Комплексы игр на развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Могилевская, Я. Н. Комплексы игр на развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте / Я. Н. Могилевская, Н. С. Волкова, К. Е. Калинина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 44-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8854/ (дата обращения: 16.12.2024).



Для детей в младшем дошкольном возрасте большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у них еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики малыша станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь.

В данной методической разработке представлены игры, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений руки детей младшего дошкольного возраста.

Источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

D:\маторика ясли 1млб\IMG_20190320_162754.jpg

D:\маторика ясли 1млб\IMG_20190320_160545.jpg

Составляя комплексы игр на мелкую моторику мы руководствовались Федеральной Программой дошкольного образования Вышедшая в 2023 году, используя их в качестве основы. Как показала практика, что владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и не зависимым от взрослого. В быту нам приходится совершать действия мелкой моторики: держать столовые приборы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. В комплексы мы добавили мягкие цветные карандаши «Вязаная графика». Это тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, которые организуют творческие и умственные потенциалы ребенка, средства для релаксации. Кроме всего, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием связной речи. Когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне. Таким образом, весь материал предлагаем детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой анализатор). А также повышает настроение, развивает воображение и фантазию, воспитывает чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.

Формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

C:\Users\skk\Desktop\IMG_20231116_095852_216.jpg

Комплекс № 1 «Детский сад»

Массаж «Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая. (Хлопки в ладоши)

Правой, правою ладошкой

Мы пошлёпаем немножко. ( Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай! ( Тоже по правой).

А потом, потом, потом,

Даже щёки мы побьём. ( Хлопки по щекам.)

И погладим мы себя,

Вот какая красота. ( Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам.)

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Игра на мелкую моторику « Накорми Куклу Катю».

Предложить ребенку: «Давайте покормим куклу макаронами!

(тарелочка, ложка, кастрюля с макаронами).

Под пробкой — шапочкой нарисована

Рисование текстильными карандашами « Дорожка»

Обе руки одновременно выкладывают длинные веревочки коричневого и серого цветов горизонтальными линиями слева направо.

Комплекс № 2 «Овощи и фрукты»

Массаж спины «Борщик»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину стоящего впереди.

Рики-тики-таки-ща!

Вот капуста для борща (похлопывают ладонями по спине).

Покрошу картошки, свеколки, морковки (постукивают ребрами ладоней),

Головку лука, да зубок чеснока (поколачивают кулачками).

Рики-тики-таки-щок (поглаживают ладонями) —

И готов борщок!

Пальчиковая гимнастика « Урожай»

У девчонки Зиночки

урожай в корзиночке:

И пузатый кабачок

уложился на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко.

Фрукты есть в корзине:

Яблочко и груша,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,

До чего ж красивы!

Наша Зина — молодец!

Игра на мелкую моторику « Фрукты и овощи»

  1. Закреплять названия овощей и фруктов.
  2. Продолжать учить называть предметы и делить на две группы, формируя у детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты».

Рассмотреть с ребёнком предметы фруктов и овощей, назвать их. Предложить правильно разложить урожай по корзинкам.

Рисование текстильными карандашами « Дождик»

Обе руки одновременно выкладывают короткие веревочки синего и голубого цветов наклонными линиями слева направо.

Комплекс № 3 «Домашние животные»

Массаж« Кошечки»

А кошечки, а уточки

Гуляют по дорожки.

Идут они вразвалочку

Мяукают считалочку.

Спинку выгибают (Поглаживать шею ладонями сверху вниз.)

Хвостиком виляют,

А за ними кот идет, (Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Тоже песенку поет.

Мурлычет он старается, (Раздвинуть указательный и средний

И вовсе не стесняется! (пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.)

Пальчиковая гимнастика « Слоненок и гусь»

Серый маленький слоненок,

Очень смелый он с пеленок,

Он гуся поймать пытался

Только сам в дали остался.

Гусь кричал ему бежа

— «Ох, слоненок, га-га-га! » (бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев).

Игра на мелкую моторику « Курочка с яичками»

Развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Материал: игрушка курочка, киндер с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек.

Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри

Рисование текстильными карандашами « Солнышко»

Правой рукой выкладывают из длинной желтой веревочки круглое солнышко. Потом короткими желтыми веревочками рисуют лучики.

Комплекс № 4 «Транспорт»

Массаж спины «Поезд» (дети встают «паровозиком»)

Чух — чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу. ( Похлопывание ладонями по спине)

Чух — чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу. ( Похлопывание кулачками оп спине)

Колёсами стучу, стучу,

Колёсами стучу, стучу. (Постукивание пальцами)

Садись скорее, прокачу!

Чу, чу, чу! (Поглаживание ладонями)

Пальчиковая гимнастика «Машинка»

Заведу свою машину («мотор») —

Би-би-би,

Я в нее налью бензину. (3 хлопка, топать),

Крепко-крепко руль держу («держать руль»),

На педаль ногою жму.

Еду, еду на машине (топать правой ногой).

Я спешу!

Игра на мелкую моторику « Дорожка от зайчика к морковки»

На столе поднос с манной крупой, картинка зайца и морковки. Предложите малышу пальцем провести дорожку к морковки.

Рисование текстильными карандашами « Радуга»

Правой и левой рукой выкладывают длинные разноцветные веревочки по очереди, полукругом.

Комплекс № 5 «Зимние забавы»

Массаж «Разогревалочка»

Не замерзают руки, начинаем их тереть, ( Дети растирают ладошки)

Мы сумеем ручки, быстро, быстро разогреть.

совсем как льдинки,

совсем как лягушки,

Потом как игрушки,

И потихоньку согрелись ладошки.

