Организация театрализованной деятельности дошкольников посредством теневого театра | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 30.10.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Лузганова, Н. А. Организация театрализованной деятельности дошкольников посредством теневого театра / Н. А. Лузганова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8708/ (дата обращения: 08.05.2024).



Статья посвящена организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматривает возможность и предлагает практические варианты применения теневого театра при работе с дошкольниками.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, дошкольный возраст, теневой театр.

Заказ современного общества в обучении направлен скорее на интеллект и научные знания. Поэтому родители нацелены, скорее, на задачи научить детей читать, писать, считать, а не на способность чувствовать, думать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники еще 10–15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются, сопереживают, восхищаются, все чаще проявляют равнодушие, жестокость, их игры часто однообразны, интересы ограничены. Более того, у детей, которые «не доиграли», как говорят психологи, часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, чувствованию, воображению — путь через игру, фантазирование, сочинительство. Решение этих проблем — театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду хотя и не входит в систему организованного обучения детей, используется давно. Элементы театрализованной деятельности прочно вошли в жизнь дошкольного учреждения как компонент досуга, праздника, либо развлечения. Её можно встретить и на занятиях непосредственно образовательной деятельности, и в совместной деятельности с взрослыми.

Но в повседневной жизни ее использование бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую только лишь для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. И хотя театрализованная деятельность популярна в детском саду, у неё есть некоторые стороны, не используемые в работе с детьми.

Буренин А. И. в своей книге «Театр всевозможного» говорит, что «с точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, атак же о коррекционных возможностях театра». Эта деятельность интересна и детям, и взрослым. Она объединяет их для достижения единой цели — самого спектакля и подготовки к нему.

Если театральная деятельность помогает достигать поставленных целей, почему же не все педагоги используют её в своей деятельности?

Причин этому, наверное, несколько. И первая, с которой всё начинается, это личный интерес, заинтересованность. Если педагогу самому неинтересна работа, то она не увлечет и окружающих. В том числе детский коллектив.

Что я могу предложить для увлечения театрализованной деятельностью других педагогов? В своей группе создала уголок театра. Здесь представлены куклы и атрибуты различных театров (от пальчикового до теневого). Есть подборка сценариев для каждого вида театра. В развлечения и досуги включаю выступления с использованием различных театральных кукол: би-ба-бо, теневых.

Иногда педагоги испытывают определённые трудности в передаче образа или эмоций героя. Поэтому на сцену выходят, как правило, те педагоги, у кого это хорошо, легко получается. А те, у кого встречаются трудности, не очень охотно выходят на сцену.

Еще одной причиной уклонения от занятий театральной деятельностью можно назвать «нетворческий подход». В его четкий распорядок дел никак не вписываются самые первые занятия над ролью, настроением спектакля, когда дети пробуют «покричать петушками», похлопать крыльями, замести дорогу хвостом, да и покататься с боку на бок, как Колобок. Это то самое творческое самовыражение в задаваемых этюдах.

В своей работе практикую чередование главных и второстепенных ролей у одного ребенка. Конечно, с некоторыми детьми нужно больше времени работать над ролью. Другой, более активный ребенок, справится быстрее, но результат нашей кропотливой работы всегда был положительным. Дети не подводили. С каждым разом раскрывались глубже. А сколько потенциала еще!

Наша задача в детском саду — создать условия, в которых дошкольник мог проявить себя, дать ребенку уверенность в своих силах, желание пробовать новое.

Как я использую средства театрализованной деятельности в своей работе? Я разработала программу дополнительного образования «Мир теней». Она предназначена для детей с 4 лет. Начиная со второй младшей группы работаю с детьми по разработанной мною дополнительной программе «Мир теней». Знакомлю с интересным, таинственным миром театра, особое место в программе занимает теневой театр. Программа позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у детей через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя.

Своё знакомство с миром театра и театральной деятельностью дети начинают с игр с ролью — прообразом театрализованных игр. Действуя в соответствии с ролью, дети более эффективно используют свои возможности и легче справляются со многими задачами. Действуя от имени смелых заек, осторожных мышек, дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. дети лишь подражают животным, копируют их, выделяя их особенности поведения. Очень важно в младшей группе научить способам игровых действий по образцу. Для детей средней группы в программу включила игры, сочетающие слово и движение, этюды на выразительность передачи образа мимикой и жестами, этюды на выражение основных эмоций, первые драматизации простейших сказок с использованием пальчикового, кукольного, настольного театров и фланелеграф. Включила игры для работы по выразительности речи (интонация). Дети учатся, моделируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль.

В среднем возрасте дети продолжают свое знакомство с теневым театром, его устройством (ширма для теневого театра). Мы играем со светом и тенью. Продолжаем совершенствовать свои исполнительские умения: разыгрываем спектакли, используя куклы теневого театра (плоскостные).

В подготовительной к школе группе у детей совершенствуются и эмоциональная отзывчивость, и пластика движений, и выразительность речи, при организации театрализованных игр проявляется большая самостоятельность детей. Для детей этого возраста предлагаю к постановке теневые спектакли с актерами — детьми. Происходит развитие чувства партнерства.

В старшем дошкольном возрасте провожу работу для обогащения впечатлений детей, развития их игровых навыков. Развитие инициативы и самостоятельности происходит через разыгрывание знакомых сценок, песенок и стихов. Дети с удовольствием придумывают и разыгрывают сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев. У ребят появилась даже своя традиция в группе — старые сказки на новый лад. Некоторые способы сочинения сказок предлагает итальянский писатель Джанри Родари.

— «Перевирание» сказок (пародия на уже знакомую). Предлагайте детям вспомнить любую сказку и придумайте в ней другой сюжетный поворот с этими героями или добавьте хоты бы одного нового героя;

— «салат» из сказок (соединение различных персонажей в одной сказке). Соберите героев из разных сказок и придумайте новую;

— сказки «наизнанку» (получение нового путем извлечения сюжета и героев из старого). Это знакомые сказки, где добрые персонажи становятся злыми, а злые — добрыми. И возникают новые повороты сюжета;

— «а что было потом?» (продолжение сказок после окончания). Все дети помнят свои любимые сказки от начала и до конца и не любят менять в них ни одного слова. Но все-таки иногда они задают вопрос: «А что было дальше?» предложив придумать продолжение известной сказки и получается целая «вторая серия».

В их создании принимает участие вся группа детей и конечный результат записывается в «книгу сказок группы». Эти сказки и истории дети драматизируют в развлечениях, досугах, совместной деятельности со взрослыми, домашних театрах.

И конечно, вся работа идет с использованием музыкальных произведений. Музыка помогает раскрыть характер персонажа, а иногда и подсказать что- то. В работе над спектаклем мы всей группой обсуждаем героев. Все вместе проигрываем все роли. На этом этапе можно увидеть много полезного: кто-то придумает интонацию, с которой говорит герой, кто-то движение и это дополнит конечный образ.

Следующий этап — утверждение ролей. В этот момент важно поддержать желание робких, не бойких детей, в работе над главной ролью. А вообще, над теневым спектаклем работает вся группа: кто-то работает над декорациями, кто-то над образом теневых кукол, а кто-то придумывает свет в спектакле.

И в заключение хочется вспомнить замечательные слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Литература:

  1. Буренина А. И. «Театр всевозможного» вып 1: От игры до спектакля. Учеб.-метод пособие. — 2-е изд, перераб и доп — СПб, 114с.
Задать вопрос