подарки — скакалки! До новых встреч, друзья! Будьте всегда здоровы!»
Литература:
- Аксеновская Л. И. Азбука здоровья детского сада «Кораблик»: из опыта работы МАДОУ № 15 г. Апатиты. — Москва, 2015 г.
- Ребенок и Север: проблемы сохранения здоровья и создания эффективной образовательной среды/ Сост. Л. А. Лопинцева. — Мурманск, 2004 г.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования — М., 2023 год.
- Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Формула правильного питания. — М., 2020 г.
Ключевые слова
здоровый образ жизни, тропинки здоровья, Кольский крайПохожие статьи
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»
Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»
В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.
Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»
В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.
Похожие статьи
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Как познакомить дошкольников с традициями, обычаями и играми коренных народов
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, через знакомство воспитанников старшего дошкольного возраста с играми, традициями и обычаями коренных народов Кузбасса.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»
Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу»
В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.
Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»
В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.