Использование педагогической технологии «сторителлинг» в речевом развитии детей в практике воспитателя дошкольного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.11.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Лузганова, Н. А. Использование педагогической технологии «сторителлинг» в речевом развитии детей в практике воспитателя дошкольного учреждения / Н. А. Лузганова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8726/ (дата обращения: 08.05.2024).



Статья посвящена организации деятельности детей по речевому развитию в дошкольном учреждении. Автор рассматривает педагогическую технологию сторителлинг и практические варианты ее применения в работе с дошкольниками

Ключевые слова : речевое развитие, кубики историй, дошкольный возраст

Самое главное занятие ребенка — игра. Еще Л. С. Выготская, А. Н. Леонтьев, А. В. Запарожная, Д. Б. Эльконин выделяли игру как ведущий вид деятельности ребенка. Именно в игре закладываются ступеньки для социальной успешности. Игра — это своего рода испытательная площадка для проб своих действий и решений.

Современные реалии жизни дошкольного учреждения таковы, что любая деятельность дошкольников как образовательная, проектная, трудовая, двигательная, организовывается и происходит в виде игр. Это привносит в образовательный процесс занимательность, аккуратную вовлеченность и удовольствие.

На сегодняшний день в своей работе возможно использовать разные образовательные технологии. Их насчитывают больше сотни. Главная задача педагога вычленить из этой сотни ту, которая увлечет и поведет за собой детей. И сделает это легко, ненавязчиво и понятно.

Если обратиться к педагогическому термину «технология», мы можем найти такую формулировку: «Педагогическая технология — это зафиксированные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе ее использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Отталкиваясь от этой формулировки, я решила найти такую педагогическую технологию для использования в своей работе, которая бы отвечала (соответствовала) этому определению. И не забываем, что педагогическая технология должна быть игровой. И, опять же, она не должна быть каким-то «просто развлечением», а должна нести функции обучения, развития творчества, где-то быть и методом терапии, а так же становиться проводником в социализацию ребенка в обществе.

Хочу поделиться впечатлениями от одной педагогической технологии, информацию о которой нашла на просторах интернета. На мой взгляд, она заслуживает внимания. Это «Кубики историй».

Говори не так, как тебе удобно говорить,

а так, как слушателю удобно воспринимать.

Скилеф (Феликс Кирсанов)

Эту технологию в своей работе я начала использовать давно, несколько лет назад. Я даже не подозревала, что она носит такое название. Тогда мы с ребятами знакомились со сказками Владимира Григорьевича Сутеева. И чтобы совершить «путешествие» по страницам сказок я и подумала, что помогут мне в этом «Кубики сказок Сутеева». Задания, которые выполняли дети по этим кубикам были: «Что сначало, что потом», «Из какой сказки кадр», «Как начиналась история», «Чем окончилось» и т. д.

В игровых ситуациях дети, незаметно для себя, работали над расширением и пополнением своего словарного запаса, стимулировали работу памяти, оттачивали актерские навыки при драматизации эпизода и т. д.

И вот как-то работая над повышением своего образования и мастерства, я наткнулась на статью про метод «сторителлинг». Оказывается, в нашем мире все сферы жизни скоррелированы. И эта технология заимствована из сферы маркетинга. Она позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникации навыков детей старшего дошкольного возраста. Термин возник от слияния английских слов story — история и telling — рассказывать. В переводе означает «расскажи историю». То есть это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.

В русском языке ему более всего подходит замечательный синоним «сказительство», то есть повествование сказок, былин, мифов и др.

Саму игру Сторителлинг придумал и успешно опробовал, протестировал на собственном опыте Дэвид Армстронг. Он считал, что рассказы от первого лица, про себя, они более увлекательны и легко воспринимаются слушателями.

Не единожды я обращала внимание, что с интересом, просто затаив дыхание, дети слушают, когда я рассказываю сказку или историю, импровизирую, чем просто читаю в книге. Что привлекает детей в первом случае? Это контакт «глаза в глаза», как будто я рассказываю только ему. Конечно, это создает доверительную обстановку. И ребятам становится очень интересно. У них загораются глаза, появляется чувство сопереживания, участия.

Изначально эта игра была придумана для взрослых. Она состоит из девяти кубиков, на которые наклеены пятьдесят четыре картинки, с помощью которых мы погружаемся в увлекательный мир фантазии и приключений. Конечно, оригинале кубики сложны для дошкольников, но я нашла и применила в своей работе другой вариант использования кубиков.

Использование технологии сторителлинг я начала с трех кубиков. Каждый отвечал за определенный этап повествования.

Первый кубик — это завязка, вступление, начало истории. С чего же все началось (или начнется). Здесь могут помочь русские народные сказки. Вспомните, как начинаются истории. Вот и свою историю можно начать с этих всем известных слов: Жили-были…, давным-давно…, однажды…, эта история началась, когда….

Второй кубик — это развитие событий. Это сюжетные линии, нравы персонажей. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.

И третий кубик — кульминация, накал страстей. Герой может достичь цели, стать просто чемпионом. А может и нет. Ведь истории не всегда бывает со счастливым концом. Но это же может быть только первая серия.

Значит, пора кидать кубики. И вот оно — продолжение истории!

Кубики историй очень хорошо дополнят, а так же будут прекрасной подсказкой при занятиях по развитию речи при творческом рассказывании. Могут служить опорными картинками в составлении рассказов на заданную тему или серией картинок.

Часто кубики историй применяю в своей работе по развитию речевых и познавательных способностей дошкольников посредством теневого театра. Очень часто мы с ребятами придумываем, а потом и разыгрываем истории в теневом спектакле.

На начальном этапе работы с кубиками все картинки на них цветные. Это привлекает и удерживает внимание малышей.

Для детей старшего дошкольного возраста я увеличиваю количество кубиков, отвечающих за каждый этап повествования, например, до трех. И получается набор кубиков из девяти. И картинки на них могут быть как трафареты раскрасок, так и в виде тени — черными. Какой полет фантазии! Нужно придумать не только чем герой может заняться, но и как выглядит: какого цвета глаза, волосы. А одежда! Даже на этом этапе могут родиться несколько вариантов историй!

Как у каждой игры, у кубиков историй есть свои правила. Правила этой игры просты и легко запоминаются детьми, суть её — «бросай» и «рассказывай». И так! Игра начинается!

Ребенок берет кубик, отвечающий за первую часть повествования, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает придумывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок берет и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Вот так, плавно переходя от одной картинки к другой и сочиняются необычные смешные, а иногда и грустные истории.

Дети достаточно быстро учатся. Уже после 2–3 игр могут с легкостью составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развиваялогику.

Литература:

  1. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух. Дошкольное образование. -2008.-№ 8.-с 23–35.
  2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. -177 с.
  3. Русакова АС. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. — М.: Обруч, 2015.-192 с.
Задать вопрос