Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Золотарева, А. В. Учебно-методическая разработка по проблемам реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников подготовительной группы ДОО «Воронеж — колыбель российского флота» / А. В. Золотарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8710/ (дата обращения: 05.05.2024).



Методическая разработка ООД составлена на основе технологии проблемного обучения. Автор предлагает воспитанникам формулировать и озвучивать пути решения проблемы, стимулируя тем самым познавательную активность детей. Наряду с коммуникативным и познавательным развитием, разработка позволяет решать вопросы патриотического воспитания. В основе всей детской деятельности лежит игра.

Ключевые слова: флот, познавательное развитие, занятие, игра, патриотизм.

Цель: формирование представлений о роли Петра I в развитии Воронежа, как колыбели российского флота

Задачи:

– Обучающие: расширять знания детей об истории Воронежа, продолжить формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

– Развивающие: развивать навыки связной речи; способствовать развитию познавательного интереса, любознательности;

– Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, бережное, уважительное отношение к историческому наследию, доброжелательное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Предварительная работа:

– тематические беседы о первых Петровских кораблях,

– просмотр мультфильмов «Наше всё. Царь-плотник», «Петр Первый. Биография детям», изготовление плоскостных декораций из пластилина и бумаги к моделированию ситуации «От Воронежа до Азова».

Оборудование и материалы:

– Комплект одежды в русском народном стиле

– Мягкие кубики с буквами

– Емкость с водой, бумажные кораблики

– Песочница с плоскостными декорациями

– Интерактивная доска, проектор, ноутбук

– Презентация «Воронеж — колыбель»

Ход деятельности

  1. Мотивация
    1. Беседа «Прошлое, настоящее, будущее»

Предлагаемая ситуация и вопросы.

— Ребята из младшей группы задали вопрос: что такое прошлое, настоящее и будущее. Прежде, чем ответить педагог решает посоветоваться с более старшими воспитанниками. Выслушиваются варианты ответов.

— А можете сказать, что было 100 лет назад? А 200? А 300 лет назад? (Детей нужно подвести к мысли о том, что и 100, и 200, и 300 лет довольно далекое от нашего времени прошлое и очень интересно узнавать, что происходило в это время).

— Предлагаю отправиться в прошлое и совершить прыжок во времени на 300 лет назад!

  1. Основная часть
    1. Сюрпризный момент «Прыжок во времени» (Дети с воспитателем совершают прыжок с закрытыми глазами, обнаруживают комплекты одежды в русском народном стиле, надевают их).
    2. Проблемная ситуация «Тайное послание»

— Ребята, что за одежда на нас?! (русская народная)

— Где мы оказались? В какое время? (в России, в прошлом)

Обращает внимание на кубики с буквами. Есть первая и последняя буквы — В и Ж. Угадайте название города и составьте его из кубиков.

В одном из кубиков обнаруживается тайное послание «В Азовском море нападают враги! Срочно нужна помощь!»

Дети прочитывают послание и предполагают, как попасть из Воронежа к Азовскому морю. Что для этого нужно? (Нужно знать маршрут и иметь удно).

2.3 Работа с картой. Опираясь на карту, дети рассказывают, каким образом река Воронеж связана с Азовским морем.

2.4 Проблемная ситуация. Как привести в движение морское судно, если ты находишься в прошлом? Выслушиваются предположения ребят.

2.5 Ситуация-исследование «Сила ветра». Дети пробуют с помощью силы воздуха привести в движение бумажные кораблики в воде и приходят к выводу, что одного ветра для этого недостаточно, поскольку управлять ветром человеку не всегда под силу.

2.6 Беседа с опорой на иллюстративный ряд «Петр Первый» на основе предварительной работы.

— У кого в прошлом возникла идея создания флота в России?

— Кто такой Петр Первый?

— Что вы знаете о нем?

— Кто изображен на следующей иллюстрации вместе с Петром Первым? (Святитель Митрофаний). Почему их изобразили вместе.

Педагог выслушивает ответы детей, подводит итог сказанному.

Более трехсот лет назад царь Петр Первый начал строительство российского военного флота в Воронеже. По берегам реки Воронеж росло много леса, из него и строить можно. Святитель Митрофаний помогал царю советом и молитвой, ведь раньше люди не начинали большого, да и малого дела без молитвы. А еще святитель Митрофаний собрал свои небольшие сбережения и отнес их Петру Первому, чтобы тот использовал их для строительства кораблей.

2.7 Интерактивная дидактическая игра «Угадай корабль». Педагог постепенно открывает окошки, появляется фото корабля Гото Предестинация.

— Что это за корабль?

— Как он называется?

— Где его можно увидеть в современном мире?

Педагог выслушивает ответы детей, подводит итог.

Гото Предестинация в переводе означает Божье Предвидение. Макет этого корабля и сейчас можно увидеть, прогуливаясь по Адмиралтейской площади Воронежа.

2.8 Проблемный вопрос. Что общего между картинками колыбель, корабль, Воронеж ?

2.9 Моделирование ситуации «Из Воронежа в Азов» в песочнице. Дети моделируют ситуацию, соединяя макеты реки Воронеж, реки Дон, Азовского моря, ставят во главе этого макет фигуры Перта Первого, проводят бумажный кораблик по созданному пути, сопровождают свои действия рассказом. Педагог задает наводящие вопросы. Словесно поощряет детей. Важно отметить, что задача — оказать помощь России в Азовском море — решена, похвалить детей.

2.10 Игровая ситуация «Возвращение в настоящее». Совершая прыжок, дети возвращаются в современность (переодеваются в свою прежнюю одежду).

  1. Рефлексия.

— Мы вернулись из прошлого в настоящее. Обратите внимание на экран. Попробуйте угадать и исправить фразу. (На экране слова колыбель Воронеж флота российского — нужно построить фразу) Что скажем мы нашим друзьям-современникам, вернувшись из прошлого?

Воронеж — колыбель российского флота!

Педагог подводит итог. Прошлое — это память наших предков. Будем хранить эту память и рассказывать своим потомкам как Воронеж стал колыбелью.

Литература:

  1. С.Алексеев Рассказы о Петре I [Текст] / С.Алексеев —. —: Детская литература, 2022–32 c.
  2. Погорелова М. Кто такой Петр I? [Текст] / Погорелова М. —. —: Феникс-Премьер, 2015–31 c.
Задать вопрос