Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.10.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Попова, В. В. Роль изобразительной деятельности в развитии воображения у детей раннего возраста / В. В. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8681/ (дата обращения: 06.05.2024).



Рассматривается возможность развития психического познавательного процесса воображения на занятиях изобразительного искусства с детьми раннего возраста. Воображение представлено как основа наглядно-образного мышления, позволяющего ребенку ориентироваться и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Разработана модель развития воображения детей на занятиях изобразительной деятельности, которая показала свою эффективность.

Ключевые слова: воображение, дошкольники, изобразительная деятельность, модель, воспитатель.

Введение. Актуальность исследования опосредована требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Стандарт регламентирует следующие требования к художественно-эстетическому развитию дошкольников: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Для овладения практическими навыками в любой деятельности необходимо уметь фантазировать, представлять, мечтать, актуализировать имеющиеся временные связи для создания нового объекта или предмета изобразительного искусства. На занятиях изобразительной деятельностью воображение отражается в восприятии и это влияет на создание образов воспринимаемых предметов, что говорит о взаимном дополнении этих когнитивных процессов.

В диссертационном исследовании В. А. Пантиков выдвинул гипотезу о том, что развитие воображения и художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительным искусством может быть эффективным в том случае, если будут использованы комплексные методики, разработанные на основе образно — логического способа обучения рисованию и будут интегрированными занятия ИЗО с другими образовательными областями. Автору удалось подтвердить гипотезу и доказать целесообразность авторской методики развития воображения в изобразительной деятельности [1].

Цель научного исследования Г. В. Петровской — анализ особенностей процесса художественной коммуникации в сфере изобразительного искусства, в том числе изучение факторов, влияющих на восприятие художественной информации. Автор водит термин «зрительская креативность», т. е. то качество, которое находится в тесной связи с воображением, представлением и восприятием, и это позволяет по-новому взглянуть на проблему восприятия-интерпретации художественного произведения [2].

Анализ научной литературы, философских и психологических трудов говорит о том, что проблемам воображения и творчества посвящены исследования М. Б. Беркинблита, Е. М. Беспаленко, П. И. Блонского, А. В. Брушлинского, Г. В. Веденеевой, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Шокоровой и др.

Опираясь на научную базу перечисленных авторов, была сформулирована цель исследования — научно-теоретическое обоснование и

экспериментальная проверка модели развития воображения дошкольников раннего возраста в изобразительной деятельности.

Объект исследования — процесс развития воображения дошкольников раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка.

Предмет исследования — изобразительная деятельность как фактор развития воображения дошкольников раннего возраста.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги (воспитатели) КУЗ ВО «Воронежский областной специализированный дом ребёнка». Возраст детей — 2–3 года. Дети имеют неврологические и психиатрические диагнозы (задержка психического развития и задержка речевого развития, далее ЗПР и ЗРР). Контроль умений и общего развития осуществлялся методом наблюдения; пальчиковым рисунком (техника рисования пальчиками примитивна и доступна для малышей, которые могут сидеть и концентрировать внимание в течение 5 минут).

Результаты и их обсуждение

Разработанная и реализуемая модель представляет собой схему педагогической деятельности в области ИЗО и развития в процессе этого воображения дошкольников. Модель имеет взаимосвязанные и взаимодополняемые ступени: цель; направления развития воображения на занятиях ИЗО; методы и приемы развития воображения на занятиях ИЗО; педагогические условия. Представлен замысел ожидаемого результата — способность детей к спонтанному созданию или преднамеренному построению простейших образов, представлений, идей объектов и умение манипулировать ими, а также сенсомоторное развитие.

Самыми популярными по уровню мотивационно-потребностной сферы являлись следующие методы: кейс- методы; реинтеграция; сказка; трансформация, пальчиковое рисование. Пример кейс-метода для развития воображения у дошкольников с ЗПР и ЗРР на занятиях изобразительной деятельностью.

Сказка Курочка Ряба - читать онлайн

Кейс 1. Предлагается посмотреть картинку и решить проблемный кейс.

Это известная сказка «Курочка Ряба». Детям показывается картинка, где «мышка бежала, хвостиком задела яичко, оно упало и разбилось». Дедушка и бабушка плачут. Как им помочь? Это проблемный вопрос. Воспитатель предлагает нарисовать яичко. В соответствии с ФГОС ДО поддерживается самостоятельность в выборе чем рисовать — пальчиками или кисточкой.

Модель развития воображения дошкольников на занятиях изобразительной деятельности

Рис. 1. Модель развития воображения дошкольников на занятиях изобразительной деятельности

Пример реинтеграции , т. е. достройки до целого из одной основной, важной части или процесса.

Рис. 2 Рис. 1

Вводное задание: «Маленький цыпленок был любознательный, ушел от мамы и попал в незнакомое место. Куда он попал? Дорисуйте предложенные фигуры. Расскажите, что чувствовал цыпленок, когда ходил по этим местам».

Обычно дети с удовольствием создают фантастический мир, воображают то, с какими трудностями может столкнуться их герой. Естественным образом развивается эмоциональная сфера, так как любое художественное произведение имеет характерные эмоциональные особенности.

Выводы . Разработанная и реализованная модель показала свою эффективность. Дошкольники стали использовать различные цвета при реинтеграции, трансформации. Рисование пальцами развивает сенсомоторное развитие ребенка. Рисование пальцами — это пальчиковая гимнастика, которая отвечает за психическое и интеллектуальное развитие, речевые навыки, мыслительную способность. Замечена положительная динамика в количестве деталей, которыми дошкольники дополняли стимульные фигуры.

Литература:

  1. Пантиков В. А. Дидактические условия развития воображения и художественно-творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства: Дис.... канд. пед. наук: Томск, — 2003, — 174 c.
  2. Петровская Г. В. Произведения изобразительного искусства в процессе художественной коммуникации: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения / Г. В. Петровская; РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2013. — 28 с.
Задать вопрос