Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Автор: Пьяных Марина Петровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.
Дата публикации: 01.11.2023
Статья просмотрена: 85 раз
Библиографическое описание:
Пьяных, М. П. Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования / М. П. Пьяных. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8727/ (дата обращения: 27.04.2024).
В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие сочетанные нарушения в развитии.
Ключевые слова: дошкольники, ограниченные возможности, здоровье, учитель-дефектолог, сенсорное развитие, интеграция.
Введение. Обоснование актуальности темы исследования строится на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (Далее ФГОС ДО) и Федеральной образовательного стандарта дошкольного образования (Далее ФОП ДО). В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа, как и инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и социальной адаптации. Кроме того, должны учитываться специфические образовательные потребности каждой категории детей [3].
Эрготерапевт Энн Джин Айрес, занимавшаяся разработкой теории сенсорной интеграции, дает определение сенсорной интеграции как упорядочиванию ощущений, их объединению, которые будут использованы ребенком. Изначально ощущения дают информацию о физическом состоянии тела человека и окружающей среды. Поступая в мозг, сенсорная информация воздействует на процесс формирования познавательных процессов в онтогенезе ребенка. Это происходит в результате активного гетерохронного созревания мозговых структур и связей между ними, и для каждого этапа формирования высших психических функций ребенка необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению [1].
Энн Джин Айрес дает следующую характеристику сенсорной интеграции:
1) это бессознательный процесс;
2) перерабатывает информацию, полученную с помощью органов чувств;
3) придает аналитическое значение испытываемым ощущениям;
4) формирует концентрацию внимания;
5) позволяет осмысленно действовать и реагировать на различные ситуации (адаптивный ответ);
6) формирует базу для развития когнитивного и социального развития [1].
Авторы Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова описали симптомы нарушений сенсорной интеграции дошкольников и предложили сенсорные игры, которые служат терапией и игрой одновременно [2].
Многие авторы отмечают дисфункцию сенсорной интеграции среди детей с расстройством аутичного спектра (РАС). Ученые А. Н. Сакаева, В. В. Боброва, Т. К. Сагадиева на основе теории сенсорной интеграции предлагают виды коррекционной и развивающей работы, которые могут значительно улучшить сенсорную потребность детей с РАС.
Изучение проблемы сенсорной интеграции детей с ОВЗ, была сформулирована цель исследования — разработка и использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФОП ДО.
Объект исследования — особенности развития дошкольников с ОВЗ.
Предмет исследования — процесс сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФОП ДО.
Задачи:
— провести теоретический анализ литературных источников по общей и специальной (коррекционной) педагогике и психологии, нейрофизиологии и физиологии, нейропсихологии.
— разработать модель сенсорной интеграции детей с ОВЗ;
— оценить эффективность модель сенсорной интеграции детей с ОВЗ;
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа. В исследовании приняли участие: учитель — дефектолог (исследователь), воспитатели и группа разновозрастных детей с ЗПР от 3 до 7 лет (есть дети с ЗПР с элементами аутизма и с УО). Всего участвовали 12 детей.
Методы сравнительного мониторинга: сенсомоторные игры «Холодно, жарко, тепло», «Что ты видишь?», «Шел кораблик по волнам».
Результаты и их обсуждение
Для совершенствования деятельности учителя — дефектолога в вопросах сенсомоторной интеграции и сенсомоторной коррекции детей с ОВЗ была разработана система коррекционно-развивающей и дефектологической помощи детям, имеющим неврологические и психиатрические диагнозы. Система работы оформлена в виде Модели, имеющей цель — помощь дошкольникам с ОВЗ в пополнении сенсорного опыта. В Модели прописаны задачи и принципы сенсорной интеграции с учетом противопоказаний, а также описаны приемы сенсорной интеграции в деятельности учителя — дефектолога. Конечным результатом реализации Модели должно стать повышение уровня слуховой и зрительной концентрации внимания; повышение работоспособности в получении дошкольного образования; развитие мелкой моторики и балансировка сенсорной системы.
Наиболее эффективными являются сенсомоторные игры, такие как «Путешествие», «Туннель», «Ловкий тигрёнок», «Босиком по травке» и др.
Рис. 1. Модель сенсорной интеграции в деятельности учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Для оценки развития и состояния интеграции сенсорной системы использовались скрининговые методы диагностики развития, дисфункции сенсорной интеграции и сенсорный профиль.
Получены положительные результаты сенсорной интеграции. Частота встречаемости первичных сенсорных дисфункций в начале исследования составляла 49,7 % среди детей дошкольного возраста. При дисфункции сенсорной интеграции и при нарушении сенсорной модуляции отмечаются практически равные соотношения полов 1: 1,3 (мальчики по отношению к девочкам). После трех месяцев сенсомоторной коррекции и сенсорной интеграции процент сенсорных дисфункций снизился до 36,3 %, что подтверждает правильность выбора приёмов сенсорной интеграции.
Таким образом, помощь детям с нарушениями сенсорной обработки должна носить комплексный и системный характер, включать приёмы сенсорной суммации, базальной стимуляции, сенсорной интеграции наряду с двигательной, психолого-педагогической сенсомоторной коррекцией Эффективность сенсорной интеграции повышается при раннем исследовании сенсорных проблем и индивидуальном подборе учителем — дефектологом приёмов сенсорной интеграции.
Литература:
- Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. — 5-е изд. — М.: Теревинф, 2018. — 272 с.
- Седова, Н. В. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями / Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 408–410. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29087/ (дата обращения: 30.10.2023).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 30.10.2023)