Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Просветова, С. И. Педагогический потенциал персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада / С. И. Просветова, Т. В. Поклонская, М. И. Соломахина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9002/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассматривается персонализированное воспитание дошкольников в детском саду. Описана маршрутная система, которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход в образовании детей, максимально учитывающая особенности и способности детей, определяет личную траекторию развития и социализации.

Ключевые слова: персонализация, дошкольники, воспитание, педагог, социализация.

Актуальность темы исследования. Суть персонализированного воспитания заключается в том, что каждому ребенку нужны такие личностные подходы, которые помогают достичь более высокого, уровня развития. Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставит цель разностороннего развития ребенка в дошкольный период с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, опираясь на духовно-нравственные ценности российского народа и национальных культурных традиций.

Одной из задач является обеспечение персонализированного развития физических, личностных, психологических, нравственных качеств и основ патриотизма, уделение внимания интеллектуальным и творческим способностям ребенка, развитию его инициативы и ответственности.

Степень разработанности проблемы

Проблеме персонализированного образования, включающего обучение и воспитание посвятили научный труд Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. В. Лебедева, В. С. Третьякова, А. Е. Кайгородова, Ю. А. Сыченко, Л. Т. Плаксина, Д. В. Хрулев, Н. Г. Церковникова. Суть персонализированной траектории, по мнению авторов, «…заключается в том, что каждому нужны те практики, которые помогают достичь своего личного следующего, более высокого, уровня» [2].

Е. Н. Степанов под персонализированным подходом в образовании подразумевает методологическую ориентацию педагога, представляющую собой взаимосвязанную совокупность понятий, принципов, форм, приемов и методов, способствующих целостному развитию персоны ребенка.

Вопросы, связанные с культурой персонализированного образования, поднимают авторы Е. Н. Высоцкая, А. П. Турчин, Д. С. Ермаков, Д. П. Нестеренко, В. С. Браташ, Т. Н. Лупанова. Авторы определяют культуру учения как важный компонент успешной персонализации.

По мнению Л. В. Абдалиной «…удовлетворение потребностей, интересов в обучении, воплощение смысложизненных устремлений могут быть обеспечены за счет реализации идей персонализированного образования» [1].

Изучив указанную и другую литературу, мы не обнаружили персонализированного подхода в воспитании дошкольников. С связи с чем целью нашего исследования стало определение и применение педагогического потенциала персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада.

Объект исследования — личность ребенка в образовательном пространстве.

Предмет исследования — модель персонализированного воспитания дошкольников в детском саду.

Задача — разработка модели персонализированного воспитания в образовательном пространстве детского сада.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» г. Воронежа.

В качестве методов контроля эффективности модели использовались личностные тестовые задания, подобранные индивидуально для каждого ребенка.

Результаты и их обсуждение

Для достижения поставленной цели были объединены усилия педагогов в создании единой модели персонализации дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Модель представляет собой маршрут деятельности педагогов с использованием методологических подходов и принципов к прогнозированию будущего личностного развития дошкольников, содержательно и структурно связанного с реализацией Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Педагогический потенциал персонализированного воспитания — это педагогические ценности, идеи, содержание, методические и психологические средства.

Достижению цели способствуют проекты, реализуемые в детском саду: когнитивное развитие; патриотическое воспитание; воспитание культуры здоровья; художественно-эстетическое воспитание.

Задачи, обозначенные в модели, соответствуют Стратегии развития воспитания, Концепции психологической службы в образовании, Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а именно: личностное психолого-педагогическое сопровождение; создание безопасной образовательной среды; ФОП ДО; формирование мотивации ребенка к обучению; оказание помощи в социальной адаптации.

Модель персонализированного воспитания дошкольников в детском саду

Рис. 1. Модель персонализированного воспитания дошкольников в детском саду

Основными концептуальными установками персонализированного воспитания дошкольников в образовательном пространстве детского сада выступают следующие положения:

— ребенок является субъектом проектирования самостоятельного выбора вида деятельности;

— концептуальной установкой выступает индивидуализация процесса воспитания, так как детский сад комбинированного вида, где есть дети с различными нозологиями, что, естественно требует персонального воспитательного подхода;

— реализация сотрудничества всех субъектов персонализации воспитания, в том числе работа с родителями (законными представителями);

— концентрация персонализированного воспитания на разработке индивидуальной траектории воспитания и обучения с учетом особых образовательных потребностей ребенка.

Таким образом, педагогический потенциал персонализированного воспитания обеспечивает развития личности ребенка — изменение под влиянием социальных воздействий, образовательной деятельности и собственной активности, направленной на саморазвитие. Саморазвитие дошкольника осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии воспитателя с ребенком.

Литература:

  1. Абдалина Л. В. Персонализация как ведущий образовательный тренд современности. Вестник ВГУ. 2022, № 2, с. 10–13
  2. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография / под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой; Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2021. 120 с.
Задать вопрос