Конспект открытого занятия «Чудеса из сказки»
Автор: Харченко Галина Стефановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 25.04.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Харченко, Г. С. Конспект открытого занятия «Чудеса из сказки» / Г. С. Харченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9174/ (дата обращения: 16.11.2024).
Старшая группа компенсирующей направленности
Цель: актуализация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности и использования игр В. В. Воскобовича.
Программные задачи:
1) коррекционно-образовательные:
– уточнение, активизация словаря по теме «Домашние животные и птицы»;
– совершенствование грамматического строя речи;
– уточнение, расширение, активизация словаря признаков посредством опытно-экспериментальной деятельности;
2) коррекционно-развивающие:
– развитие фонематических представлений;
– развитие слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
– развитие мыслительных процессов;
3) коррекционно-воспитательные:
– формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Методы и приёмы: заинтересовывающий момент, художественное слово, дидактические игры, беседа, динамическая пауза, практическая деятельность, опыт, дыхательное упражнение, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, анализ, поощрение, педагогическая оценка.
Предварительная работа . Знакомство с авторскими и народными сказками; чтение русской народной сказки и просмотр мультфильма «Зимовье зверей», беседа, игры по теме «Домашние животные», разучивание коррекционных упражнений, знакомство со звуком и буквой «М».
Словарная работа:
– предметный словарь: сказки, рассказы; животное, детеныш, корова, бык, теленок, телята, баран, овца , ягненок, ягнята , свинья , кабан, поросенок, поросята , петух, курица, цыплёнок, цыплята, гусь, гусыня, гусёнок, гусята, хлев, коровник, свинарник, овчарня, курятник, гусятник; фонарики, тропинка; лёд;
– словарь признаков: авторские, народные, русские, домашний, полезный, нужный; холодный, гладкий, прозрачный, твёрдый, прочный, жидкая, твёрдая; ледяные;
– словарь действий: ухаживать, содержать, поить, кормить, таять, замерзать;
– словарь наречий: холодно, тепло, морозно, ветренно.
Оборудование:
– демонстрационный материал: мультимедийная презентация; аудиозаписи к коррекционным упражнениями; аудиозапись с голосами животных и птиц; «комочек сена»; панно «Фиолетовый лес»; фигурки домашних животных и птиц, набор для выкладывания «Домика для животных»; мяч;
– раздаточный материал: наборы палочек Кьюизенера; игровизоры «Лабиринты букв. Буква М»; тарелочки с кубиками льда, салфетки, наборы разрезных картинок «Льдинки»; «льдинки» на ниточках для развития дыхания; индивидуальные зеркала.
Ход.
- Беседа.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Презентация
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло электронное письмо.
(Обращает внимание на экран)
Логопед: Посмотрите, и написано: «Для ребят группы «Жемчужина».
Что же делать?
Дети: Его нужно открыть и прочитать.
Логопед: (Обращает внимание на экран) Что там, ребята, изображено?
Дети: Это книжки.
Логопед: А что в книгах бывает написано?
Дети: Сказки, рассказы.
Логопед: Что бы это могло значить?
Дети: Наверное, мы будем играть в сказку. Произойдёт что-то сказочное, волшебное!
Логопед: Верно! Сказка в гости к нам идёт. Сказка нас с собой зовёт.
Логопед: Какие вы сказки знаете?
Дети : «Колобок», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Кот в сапогах»…
Логопед: Если их написал автор, то они какие?
Дети: Авторские.
Логопед: А если их написал народ?
Дети: Народные.
Логопед: Если их написал русский народ, то они…
Дети: Русские народные.
Логопед: В какую же сказку нам с вами отправиться? Наверное, есть какая-то подсказка. Послушайте загадки:
2. Отгадывание загадок.
(По ходу отгадок на экране появляются герои из сказки)
Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока!
Дети: бык.
Рог баранкой, летом в шубе
Скачет ловко по горам
Очень он упрямый, любит
Травку сочную…
Дети: баран.
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок — вертлявый!
Дети: свинья.
Рано, рано, на рассвете,
Вместе с солнышком встаёт.
