Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 11.10.2023

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Манькова, О. Ю. Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников / О. Ю. Манькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8652/ (дата обращения: 04.05.2024).



Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан результат формирующего эксперимента. Исследование проводится в рамках самообразования.

Ключевые слова: дошкольники, педагоги, нравственность, патриотизм, воспитание.

Актуальность исследования. Целевой раздел Федеральной образовательной программы одним пунктом планируемых результатов ставит освоение ребёнком старшего возраста умения рассказать о своих желаниях, достижениях, о семье и семейном быте, иметь представления о малой Родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах и др.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года призвана объединять усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения, отмечая, что главенство в этом вопросе принадлежит семье. Однако, ведущая роль отводится образовательным организациям, а ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивают становление российской гражданской идентичности ребенка, укрепление нравственных основ его общественной жизни, успешную социализацию и адаптацию, самоопределение детей в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации.

Вопросу нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посвящено исследование Е. Н. Бородиной. Автор конкретизировала понятие «нравственно-патриотическое воспитание» относительно дошкольного возраста и выдвинула гипотезу о том, что процесс нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников будет проходить эффективно, если будет разработана методика нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников поли-художественной деятельностью [1].

Согласно выводам научных исследований, таких ученых как Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова, Е. Н. Бородина, А. Ю. Кузина, Н. С. Махина, М. Ю. Савченко, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина и др., в дошкольном возрасте к нравственно-патриотическим ценностям относятся: любовь к семье, родному городу, к родной природе, знание истории и традиций своего народа, гражданская идентичность.

Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — использование современных подходов для организации процесса нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в условиях ДОО.

Объект исследования : процесс нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

Предмет исследования : современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

На основании цели исследования были поставлены следующие задачи :

1) провести теоретический анализ состояния проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

2) разработать модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3) экспериментально проверить результативность модели.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дети старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 26» города Воронежа.

Методы исследования: констатирующий эксперимент по оценке степени нравственно-патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста; анализ игровой деятельности в тематических мероприятиях; включенное и невключенное наблюдение.

Для мониторинга степени нравственно-патриотической воспитанности использовались игры: «Дидактическая игра флаг и герб России»; проблемная игра (с постановкой проблемного вопроса) «Ваня простудился»; познавательная игра (с наводящими вопросами) «Я и мой мир», «Что я люблю из того, что меня окружает». При оценке уровня воспитанности при проведении первого и второго мониторинга (проводимых с разницей в 3 месяца) оценивались личностные результаты детей и подводился итог общего уровня. Каждая игра оценивалась по трехбалльной системе, где 3 — хорошо; 2 — удовлетворительно; 1 — плохо.

Результаты и их обсуждение

Рабочая модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет системный характер и состоит из следующих компонентов: цель; теоретико-методологические компоненты; принципы нравственно-патриотического воспитания дошкольников; педагогические условия; описание этапов нравственно-патриотического воспитания дошкольников; планируемый результат.

Теоретико-методологический компонент связан с обоснованием необходимости нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Выделенные принципы нравственно-патриотического воспитания детей взаимосвязаны и в них пересекаются основополагающие для исследования позиции.

Модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Создание педагогических условий представляет собой образовательную «лесенку», постепенный переход от сопереживания героям сказок, рассказов, участия в тематических праздниках, к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях, т. е. переход от этапа эмоционально-мотивационного к деятельностно-рефлексивному. Полученные данные трех мониторингов, подтверждающие эффективность Модели приведены в таблице.

Таблица 1

Анализ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (мониторинговый срез 1, 2)

Методики

Эмоцион. интеллект

Выражение чувств

Эмпатия

1 м

2 м

1 м

2 м

1 м

2 м

«Я и мой мир»

1,56

2,34

2,07

2,67

1,21

2,33

«Ваня простудился»

2,01

2,58

1,65

2,16

2,21

2,46

«Что я люблю»

2,76

2,89

2,55

2,77

1,65

2,02

Из таблицы видно, что наилучшие результаты получены при проведении проблемной игры «Ваня простудился». Здесь эмоциональный интеллект, выражение чувств и эмпатия выражены и носят не только ситуативный характер. Игра «Я и мой мир» также имеет положительную динамику.

Таким образом, реализация Модели позволила доказать на практике, что деятельность педагога ДО в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствует развитию эмоциональной отзывчивости, формирует ценности, развивает представления о традициях своего народа, истории своей страны, формирует гражданскую идентичность.

Литература:

  1. Бородина Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности: диссертация... кандидата Педагогических наук: Челябинск, 2016, — 230 с.
Задать вопрос