Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конспект открытого занятия «Чудеса из сказки»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
25.04.2024
14
Поделиться
Библиографическое описание
Харченко, Г. С. Конспект открытого занятия «Чудеса из сказки» / Г. С. Харченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9174/.


Старшая группа компенсирующей направленности

Цель: актуализация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности и использования игр В. В. Воскобовича.

Программные задачи:

1) коррекционно-образовательные:

– уточнение, активизация словаря по теме «Домашние животные и птицы»;

– совершенствование грамматического строя речи;

– уточнение, расширение, активизация словаря признаков посредством опытно-экспериментальной деятельности;

2) коррекционно-развивающие:

– развитие фонематических представлений;

– развитие слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;

– развитие мыслительных процессов;

3) коррекционно-воспитательные:

– формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы: заинтересовывающий момент, художественное слово, дидактические игры, беседа, динамическая пауза, практическая деятельность, опыт, дыхательное упражнение, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, анализ, поощрение, педагогическая оценка.

Предварительная работа . Знакомство с авторскими и народными сказками; чтение русской народной сказки и просмотр мультфильма «Зимовье зверей», беседа, игры по теме «Домашние животные», разучивание коррекционных упражнений, знакомство со звуком и буквой «М».

Словарная работа:

предметный словарь: сказки, рассказы; животное, детеныш, корова, бык, теленок, телята, баран, овца , ягненок, ягнята , свинья , кабан, поросенок, поросята , петух, курица, цыплёнок, цыплята, гусь, гусыня, гусёнок, гусята, хлев, коровник, свинарник, овчарня, курятник, гусятник; фонарики, тропинка; лёд;

словарь признаков: авторские, народные, русские, домашний, полезный, нужный; холодный, гладкий, прозрачный, твёрдый, прочный, жидкая, твёрдая; ледяные;

словарь действий: ухаживать, содержать, поить, кормить, таять, замерзать;

словарь наречий: холодно, тепло, морозно, ветренно.

Оборудование:

демонстрационный материал: мультимедийная презентация; аудиозаписи к коррекционным упражнениями; аудиозапись с голосами животных и птиц; «комочек сена»; панно «Фиолетовый лес»; фигурки домашних животных и птиц, набор для выкладывания «Домика для животных»; мяч;

раздаточный материал: наборы палочек Кьюизенера; игровизоры «Лабиринты букв. Буква М»; тарелочки с кубиками льда, салфетки, наборы разрезных картинок «Льдинки»; «льдинки» на ниточках для развития дыхания; индивидуальные зеркала.

Ход.

  1. Беседа.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Презентация

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло электронное письмо.

(Обращает внимание на экран)

Логопед: Посмотрите, и написано: «Для ребят группы «Жемчужина».

Что же делать?

Дети: Его нужно открыть и прочитать.

Логопед: (Обращает внимание на экран) Что там, ребята, изображено?

Дети: Это книжки.

Логопед: А что в книгах бывает написано?

Дети: Сказки, рассказы.

Логопед: Что бы это могло значить?

Дети: Наверное, мы будем играть в сказку. Произойдёт что-то сказочное, волшебное!

Логопед: Верно! Сказка в гости к нам идёт. Сказка нас с собой зовёт.

Логопед: Какие вы сказки знаете?

Дети : «Колобок», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Кот в сапогах»…

Логопед: Если их написал автор, то они какие?

Дети: Авторские.

Логопед: А если их написал народ?

Дети: Народные.

Логопед: Если их написал русский народ, то они…

Дети: Русские народные.

Логопед: В какую же сказку нам с вами отправиться? Наверное, есть какая-то подсказка. Послушайте загадки:

2. Отгадывание загадок.

(По ходу отгадок на экране появляются герои из сказки)

Четыре копытца,

Пестры все бока,

Похож на корову,

Но нет молока!

Дети: бык.

Рог баранкой, летом в шубе

Скачет ловко по горам

Очень он упрямый, любит

Травку сочную…

Дети: баран.

Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок — вертлявый!

Дети: свинья.

Рано, рано, на рассвете,

Вместе с солнышком встаёт.