Чтоб проснулись все на свете
Песню звонкую поёт.
У него на лапках шпоры,
На макушке гребешок,
На хвосте горят узоры.
Он красавец…
Дети: петушок.
Под лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Дети: Гусь.
Логопед: Из какой сказки эти герои?
Дети: «Зимовье зверей».
Слайд 6
Логопед: А кто её написал? Какая она?
Дети: Эту сказку написал русский народ, она русская народная.
Логопед: Как мы назовём одним словом героев этой сказки? Кто они? Где живут?
Слайд 7
Дети: Это домашние животные и птицы, они живут вместе с человеком, потому что человек за ними ухаживает, кормит их. Сами они не могут себя прокормить.
Логопед: Ребята, домашние животные и птицы также, как и люди живут своей семьёй. Давайте назовём их членов семьи, а поможет нам в этом «комочек сена», передавайте друг другу и называйте
Слайд 8
3. Дидактическая игра «Назови семью» (по ходу идут слайды)
Логопед: Он, она, детёныш
Дети: Бык корова телёнок
баран овца ягнёнок
кабан свинья поросёнок
петух курица цыплёнок
гусь гусыня гусёнок
Логопед: Молодцы! Вы хорошо знакомы с семьями домашних животных.
Давайте вспомним сказку «Зимовье зверей». Почему они ушли от хозяина, как вы думаете?
Дети: Они услышали, что хозяину их нечем кормить, он хочет от них избавиться.
Логопед: Что бы им было нескучно в дороге, давайте подбодрим их весёлой песенкой!
4. Физминутка «Песенка друзей» (под «Песенку друзей» из м/ф «Бременские музыканты»)
Под проигрыш дети маршируют по кругу.
Ничего на свете лучше нету, Останавливаются, поворачиваются в круг, руки ладонями в круг, качают из стороны в сторону.
Чем бродить друзьям по белу свету. Ходьба на месте.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Берутся за руки, идут в круг, затем из круга.
Нам любые дороги дороги. Хлопки в ладоши.
Нам любые дороги дороги. Идут по кругу друг за другом.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла, Машут ладошками вверху, не останавливаясь.
Ла-ла-ла-ла-ла, Руки через стороны вверх, вниз.
Ла-ла-ла, Останавливаются, поворачиваются в круг.
Е-е-е-е-е… Одновременно топают правой ногой и хлопают в ладоши.
Под проигрыш маршируют по кругу.
5. Выкладывание буквы «М» из палочек Кьюизенера.
Логопед: Ребята, друзья везде держатся за руки. На какую букву это похоже? Дети: На букву «М».
Логопед: Давайте выложим букву «М» из палочек Кьюизенера, чтобы подбодрить наших героев-друзей.
(Дети становятся вокруг большого стола и выкладывают на столах букву «М» — каждый)
Логопед: Молодцы, вы настоящие друзья! Отлично справились!
Логопед: Наступила темнота, не ходи за ворота. Кто на улицу попал, — заблудился и пропал. Ребята, наши герои сбились с пути, потеряли тропинку, как им помочь?
Дети: Нужно зажечь фонарики, свечи.
Логопед: Верно. А поможет нам в этом Игровизор. Фломастеры будут фонариками и помогут нашим героям найти нужную тропинку к букве «М», к букве друзей. Присаживайтесь за столы и приступайте. Кто скорее найдёт нужную тропинку?
6. Игровизор «Лабиринты букв». Буква «М».
(Дети садятся за столы и выполняют задание)
Логопед: Вот пришли наши герои в лес (подводит детей к панно Фиолетовый лес), а на пути у них преграда — озеро. Как через него перебраться?
Дети: Можно переплыть, сделать плот, кораблик.
Логопед: Ребята, какое время сейчас на дворе?
Дети: Осень.
Логопед: Если она подходит к концу, она ранняя или поздняя?
Дети: Поздняя.
Логопед: Значит скоро наступит…
Дети: Зима.
Логопед: Что произойдёт с озером зимой?
Дети: Оно замёрзнет, вода превратится в лёд.
Логопед: Чем же нам поможет лёд?
