Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего
Авторы: Баскова Светлана Владимировна, Баскова Екатерина Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.
Дата публикации: 29.06.2023
Статья просмотрена: 63 раза
Библиографическое описание:
Баскова, С. В. Конспект подгрупповой ООД «В деревне у бабушки Агафьи» в компенсирующей старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Домашние животные» с использованием конструктора лего / С. В. Баскова, Е. А. Баскова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8474/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: Развитие связной речи через использование индивидуального и совместного конструирования ЛЕГО.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
– активизировать словарь детей по теме;
– совершенствовать грамматический строй речи (существительные с суффиксами -онок- , -енок-, -ат-, -ят-) ;
– закреплять употребление существительных в форме единственного и множественного числа родительного падежа;
– выделять 1-й звук в словах,
– выполнить звуковой анализ слова кот ;
– развивать синтаксическую сторону речи (закрепление понятия предложение с помощью элементов конструктора ЛЕГО);
– учить строить фигуры животных по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
– закрепить представление о строительных деталях конструктора ЛЕГО, их свойствах.
2. Коррекционно-развивающие:
– развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением с помощью элементов конструктора ЛЕГО;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис;
– развивать мыслительную деятельность.
3. Коррекционно-воспитательные:
– прививать любовь к домашним животным;
– воспитание коллективизма, уверенности, активности, умение работать индивидуально и в команде;
– воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность;
– сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
– развивать самостоятельность при работе со схемами;
– воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
Предварительная работа:
– чтение книг о домашних животных;
– рассматривание энциклопедии «Соседи по планете», иллюстраций в книге «Домашние животные и их детеныши»;
– рисование домашних животных;
– сбор наглядного материала по теме «Домашние животные»;
– заучивание загадок о домашних животных;
– работа детей с LEGO — конструктором (изготовление жилищ домашних животных).
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Презентация по теме «Домашние животные».
- Корзины с элементами и пластинами LEGO.
- Иллюстрации, схемы, готовые постройки.
- Интерактивная речевая игра «Кто как голос подаёт?».
- Индивидуальные зеркала и салфетки.
- «Волшебный сундучок» с предметами.
- Звуковая логоритмика Железновой Е.
Ход ООД
I . Мотивационно-ориентировочный этап
Логопед : Ребята, сегодня с нами в путешествие отправятся Маша и Ваня из ЛЕГО-страны (слайд № 1). Что вы знаете про ЛЕГО-страну? А что можно построить из конструктора? (Ответы детей.)
ЛЕГО — друг! Вернее нет!
Ты научишь нас творить,
Строить, думать, говорить!
Логопед : Ребята, послушайте, куда мы сегодня отправимся путешествовать? (слайд № 2, звучит запись голосов домашних животных)!
Что за шум стоит вокруг?
Вот заржали кони вдруг,
Здесь мычит корова: «Му-у»,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор?
Ответы детей : Это скотный двор.
Логопед : Правильно. Мы едем в деревню к бабушке Агафье.
Артикуляционная гимнастика
Логопед : Представьте, что мы едем в автобусе. Чтобы не скучать в дороге, я расскажу вам сказку о Весёлом Язычке.
Дети выполняют артикуляционные упражнения: «Домик», «Лопаточка», «Лошадка», «Грибок», «Часики» (слайды № 3 — № 9 с артикуляционной гимнастикой конструкций ЛЕГО, на столах у детей индивидуальные зеркала, салфетки).
II . Поисковый этап
Логопед: Маша и Ваня передали нам сообщение из чата в ватсапе от бабушки Агафьи: «Здравствуйте, дети. У меня случилась беда, разбежались животные с моего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки». Поможем бабушке Агафье?
III . Практический этап
- Отгадывание загадок. Определение 1-го звука в словах (разноцветные кубики элементов ЛЕГО).
Логопед читает загадки, дети отгадывают и выкладывают кубик ЛЕГО соответствующего цвета: красный (гласный звук), синий (согласный твердый звук) или зеленый (согласный мягкий звук).
Загадка № 1
У неё рога, копыта, и на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка, и нальёт нам молока.
(Корова)
Логопед: Назовите 1-й звук в слове корова. Какой это звук? (Ответы детей.)
Загадка № 2
Бежит толстушка, хвостик — завитушка,
Рыльце пятачком, на ногах копытца –
Торопится к корытцу.
(Свинья)
Логопед: Назовите 1-й звук в слове свинья. Какой это звук? (Ответы детей.)
Загадка № 3
Ходят модницы за речкой — кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек бабушка носочки вяжет.
(Овца)
Логопед: Назовите 1-й звук в слове овца. Какой это звук? (Ответы детей.)
Загадка № 4
У меня большая грива, ушки и копытца.
Прокачу того игриво, кто не побоится.
(Лошадь)
Логопед: Назовите 1-й звук в слове лошадь. Какой это звук? (Ответы детей.)
Загадка № 5
Стройные ножки, загнутые рожки,
Хвостик торчком, борода пучком!
(Коза)
Логопед: Назовите 1-й звук в слове коза. Какой это звук? (Ответы детей.)
Логопед: Дети, кто живет на скотном дворе? (Ответы детей: корова, лошадь, свинья, овца, коза, кролик.) Как можно двумя словами назвать всех обитателей скотного двора? (Ответы детей: домашние животные.) Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей: кошка, собака.)