Чтоб проснулись все на свете

Песню звонкую поёт.

У него на лапках шпоры,

На макушке гребешок,

На хвосте горят узоры.

Он красавец…

Дети: петушок.

Под лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Дети: Гусь.

Логопед: Из какой сказки эти герои?

Дети: «Зимовье зверей».

Слайд 6

Логопед: А кто её написал? Какая она?

Дети: Эту сказку написал русский народ, она русская народная.

Логопед: Как мы назовём одним словом героев этой сказки? Кто они? Где живут?

Слайд 7

Дети: Это домашние животные и птицы, они живут вместе с человеком, потому что человек за ними ухаживает, кормит их. Сами они не могут себя прокормить.

Логопед: Ребята, домашние животные и птицы также, как и люди живут своей семьёй. Давайте назовём их членов семьи, а поможет нам в этом «комочек сена», передавайте друг другу и называйте

Слайд 8

3. Дидактическая игра «Назови семью» (по ходу идут слайды)

Логопед: Он, она, детёныш

Дети: Бык корова телёнок

баран овца ягнёнок

кабан свинья поросёнок

петух курица цыплёнок

гусь гусыня гусёнок

Логопед: Молодцы! Вы хорошо знакомы с семьями домашних животных.

Давайте вспомним сказку «Зимовье зверей». Почему они ушли от хозяина, как вы думаете?

Дети: Они услышали, что хозяину их нечем кормить, он хочет от них избавиться.

Логопед: Что бы им было нескучно в дороге, давайте подбодрим их весёлой песенкой!

4. Физминутка «Песенка друзей» (под «Песенку друзей» из м/ф «Бременские музыканты»)

Под проигрыш дети маршируют по кругу.

Ничего на свете лучше нету, Останавливаются, поворачиваются в круг, руки ладонями в круг, качают из стороны в сторону.

Чем бродить друзьям по белу свету. Ходьба на месте.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Берутся за руки, идут в круг, затем из круга.

Нам любые дороги дороги. Хлопки в ладоши.

Нам любые дороги дороги. Идут по кругу друг за другом.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла, Машут ладошками вверху, не останавливаясь.

Ла-ла-ла-ла-ла, Руки через стороны вверх, вниз.

Ла-ла-ла, Останавливаются, поворачиваются в круг.

Е-е-е-е-е… Одновременно топают правой ногой и хлопают в ладоши.

Под проигрыш маршируют по кругу.

5. Выкладывание буквы «М» из палочек Кьюизенера.

Логопед: Ребята, друзья везде держатся за руки. На какую букву это похоже? Дети: На букву «М».

Логопед: Давайте выложим букву «М» из палочек Кьюизенера, чтобы подбодрить наших героев-друзей.

(Дети становятся вокруг большого стола и выкладывают на столах букву «М» — каждый)

Логопед: Молодцы, вы настоящие друзья! Отлично справились!

Логопед: Наступила темнота, не ходи за ворота. Кто на улицу попал, — заблудился и пропал. Ребята, наши герои сбились с пути, потеряли тропинку, как им помочь?

Дети: Нужно зажечь фонарики, свечи.

Логопед: Верно. А поможет нам в этом Игровизор. Фломастеры будут фонариками и помогут нашим героям найти нужную тропинку к букве «М», к букве друзей. Присаживайтесь за столы и приступайте. Кто скорее найдёт нужную тропинку?

6. Игровизор «Лабиринты букв». Буква «М».

(Дети садятся за столы и выполняют задание)

Логопед: Вот пришли наши герои в лес (подводит детей к панно Фиолетовый лес), а на пути у них преграда — озеро. Как через него перебраться?

Дети: Можно переплыть, сделать плот, кораблик.

Логопед: Ребята, какое время сейчас на дворе?

Дети: Осень.

Логопед: Если она подходит к концу, она ранняя или поздняя?

Дети: Поздняя.

Логопед: Значит скоро наступит…

Дети: Зима.

Логопед: Что произойдёт с озером зимой?

Дети: Оно замёрзнет, вода превратится в лёд.

Логопед: Чем же нам поможет лёд?

Дети: Звери смогут перебраться на другой берег.

