Урок в музее колокольчиков «Волшебный перезвон» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Урок в музее колокольчиков «Волшебный перезвон» для детей старшего дошкольного возраста / А. А. Черных, Н. Б. Леонтьева, Л. Н. Прокофичева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8674/ (дата обращения: 03.05.2024).



Дети с педагогом подходят к музею.

Педагог: Дети, вы верите в волшебство (ответы детей)

Педагог: А кто такие феи?.. Феи — это сказочные волшебницы. Бывают Феи цветов, или Феи музыки, а бывают Феи — хранительницы.

Слышится музыка, и появляется Фея.

Фея:Здравствуйте, а вот и я!

Педагог: Кто ты?

Фея: Я Фея-хранительница, вы только, что говорили про меня.

Педагог: Хранительница чего?

Фея: Хранительница музейных экспонатов.

Дети: Так ты живёшь в музее?

Фея: Да, я живу в музее «Волшебный перезвон». Я охраняю и оберегаю. А какие экспонаты в моём музее, догадайтесь сами. Вот вам загадка:

Стоит колпачок, а под ним язычок.

Стоит его в руки взять, сразу он начнет звучать.

Дети: Это колокольчик.

Фея: Молодцы вы отгадали, экспонаты моего музея — это колокольчики. Я приглашаю вас в музей колокольчиков. Но прежде чем отправиться, нам нужно вспомнить, как ведут себя в музее.

Дети вспоминают правила поведения в музее с помощью схем.

Под перезвон колокольчиков дети заходят в музей.

Фея: Посмотрите, как много в моём музее разных колокольчиков. Колокольчики бывают поющие, они звучат, или колокольчики декоративные, которые служат как украшение.

Есть маленькие колокольчики и побольше, а еще бывают большие колокола.

Есть колокольчики, которым очень много лет, а есть совсем молодые.

Предлагает детям спеть вместе песенку под мелодию колокольчика.

1. Весёлый колокольчик –

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

Смеётся и хохочет.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

2. Он пел зимой чуть слышно -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

Но снова солнце вышло -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

3. И звонкие капели -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

В ответ ему запели.

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

Фея: Молодцы, ребята. Хотите узнать историю колокольчиков?.. Слушайте и смотрите.

Дети смотрят презентацию и слушают.

Фея: Итак, слушайте внимательно. Слово «колокол» означает — зов, шум, крики. Ряд исследователей полагает, что родина колоколов — Китай. Более 4000 лет назад. Их подвешивали как амулеты на шею лошадям и на пояса, чтобы отпугивать злых духов, военным их звон служил сигналом, в храмах — сопровождал службы.

Педагог: А мне нравится другая история о том, как возникли колокольчики. Хотите послушать?

История о монахе и цветке.

Фея: Очень интересно. Ну а я продолжу. Ранняя история колоколов на Руси имела свои особенности. Сначала колокольчики придумали для того, чтобы не терялись домашние животные… Потом их стали использовать все чаще и в быту… Колокольчиков в России было превеликое разнообразие:

— ямские (поддужные) колокольчики

— свадебные

— коридорные колокольчики

— настольные (для вызова прислуги)

— дверные

— рыбацкие

— железнодорожные

— пожарные

— корабельные (рында)

— колокольчик, как музыкальный инструмент

— ритуальные

— сувенирные колокольчики

— школьный колокольчик

Изготавливались колокольчики из различного материала:

— бронзовые

— фарфоровые

— стеклянные

— деревянные

— керамические

— и даже из камня

Самые большие колокольчики, колокола, появились в России более 1000 лет назад. Их отливали из меди и олова. Звонили колокола во время праздников или других разных событий.

Педагог: Уважаемая Фея, дети знают немного об этом и сейчас расскажут, когда звонили колокола (ответы детей).

Пальчиковая игра «Звонко колокол звонил».

Фея: А вот — самый большой колокол. Послушайте его историю.

История Царь — колокола.

Фея: Колокольчики и колокола выполняли различные функции:

  1. Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием.
  2. Колокола сообщали о приближении неприятеля.
  3. Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки.
  4. Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика.
  5. Сигнальная функция и теперь является определяющей для железнодорожных, пожарных, корабельных колоколов, а также для дверных и настольных колокольчиков.

Интересный факт: на Международной космической станции есть колокол. В него бьют каждый раз, когда происходит смена командира.

Так вот, XIX век слыл веком колокололитейного искусства России. Но новый уклад жизни прервал существование не только церковных колоколов, но колокольчиков. Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. Общеизвестно, что Валдай в прошлом — крупный центр литья ямщицких колокольчиков. И сейчас валдайский колокольчик — самый знаменитый во всем мире русский колокольчик. Его привозят в качестве сувенира из России.

Педагог: Послушайте стихотворение про валдайский чудо-колокольчик.

Ребенок:

Колокольчик из Валдая звонким голосом звенит.

Мчится тройка удалая, впереди ямщик сидит.

И под этот звон весёлый, мчится тройка сквозь года,

И ворвавшись в моё сердце, там осталась навсегда.

Колокольчик из Валдая звонким голосом звенит,

Своей песней провожая, всех, кто в дальний путь спешит.

Фея: Замечательно. А теперь я предлагаю поближе познакомиться с экспонатами моего музея.

Дети проходят к выставке.

Фея: Здесь есть колокольчики декоративные, бытовые, например, этот служил шкатулкой для конфет, этот был коробочкой для чая. А вот — колокольчики звучащие. Они имеют разный звук, то есть звучат по-разному. Это зависит от материала, из которого они изготовлены. Это — хрустальный колокольчик, он сделан на фабрике знаменитого русского городка Гусь Хрустальный… А вот чудесный валдайский из фарфора… А этот глиняный, этот стеклянный, этот металлический.

Дети по вызову педагога играют на колокольчиках

Педагог: Хотелось бы спросить вас, как устроен колокольчик?.. Как получается звук?... Предлагаю поиграть и изобразить звук колокольчика.

Игра «Дин- дан-дон»

Фея: Молодцы. А у меня тут тоже есть игра…

Дидактическая игра с карточками

Фея: А еще колокольчики бывают мелодические, диатонические. Посмотрите.

Дети пробуют звенеть. Исполняется оркестр.

Педагог: Мы с детьми сделали вот такие заготовки — это колокольчики из пластилина. Предлагаю всем вместе украсить их бисером и потом оставить в твоём музее, уважаемая Фея. Это будут новые экспонаты.

Дети выполняют задание.

Фея благодарит и прощается.

Задать вопрос