Логопед: Молодцы! Все загадки отгадали, задание выполнили. Животные вернулись к бабушке Агафье. Мы в гостях у домашних животных.
- Игра «Кто как голос подаёт?» (с использованием звуковой интерактивной игры).
Логопед : Ребята, а вы знаете как животные подают голоса?
Выставляется звуковая интерактивная игра «Скотный двор».
Дети :
— Это кошка. Она мяукает. — Это коза. Она мекает.
— Это корова. Она мычит. — Это собака. Она лает.
— Это лошадь. Она ржет. — Это свинья. Она хрюкает.
— Это овца. Она блеет.
Логопед: Молодцы!
- Игра «Семья» (слайды № 10 — № 16 семей животных и их схемы из жёлтых кирпичиков элементов ЛЕГО).
Логопед: Ребята, расскажите, чья семья изображена на каждой картинке?
Дети:
— На картинке изображена семья коровы: бык, корова, теленок, телята.
— На картинке изображена семья козы: козел, коза, козленок, козлята.
— На картинке изображена семья лошади: конь, лошадь, жеребенок, жеребята.
— На картинке изображена семья овцы: баран, овца, ягненок, ягнята.
— На картинке изображена семья свиньи: боров, свинья, поросенок, поросята.
— На картинке изображена семья собаки: пес, собака, щенок, щенята.
— На картинке изображена семья кошки: кот, кошка, котенок, котята.
Логопед: Молодцы!
- Пальчиковая гимнастика (игровой самомассаж с конструктором ЛЕГО).
- Игра «Кто где живет?» (слайды № 16 — № 20 с жилищами животных и их схемы из красных кирпичиков элементов ЛЕГО).
Логопед: Дети, а вы знаете, как называются жилища домашних животных?
Ребенок: Корова живет в коровнике.
Логопед: А сколько слогов в слове коровник ? Сосчитайте слоги и выложите соответствующее количество красных кирпичиков конструктора ЛЕГО.
Ребенок: В слове коровник 3 слога. Я выкладываю 3 красных кирпичика конструктора ЛЕГО.
Аналогичная работа проводится с остальными словами : будка, хлев, конюшня, дом.
Логопед: Молодцы!
- Динамическая пауза «ЛЕГО на голове» (звуковая логоритмика Железновой Е.).
Дети кладут на голову кирпичик конструктора ЛЕГО. Логопед дает задания: пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Дети выполняют задание, стараясь не уронить с головы кирпичик конструктора ЛЕГО.
- Игра «Назови правильно звуки» (звуковой анализ слова с использованием красных и синих кубиков конструктора ЛЕГО).
Логопед: Бабушка Агафья приглашает нас к себе в дом. А кто нас встречает на крыльце дома? Отгадайте:
Мордочка усатая, спинка полосатая,
Лапкой умывается, а с водой не знается.
Дети: Кот!
Логопед: Ребята, выполните звуковой анализ слова кот . Вам необходимо сосчитать количество звуков в слове кот и выложить на своих пластинах соответствующее количество разноцветных кубиков конструктора ЛЕГО.
Логопед: Молодцы!
- Изготовление домашних животных из конструктора ЛЕГО (слайд № 21 с фигурами собаки, коровы, овцы, лошадииз конструктора ЛЕГО).
Логопед: Маша и Ваня предлагают сделать домашних животных из конструктора ЛЕГО. Проходите, садитесь за столы.
Дети по схемам строят домашних животных.
Логопед: Молодцы, ребята!
- Игра «Волшебный сундучок» (сундучок с упаковкой молока, клубком ниток, ошейником, уздечкой).
Логопед : Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный сундучок. В нем находятся разные предметы. Отгадайте, чьи это предметы? Назовите, какую пользу приносит человеку каждое домашнее животное?
Дети:
Это молоко коровы. Корова дает молоко.
Это шерсть овцы. Овца дает шерсть.
Это ошейник собаки. Собака охраняет дом.
Это уздечка лошади. Лошадь перевозит грузы.
Логопед : Составьте схему предложений — ответов с помощью красных кирпичиков ЛЕГО.
Логопед: Молодцы!
IV . Рефлексивно-оценочный этап
Игра «Засели домашних животных в жилища» ( с использованием готовых построек для животных: конюшня, хлев, коровник, будка).
Логопед: А теперь нам нужно заселить каждое животное в свой домик.
Дети расселяют животных в конструкции жилищ ЛЕГО «Чудо — фермы».
Логопед: Молодцы, дети, вы правильно ответили на мои вопросы и выполнили задания Маши и Вани. На этом наше путешествие в деревню к бабушке Агафье заканчивается. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили? (Ответы детей.) В какие игры играли? (Ответы детей.) Что было интересного? (Ответы детей.)
Попрощаемся с бабушкой Агафьей, Машей и Ваней.
До новых встреч!
Литература:
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. 88 с.
- Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Под ред. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н.: Пособие для педагогов-дефектологов. М.: РУДН, 2007, 133 с.
- Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. М.: Сфера, 2019. 135 с.
- http://logomag.ru/blog/innovation/151/
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-od-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-po-razvitiyu-rechi-v-derevne-u-babushki-agafi-s-ispolzovaniem-konstruktora-lego.html