Дети: Звери смогут перебраться на другой берег.
Логопед: Давайте проверим.
7. Опыты со льдом.
(Логопед приносит коробочку с ледяными кубиками, каждому кладёт по кубику льда на тарелочку)
Логопед: Ребята, какой лёд? Потрогайте
Дети: Холодный.
Логопед: Погладьте рукой, он какой?
Дети: Гладкий.
Логопед: Возьмите в руки, посмотрите сквозь него, видно что-либо? Он какой?
Дети: Да, я вижу… Он прозрачный.
Логопед: Положите в тарелочку, попробуйте разбить (берут молоточки — стучат по нему) Какой он?
Дети: Твёрдый, прочный.
Логопед: Ребята, посмотрите, в тарелочке появилась вода. Почему?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Логопед: Отчего он тает?
Дети: Потому что здесь тепло.
Логопед: Что сделать, чтобы он снова замёрз?
Дети: Нужен мороз. Вода замерзает в морозную погоду.
Логопед: Значит вода может быть какой? В каком состоянии?
Дети: В жидком и в твёрдом.
Логопед: Ребята, что может быть зимой ледяным?
Дети: Ледяное озеро, ледяные сосульки, ледяные горки, ледяные дорожки.
Логопед: Озеро слегка подёрнулось льдом. Ступил бык на лёд, да и расколол, хорошо, что вовремя выбрался. Почему так получилось?
Дети: Бык тяжёлый, а лёд ещё тонкий; озеро ещё не успело замёрзнуть.
Посмотрите, сколько льдинок у нас расколотых. Как нам помочь животным перебраться на другой берег? Что нужно сделать?
Дети: Нужно собрать льдинки, нужно подождать, когда лёд хорошо замёрзнет, станет крепче.
Логопед: Давайте соберём льдинки озера.
8. Упражнение «Льдинки озера Айс»
(Дети выполняют задание за одним большим столом с прозрачными «льдинками» из ламината, разрезанными на части)
Логопед: Молодцы! У вас отлично получилось собрать льдинки озера Айс. Но, чтобы озеро покрылось льдом, какая должна быть погода, какой должен быть воздух, какой зимой дует ветер?
Дети: Морозная погода, морозный воздух, холодный ветер.
Логопед: Давайте поможем замёрзнуть озеру и сделаем холодный ветерок, подуем на растаявшие льдинки.
Сильно. Через вытянутые трубочкой губы, щёки не надуваем, — так, чтобы льдинки закружились, заплясали.
(У детей на ниточках, прозрачные «льдинки» из прозрачной бумаги)
8. Дыхательное упражнение «Холодный ветерок» (под музыку)
(Дети выполняют упражнение)
Логопед: Отлично, друзья-помощники! Теперь лёд стал на озере крепким. И звери перебрались на другой берег.
Стали звери жаловаться друг другу, что холодно им. Почему они стали мёрзнуть, ребята?
Дети: На улице холодно, а домашние животные живут в тёплом сарае, на скотном дворе.
Логопед: Как называются «домики» животных?
9. Дидактическая игра «Назови дом» (с мячом)
Логопед: Бык с коровой живут
Дети: в хлеву.
Логопед: Свинья с поросятами -
Дети: в свинарнике.
Логопед: Баран и овцы живут
Дети: в овчарне.
Логопед: Петух с курицами –
Дети: в курятнике.
Логопед: Гуси –
Дети: в гусятнике.
Логопед: Молодцы! Вы помогли животным вспомнить, как называются их «домики».
Логопед: Что же нужно сделать, чтобы животные и птицы не замёрзли?
Дети: Им нужно построить новый дом.
Логопед: Давайте им поможем.
10. Пальчиковая гимнастика «Строим новый дом» (под музыку)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, — Стучат кулачками друг о друга сверху — Молоток бери, мой друг. снизу.
Мы построим новый дом: «Строят» — ладошка на ладошку
параллельно.
Есть окошко в доме том, «Окно» из пальчиков.
Есть ещё одно повыше, «Окошко» повыше.
Есть труба Руки вверх-в стороны, ладонями внутрь.
Вверху на крыше. Показывают «крышу».