Я горю, как от огня, ( Прикасаются ладонями к щекам )

И потрогайте меня.

Пальчиковая гимнастика « Прогулка во дворе»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Все во двор пришли гулять . («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом скатились, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л. р.)

А еще в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Игра на развитие мелкой моторики «Снеговик»

Потребуются вырезанные из белой бумаги круги разных размеров; две черные пуговки («глаза»); картонный треугольник красного цвета («нос»); образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на бумаге или картоне.

Ребенку необходимо сделать «снеговика» — наложить детали на его контурную прорисовку. Когда ребенок закончит работу, спросите его, какого размера круги, из которых выложен «снеговик» (большой, средний, маленький).

Рисование текстильными карандашами « Травка»

Правой и левой рукой выкладывают длинные короткие зеленые веревочки по очереди, горизонтально.

Комплекс№ 6 «Дикие животные»

Самомассаж «Колючий ежик»

Погладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя потрогать!

Я хочу с тобой дружить.

Пальчиковая гимнастика «Лесные подарки»

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

— Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

— Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются — кланяются.)

Игра на развитие мелкой моторики « Ежик»

Познакомьтесь — это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Рисование текстильными карандашами « Найди пару»

Из всех веревочек собирают пары по длине (длинную с длинной, короткую с короткой).

Комплекс № 7 «Моя семья»

Самомассаж «прокатывание карандашей между ладонями»

Малыши, малыши! Где же у вас карандаши?

По ладошкам покатаем, ручки разминаем!

— Пальчики так устали, карандаши перебирая.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

(Поочередно необходимо загибать пальцы в кулак, начиная с большого пальца)

Вместе дружная семья. (Разжимаем одновременно все пальцы).

Игра на развитие мелкой моторики «Погладим платочек для мамочки»

Нужно всеми пальцами обеих рук разгладить так, чтобы он не топорщился.

Рисование текстильными карандашами « Заборчик»

Правой рукой выкладывают веревочки вертикальными линиями слева направо.

Комплекс № 8 «Птички»

Самомассаж «Воробушек»

Сел на ветку воробушек,

Покачался на ней.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нелегко улетать. (Кончиками большого и указательного пальца тянем вниз за обе мочки ушей 3 раза.

Всеми пальцами массируем ушки.

Пальчиковая гимнастика «Домашняя птица»

Наши уточки с утра —

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда —

Га-га, га-га.

( сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными — получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху —

Гу-гу, гу-гу. (поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно —

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра на развитие мелкой моторики « Покормим совушку»

Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Совы (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наша Совушка проголодалась и нужно ее покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы птичка не подавилась.

Рисование текстильными карандашами « Облака»

Правой и левой рукой выкладывают веревочки синего и голубого цветов по кругу.

Комплекс№ 9 Самомассаж : «Уточка и котик»

Уточки, уточки

Топают по улочке.

Идут в развалочку

Крякают считалочку.

Утка крякает,

Зовет утят с собой. (Поглаживать шею ладонями сверху)

А за ними котик, (Указательными пальцами растирать)

У котика хитрющий вид, (Пальцами поглаживать лоб от середины)

Их поймать хочет!

Не смотри на них! (Раздвинуть указательный и средний)

Не умеешь плавать! (пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха).

Пальчиковая гимнастика « Наши пальчики»

Наши пальчики устали. (Пошевелить всеми пальцами.)

Долго, долго рисовали.

(Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный и т. д.)

Мы немного отдохнём (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке)

Рисовать опять начнём. (Подуть на пальчики.)

Игра на мелкую моторику «Зашнуруй ботинок»

Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.

Материал: пара ботинок или кроссовок и шнурки к ним.

Ход игры: покажите ребёнку, как по- разному можно зашнуровать ботинок или кроссовку. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок или кроссовку.

Важно!

Вначале зашнуровывайте обувь вместе с ребёнком.

Рисование текстильными карандашами « Снег»

Правой и левой рукой выкладывают короткие веревочки синего и голубого цветов вертикально или наклонными линиями слева направо.

Комплекс № 10

Массаж «Не зевай от скуки»

Не зевать от скуки,

Постучи и тут, и там,

Встали и потерли руки,

И немножко по бокам.

А потом ладошкой в лобик

Не скучайте и не ленитесь!

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щечки заскучали тоже?

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз-два-три-четыре-пять.

Пальчиковая гимнастика: « Капельки»

Капельки веселые по земле стучат,

Капельки веселые земле говорят:

Топ — топ — топ– том!

Тик — тик — тик — тик!

Так — так — так — так!

Тип — тип — тип — тип!

Дети повторяют движения и слова.

Игра на мелкую моторику « Собери матрёшку»

После предварительного воспитателем показа детям раздаётся матрешка, которую они разбирают и собирают.

Рисование текстильными карандашами « Падают листочки»

Правой и левой рукой выкладывают короткие веревочки желтого, зеленого и красного цветов вертикально или наклонными линиями.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Описываются обучающие задания, которые построены ...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии

Методическая разработка представляет собой пособие, необходимое для развития гибкости детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией. В ней представлен как теоретический материал, так и практические рекомендации и примеры упражнений для...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики в конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

В статье описываются затруднения в области мелкой моторики, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В качестве одного из педагогических средств развития мелкой моторики рассматривается конструктивная деятельность. Обос...

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребен-ка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способ-ствует форми...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Описываются обучающие задания, которые построены ...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии

Методическая разработка представляет собой пособие, необходимое для развития гибкости детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией. В ней представлен как теоретический материал, так и практические рекомендации и примеры упражнений для...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников...

Задать вопрос