Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2023

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, Т. Н. Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике / Т. Н. Воронцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8712/ (дата обращения: 27.04.2024).



Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

Воронцова Татьяна Николаевна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 169» г. Воронежа

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Ключевые слова: ТРИЗ, мышление, игра, творчество, дошкольник.

Развитие креативности, творческого мышления, умение рассуждать, гибкость мышления — такие требования предъявляет современной общество к человеку 21 века.

Формирование личности, обладающей перечисленными качествами, вполне может быть одной из задач дошкольного образования.

Теория решения изобретательских задач — ТРИЗ — является хорошим шагом к развитию критически мыслящего ребенка.

Суть идеи ТРИЗ состоит в возможности научить человека творчеству, развивая у него определенные навыки. Творчество здесь рассматривается, как вид деятельности, в процессе которой создается что-то новое.

Получается, если известны закономерности, на которых основано созидание нового, а именно продукта творчества или мысли, то, при правильном их применении, возможно изобретение этого продукта.

При решении творческих задач по методике ТРИЗ, используются следующие методы и приемы:

– метод мозгового штурма

– синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях)

– морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения)

– метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами)

– метод Робинзона (нахождение применения, казалось бы, совсем ненужному предмету) и другие.

Рассмотрим практические примеры ТРИЗ в дошкольной педагогике.

Метод мозгового штурма

Основная задача мозгового штурма, помочь детям предложить как можно больше путей выхода из сложившейся и предложенной ситуации, причем пути эти должны быть неординарны, нестандартны. Нестандартность эта достигается за счет предложения детям необычных условий для ее разрешения.

Пример. Золушка, собираясь на бал, окрасила белоснежное платье краской для обуви. Что делать, если у Золушки под рукой есть только краска для обуви, иголка с ниткой и зонт?

Каждый из детей предлагает свой путь решения проблемы. Задача взрослого — серьезно относиться в выдвигаемым идеям, показывая тем самым, что рассуждать, выдвигая, казалось бы, немыслимые теории — здорово. Ошибаться — не страшно! Рассуждать — хорошо!

Синектика

Синектика (в переводе с греческого языка — «соединение разнородных элементов»)

В рамках синектики создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях.

В основании такой работы лежит 4 типа операций.

– эмпатия (личностная аналогия),

– прямая аналогия,

– фантастическая аналогия,

– символическая аналогия.

Пример. Котенок. Чем хорош котенок? Чем он тебе нравится? (эмпатия)

Покажи/расскажи, как ходит котенок, как он ловит мышку, как играет с хвостиком (прямая аналогия).

Представь, что ты котенок. Расскажи, как ты подружился с соседским щенком на прогулке. (фантастическая аналогия).

Что делать, если хозяин котенка вынужден оставить его одного дома на три дня и срочно уехать в командировку? (символическая аналогия)

Здесь идет речь о творческом мышлении. Необходимо поддерживать идеи ребенка, его смелость суждений.

Морфологический анализ

Морфологический анализ (морфологический ящик) — метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.

Морфологический анализ представляет собой построение таблицы, в которую заносятся в виде перечисления все возможные варианты построения/описания объекта, а также его использования/применения.

При этом необходимо следовать следующему плану:

  1. Точно обозначить вопрос, проблему.
  2. Назвать главные характеристики объекта.
  3. Проговорить/обозначить все возможные наборы элементов объекта.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Рассмотреть все варианты, занесенные в таблицу, обсудить их.
  6. Определиться с выбором единого варианта, оптимального для всех участников.

С помощью морфоанализа возможно придумать с детьми новый транспорт, сказочного героя, необыкновенное растение и прочее.

Пример. В каком доме будет жить сказочный герой?

Дом будет высоким, крепким, удобным, перемещающимся.

Можно строить из кирпичей, он будет высоким и крепким, но не сможет перемещаться. Можно строить из воздушных шаров, тогда он будет перемещаться, но не будет крепким. И так далее.

Таким образом, в процесс общий решений рождается новый сказочный дом для главного героя сказки.

Метод фокальных объектов

Суть метода состоит в том, чтобы научить детей переносить свойства одного объекта на другой и объяснять практическую значимость этого переноса.

Пример. Необычный подарок.

В одной коробке лежит книга, а в другой мяч. Волшебница перепутала коробки, и книга оказалась со свойствами мяча («прыгучей», резиновой, легкой), а мяч со свойствами книги (бумажным, интересным, красочным).

Выход. Создать книгомяч. По нему можно будет читать сказки во время игры в футбол.

Метод Робинзона

Суть метода Робинзона в том, чтобы самому обычному предмету предложить необычные варианты применения.

Пример. Сказочный герой попал на необитаемый остров. На берег выбросило только кастрюлю/ботинок, спасательный круг. Как эти предметы могут помочь на необитаемом острове?

Итак, ТРИЗ возможно использовать ежедневно для развития у дошкольников речи, творческого мышления, самостоятельности суждений. Ребенок учится быть внимательным к чужому суждению, при этом сам готов рассуждать и не боится ошибаться.

Конечно, бывают ситуации, когда проблема требует конкретных решений, а не фантастически изобретенных. Но здесь уже работа педагога: продумать вопросы и задания, а потом предлагать их или способ их решения детям.

Литература:

  1. Петров В. ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Уровень 1 [Текст] / Петров В. —. — Москва: Солон-пресс, 2019–256 c.
Задать вопрос