Дом готов. Руки через стороны вверх.
Зови гостей. «Зовут» руками.
Приходите поскорей. Хлопки в ладоши.
(На панно Фиолетовый лес появляется «домик» для животных)
Логопед: Зажили друзья дружно в домике. Петушок по утрам песни поёт, гусь крылом избу метёт, баран да свинья на кухне хлопочут, а бык — дрова носит, да печку топит.
Логопед: Что же было дальше? Продолжите сказку.
Дети: (по цепочке, передавая мячик из рук в руки). Услыхала лиса петушиное пение, да прознала, где звери живут и захотела полакомиться петушком. Но одна побоялась идти, а рассказала волку да медведю про то, где можно на славу поживиться. Вот подкрались они ночью к зимовью зверей, да не тут-то было. Звери напугали их сами.
Логопед: Как они напугали лесных жителей?
Дети: Они закричали!
Логопед: Верно! Каждый стал по-своему кричать. Как?
Голоса животных
Логопед: Бык –
Дети: замычал,
Логопед: Свинья -
Дети: захрюкала,
Логопед: Баран –
Дети: заблеял,
Логопед: Петух –
Дети: закукарекал,
Логопед: Гусь –
Дети: зашипел, загоготал,
Логопед: Давайте поможем нашим зверям и выполним упражнения артикуляционной гимнастики.
11. Артикуляционная гимнастика под музыку
Логопед: Возьмите зеркала, устройтесь поудобнее
(Дети садятся на ковёр по-турецки или на колени, выполняют сидя или стоя, можно лёжа на животе, зеркало на подставке перед лицом)
Считалочка
Раз — открыли мы окошко. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)
Два — лакает сливки кошка. (Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.)
Три — кот спинку выгибает. (Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние передние зубы. Выгнуть спинку языка. 6 раз.)
На четыре — отдыхает. (Рот открыть. Положить язык на нижнюю губу, расслабить язык. 5 сек.)
Пять — качели: вниз и вверх. (Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)
Шесть — «болтаем» лучше всех. (Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд — назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)
Семь — катушку закрутили. (Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Бока языка зажать коренными зубами. Закрученный язык выдвигать вперёд и убирать в рот. 10 раз.)
Восемь — нёбо «побелили». (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд — назад по нёбу. 10 раз.)
Девять — лошадь в поле мчится. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Десять — спать пора ложиться. (Рот закрыть. Язык спрятать.)
Логопед: Отлично! Сложите зеркала.
Логопед: Испугались дикие звери и разбежались кто куда. А наши путешественники так и остались жить в волшебном Фиолетовом лесу. И до сих пор живут — хлеб да соль жуют.
Логопед: А нам ребята по в путь-дорогу собираться, да в детский сад возвращаться. А чтобы веселее нам было, давайте споём «Песенку друзей».
12. Подвижное упражнение «Песенка друзей» (под музыку)
13. Итог.
Логопед: Где же мы сегодня побывали с вами, ребята?
Дети: Мы побывали в волшебном фиолетовом лесу.
Логопед: С кем вы путешествовали?
Дети: Мы путешествовали вместе с домашними животными и птицами.
Логопед: Кем вы были для зверей?
Дети: Мы были друзьями и помощниками, мы им помогали справляться с трудностями.
Логопед: Какие приключения вас там ожидали?
Дети: Мы выкладывали букву «М», помогали пройти путь в лесной темноте, складывали льдинки, помогали озеру замёрзнуть, помогли животным построить дом.
Логопед: Что вы нового узнали?
Дети: То, что вода может быть в твёрдом и жидком состоянии.
Логопед: Какие впечатления у вас остались?
Дети: Хорошие, добрые, нам понравилось помогать животным, нашим друзьям.
Логопед: Вам понравилось путешествовать? Почему?
Дети: Да. На понравилось. Мы играли, помогали. Необычно было побывать в сказке.
Логопед: Как вы думаете, что помогло зверям и вам преодолеть трудности? Дети: Дружба.
Логопед: Верно! Крепкая дружба помогает всегда справляться с трудностями. Спасибо вам за помощь и дружбу!