Логопед: Давайте проверим.

7. Опыты со льдом.

(Логопед приносит коробочку с ледяными кубиками, каждому кладёт по кубику льда на тарелочку)

Логопед: Ребята, какой лёд? Потрогайте

Дети: Холодный.

Логопед: Погладьте рукой, он какой?

Дети: Гладкий.

Логопед: Возьмите в руки, посмотрите сквозь него, видно что-либо? Он какой?

Дети: Да, я вижу… Он прозрачный.

Логопед: Положите в тарелочку, попробуйте разбить (берут молоточки — стучат по нему) Какой он?

Дети: Твёрдый, прочный.

Логопед: Ребята, посмотрите, в тарелочке появилась вода. Почему?

Дети: Лёд тает и превращается в воду.

Логопед: Отчего он тает?

Дети: Потому что здесь тепло.

Логопед: Что сделать, чтобы он снова замёрз?

Дети: Нужен мороз. Вода замерзает в морозную погоду.

Логопед: Значит вода может быть какой? В каком состоянии?

Дети: В жидком и в твёрдом.

Логопед: Ребята, что может быть зимой ледяным?

Дети: Ледяное озеро, ледяные сосульки, ледяные горки, ледяные дорожки.

Логопед: Озеро слегка подёрнулось льдом. Ступил бык на лёд, да и расколол, хорошо, что вовремя выбрался. Почему так получилось?

Дети: Бык тяжёлый, а лёд ещё тонкий; озеро ещё не успело замёрзнуть.

Посмотрите, сколько льдинок у нас расколотых. Как нам помочь животным перебраться на другой берег? Что нужно сделать?

Дети: Нужно собрать льдинки, нужно подождать, когда лёд хорошо замёрзнет, станет крепче.

Логопед: Давайте соберём льдинки озера.

8. Упражнение «Льдинки озера Айс»

(Дети выполняют задание за одним большим столом с прозрачными «льдинками» из ламината, разрезанными на части)

Логопед: Молодцы! У вас отлично получилось собрать льдинки озера Айс. Но, чтобы озеро покрылось льдом, какая должна быть погода, какой должен быть воздух, какой зимой дует ветер?

Дети: Морозная погода, морозный воздух, холодный ветер.

Логопед: Давайте поможем замёрзнуть озеру и сделаем холодный ветерок, подуем на растаявшие льдинки.

Сильно. Через вытянутые трубочкой губы, щёки не надуваем, — так, чтобы льдинки закружились, заплясали.

(У детей на ниточках, прозрачные «льдинки» из прозрачной бумаги)

8. Дыхательное упражнение «Холодный ветерок» (под музыку)

(Дети выполняют упражнение)

Логопед: Отлично, друзья-помощники! Теперь лёд стал на озере крепким. И звери перебрались на другой берег.

Стали звери жаловаться друг другу, что холодно им. Почему они стали мёрзнуть, ребята?

Дети: На улице холодно, а домашние животные живут в тёплом сарае, на скотном дворе.

Логопед: Как называются «домики» животных?

9. Дидактическая игра «Назови дом» (с мячом)

Логопед: Бык с коровой живут

Дети: в хлеву.

Логопед: Свинья с поросятами -

Дети: в свинарнике.

Логопед: Баран и овцы живут

Дети: в овчарне.

Логопед: Петух с курицами –

Дети: в курятнике.

Логопед: Гуси –

Дети: в гусятнике.

Логопед: Молодцы! Вы помогли животным вспомнить, как называются их «домики».

Логопед: Что же нужно сделать, чтобы животные и птицы не замёрзли?

Дети: Им нужно построить новый дом.

Логопед: Давайте им поможем.

10. Пальчиковая гимнастика «Строим новый дом» (под музыку)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, — Стучат кулачками друг о друга сверху — Молоток бери, мой друг. снизу.

Мы построим новый дом: «Строят» — ладошка на ладошку

параллельно.

Есть окошко в доме том, «Окно» из пальчиков.

Есть ещё одно повыше, «Окошко» повыше.

Есть труба Руки вверх-в стороны, ладонями внутрь.

Вверху на крыше. Показывают «крышу».

Дом готов. Руки через стороны вверх.

Зови гостей. «Зовут» руками.

Приходите поскорей. Хлопки в ладоши.

(На панно Фиолетовый лес появляется «домик» для животных)

Логопед: Зажили друзья дружно в домике. Петушок по утрам песни поёт, гусь крылом избу метёт, баран да свинья на кухне хлопочут, а бык — дрова носит, да печку топит.

Логопед: Что же было дальше? Продолжите сказку.

Дети: (по цепочке, передавая мячик из рук в руки). Услыхала лиса петушиное пение, да прознала, где звери живут и захотела полакомиться петушком. Но одна побоялась идти, а рассказала волку да медведю про то, где можно на славу поживиться. Вот подкрались они ночью к зимовью зверей, да не тут-то было. Звери напугали их сами.

Логопед: Как они напугали лесных жителей?

Дети: Они закричали!

Логопед: Верно! Каждый стал по-своему кричать. Как?

Голоса животных

Логопед: Бык –

Дети: замычал,

Логопед: Свинья -

Дети: захрюкала,

Логопед: Баран –

Дети: заблеял,

Логопед: Петух –

Дети: закукарекал,

Логопед: Гусь –

Дети: зашипел, загоготал,

Логопед: Давайте поможем нашим зверям и выполним упражнения артикуляционной гимнастики.

11. Артикуляционная гимнастика под музыку

Логопед: Возьмите зеркала, устройтесь поудобнее

(Дети садятся на ковёр по-турецки или на колени, выполняют сидя или стоя, можно лёжа на животе, зеркало на подставке перед лицом)

Считалочка

Раз — открыли мы окошко. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)

Два — лакает сливки кошка. (Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.)

Три — кот спинку выгибает. (Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние передние зубы. Выгнуть спинку языка. 6 раз.)

На четыре — отдыхает. (Рот открыть. Положить язык на нижнюю губу, расслабить язык. 5 сек.)

Пять — качели: вниз и вверх. (Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

Шесть — «болтаем» лучше всех. (Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд — назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

Семь — катушку закрутили. (Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Бока языка зажать коренными зубами. Закрученный язык выдвигать вперёд и убирать в рот. 10 раз.)

Восемь — нёбо «побелили». (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд — назад по нёбу. 10 раз.)

Девять — лошадь в поле мчится. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Десять — спать пора ложиться. (Рот закрыть. Язык спрятать.)

Логопед: Отлично! Сложите зеркала.

Логопед: Испугались дикие звери и разбежались кто куда. А наши путешественники так и остались жить в волшебном Фиолетовом лесу. И до сих пор живут — хлеб да соль жуют.

Логопед: А нам ребята по в путь-дорогу собираться, да в детский сад возвращаться. А чтобы веселее нам было, давайте споём «Песенку друзей».

12. Подвижное упражнение «Песенка друзей» (под музыку)

13. Итог.

Логопед: Где же мы сегодня побывали с вами, ребята?

Дети: Мы побывали в волшебном фиолетовом лесу.

Логопед: С кем вы путешествовали?

Дети: Мы путешествовали вместе с домашними животными и птицами.

Логопед: Кем вы были для зверей?

Дети: Мы были друзьями и помощниками, мы им помогали справляться с трудностями.

Логопед: Какие приключения вас там ожидали?

Дети: Мы выкладывали букву «М», помогали пройти путь в лесной темноте, складывали льдинки, помогали озеру замёрзнуть, помогли животным построить дом.

Логопед: Что вы нового узнали?

Дети: То, что вода может быть в твёрдом и жидком состоянии.

Логопед: Какие впечатления у вас остались?

Дети: Хорошие, добрые, нам понравилось помогать животным, нашим друзьям.

Логопед: Вам понравилось путешествовать? Почему?

Дети: Да. На понравилось. Мы играли, помогали. Необычно было побывать в сказке.

Логопед: Как вы думаете, что помогло зверям и вам преодолеть трудности? Дети: Дружба.

Логопед: Верно! Крепкая дружба помогает всегда справляться с трудностями. Спасибо вам за помощь и дружбу!

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный