Конспект открытого занятия «Чудеса из сказки» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 25.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Харченко, Г. С. Конспект открытого занятия «Чудеса из сказки» / Г. С. Харченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9174/ (дата обращения: 16.11.2024).



Старшая группа компенсирующей направленности

Цель: актуализация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности и использования игр В. В. Воскобовича.

Программные задачи:

1) коррекционно-образовательные:

– уточнение, активизация словаря по теме «Домашние животные и птицы»;

– совершенствование грамматического строя речи;

– уточнение, расширение, активизация словаря признаков посредством опытно-экспериментальной деятельности;

2) коррекционно-развивающие:

– развитие фонематических представлений;

– развитие слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;

– развитие мыслительных процессов;

3) коррекционно-воспитательные:

– формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы: заинтересовывающий момент, художественное слово, дидактические игры, беседа, динамическая пауза, практическая деятельность, опыт, дыхательное упражнение, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, анализ, поощрение, педагогическая оценка.

Предварительная работа . Знакомство с авторскими и народными сказками; чтение русской народной сказки и просмотр мультфильма «Зимовье зверей», беседа, игры по теме «Домашние животные», разучивание коррекционных упражнений, знакомство со звуком и буквой «М».

Словарная работа:

предметный словарь: сказки, рассказы; животное, детеныш, корова, бык, теленок, телята, баран, овца , ягненок, ягнята , свинья , кабан, поросенок, поросята , петух, курица, цыплёнок, цыплята, гусь, гусыня, гусёнок, гусята, хлев, коровник, свинарник, овчарня, курятник, гусятник; фонарики, тропинка; лёд;

словарь признаков: авторские, народные, русские, домашний, полезный, нужный; холодный, гладкий, прозрачный, твёрдый, прочный, жидкая, твёрдая; ледяные;

словарь действий: ухаживать, содержать, поить, кормить, таять, замерзать;

словарь наречий: холодно, тепло, морозно, ветренно.

Оборудование:

демонстрационный материал: мультимедийная презентация; аудиозаписи к коррекционным упражнениями; аудиозапись с голосами животных и птиц; «комочек сена»; панно «Фиолетовый лес»; фигурки домашних животных и птиц, набор для выкладывания «Домика для животных»; мяч;

раздаточный материал: наборы палочек Кьюизенера; игровизоры «Лабиринты букв. Буква М»; тарелочки с кубиками льда, салфетки, наборы разрезных картинок «Льдинки»; «льдинки» на ниточках для развития дыхания; индивидуальные зеркала.

Ход.

  1. Беседа.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Презентация

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло электронное письмо.

(Обращает внимание на экран)

Логопед: Посмотрите, и написано: «Для ребят группы «Жемчужина».

Что же делать?

Дети: Его нужно открыть и прочитать.

Логопед: (Обращает внимание на экран) Что там, ребята, изображено?

Дети: Это книжки.

Логопед: А что в книгах бывает написано?

Дети: Сказки, рассказы.

Логопед: Что бы это могло значить?

Дети: Наверное, мы будем играть в сказку. Произойдёт что-то сказочное, волшебное!

Логопед: Верно! Сказка в гости к нам идёт. Сказка нас с собой зовёт.

Логопед: Какие вы сказки знаете?

Дети : «Колобок», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Кот в сапогах»…

Логопед: Если их написал автор, то они какие?

Дети: Авторские.

Логопед: А если их написал народ?

Дети: Народные.

Логопед: Если их написал русский народ, то они…

Дети: Русские народные.

Логопед: В какую же сказку нам с вами отправиться? Наверное, есть какая-то подсказка. Послушайте загадки:

2. Отгадывание загадок.

(По ходу отгадок на экране появляются герои из сказки)

Четыре копытца,

Пестры все бока,

Похож на корову,

Но нет молока!

Дети: бык.

Рог баранкой, летом в шубе

Скачет ловко по горам

Очень он упрямый, любит

Травку сочную…

Дети: баран.

Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок — вертлявый!

Дети: свинья.

Рано, рано, на рассвете,

Вместе с солнышком встаёт.

Чтоб проснулись все на свете

Песню звонкую поёт.

У него на лапках шпоры,

На макушке гребешок,

На хвосте горят узоры.

Он красавец…

Дети: петушок.

Под лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Дети: Гусь.

Логопед: Из какой сказки эти герои?

Дети: «Зимовье зверей».

Слайд 6

Логопед: А кто её написал? Какая она?

Дети: Эту сказку написал русский народ, она русская народная.

Логопед: Как мы назовём одним словом героев этой сказки? Кто они? Где живут?

Слайд 7

Дети: Это домашние животные и птицы, они живут вместе с человеком, потому что человек за ними ухаживает, кормит их. Сами они не могут себя прокормить.

Логопед: Ребята, домашние животные и птицы также, как и люди живут своей семьёй. Давайте назовём их членов семьи, а поможет нам в этом «комочек сена», передавайте друг другу и называйте

Слайд 8

3. Дидактическая игра «Назови семью» (по ходу идут слайды)

Логопед: Он, она, детёныш

Дети: Бык корова телёнок

баран овца ягнёнок

кабан свинья поросёнок

петух курица цыплёнок

гусь гусыня гусёнок

Логопед: Молодцы! Вы хорошо знакомы с семьями домашних животных.

Давайте вспомним сказку «Зимовье зверей». Почему они ушли от хозяина, как вы думаете?

Дети: Они услышали, что хозяину их нечем кормить, он хочет от них избавиться.

Логопед: Что бы им было нескучно в дороге, давайте подбодрим их весёлой песенкой!

4. Физминутка «Песенка друзей» (под «Песенку друзей» из м/ф «Бременские музыканты»)

Под проигрыш дети маршируют по кругу.

Ничего на свете лучше нету, Останавливаются, поворачиваются в круг, руки ладонями в круг, качают из стороны в сторону.

Чем бродить друзьям по белу свету. Ходьба на месте.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Берутся за руки, идут в круг, затем из круга.

Нам любые дороги дороги. Хлопки в ладоши.

Нам любые дороги дороги. Идут по кругу друг за другом.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла, Машут ладошками вверху, не останавливаясь.

Ла-ла-ла-ла-ла, Руки через стороны вверх, вниз.

Ла-ла-ла, Останавливаются, поворачиваются в круг.

Е-е-е-е-е… Одновременно топают правой ногой и хлопают в ладоши.

Под проигрыш маршируют по кругу.

5. Выкладывание буквы «М» из палочек Кьюизенера.

Логопед: Ребята, друзья везде держатся за руки. На какую букву это похоже? Дети: На букву «М».

Логопед: Давайте выложим букву «М» из палочек Кьюизенера, чтобы подбодрить наших героев-друзей.

(Дети становятся вокруг большого стола и выкладывают на столах букву «М» — каждый)

Логопед: Молодцы, вы настоящие друзья! Отлично справились!

Логопед: Наступила темнота, не ходи за ворота. Кто на улицу попал, — заблудился и пропал. Ребята, наши герои сбились с пути, потеряли тропинку, как им помочь?

Дети: Нужно зажечь фонарики, свечи.

Логопед: Верно. А поможет нам в этом Игровизор. Фломастеры будут фонариками и помогут нашим героям найти нужную тропинку к букве «М», к букве друзей. Присаживайтесь за столы и приступайте. Кто скорее найдёт нужную тропинку?

6. Игровизор «Лабиринты букв». Буква «М».

(Дети садятся за столы и выполняют задание)

Логопед: Вот пришли наши герои в лес (подводит детей к панно Фиолетовый лес), а на пути у них преграда — озеро. Как через него перебраться?

Дети: Можно переплыть, сделать плот, кораблик.

Логопед: Ребята, какое время сейчас на дворе?

Дети: Осень.

Логопед: Если она подходит к концу, она ранняя или поздняя?

Дети: Поздняя.

Логопед: Значит скоро наступит…

Дети: Зима.

Логопед: Что произойдёт с озером зимой?

Дети: Оно замёрзнет, вода превратится в лёд.

Логопед: Чем же нам поможет лёд?

Дети: Звери смогут перебраться на другой берег.

Логопед: Давайте проверим.

7. Опыты со льдом.

(Логопед приносит коробочку с ледяными кубиками, каждому кладёт по кубику льда на тарелочку)

Логопед: Ребята, какой лёд? Потрогайте

Дети: Холодный.

Логопед: Погладьте рукой, он какой?

Дети: Гладкий.

Логопед: Возьмите в руки, посмотрите сквозь него, видно что-либо? Он какой?

Дети: Да, я вижу… Он прозрачный.

Логопед: Положите в тарелочку, попробуйте разбить (берут молоточки — стучат по нему) Какой он?

Дети: Твёрдый, прочный.

Логопед: Ребята, посмотрите, в тарелочке появилась вода. Почему?

Дети: Лёд тает и превращается в воду.

Логопед: Отчего он тает?

Дети: Потому что здесь тепло.

Логопед: Что сделать, чтобы он снова замёрз?

Дети: Нужен мороз. Вода замерзает в морозную погоду.

Логопед: Значит вода может быть какой? В каком состоянии?

Дети: В жидком и в твёрдом.

Логопед: Ребята, что может быть зимой ледяным?

Дети: Ледяное озеро, ледяные сосульки, ледяные горки, ледяные дорожки.

Логопед: Озеро слегка подёрнулось льдом. Ступил бык на лёд, да и расколол, хорошо, что вовремя выбрался. Почему так получилось?

Дети: Бык тяжёлый, а лёд ещё тонкий; озеро ещё не успело замёрзнуть.

Посмотрите, сколько льдинок у нас расколотых. Как нам помочь животным перебраться на другой берег? Что нужно сделать?

Дети: Нужно собрать льдинки, нужно подождать, когда лёд хорошо замёрзнет, станет крепче.

Логопед: Давайте соберём льдинки озера.

8. Упражнение «Льдинки озера Айс»

(Дети выполняют задание за одним большим столом с прозрачными «льдинками» из ламината, разрезанными на части)

Логопед: Молодцы! У вас отлично получилось собрать льдинки озера Айс. Но, чтобы озеро покрылось льдом, какая должна быть погода, какой должен быть воздух, какой зимой дует ветер?

Дети: Морозная погода, морозный воздух, холодный ветер.

Логопед: Давайте поможем замёрзнуть озеру и сделаем холодный ветерок, подуем на растаявшие льдинки.

Сильно. Через вытянутые трубочкой губы, щёки не надуваем, — так, чтобы льдинки закружились, заплясали.

(У детей на ниточках, прозрачные «льдинки» из прозрачной бумаги)

8. Дыхательное упражнение «Холодный ветерок» (под музыку)

(Дети выполняют упражнение)

Логопед: Отлично, друзья-помощники! Теперь лёд стал на озере крепким. И звери перебрались на другой берег.

Стали звери жаловаться друг другу, что холодно им. Почему они стали мёрзнуть, ребята?

Дети: На улице холодно, а домашние животные живут в тёплом сарае, на скотном дворе.

Логопед: Как называются «домики» животных?

9. Дидактическая игра «Назови дом» (с мячом)

Логопед: Бык с коровой живут

Дети: в хлеву.

Логопед: Свинья с поросятами -

Дети: в свинарнике.

Логопед: Баран и овцы живут

Дети: в овчарне.

Логопед: Петух с курицами –

Дети: в курятнике.

Логопед: Гуси –

Дети: в гусятнике.

Логопед: Молодцы! Вы помогли животным вспомнить, как называются их «домики».

Логопед: Что же нужно сделать, чтобы животные и птицы не замёрзли?

Дети: Им нужно построить новый дом.

Логопед: Давайте им поможем.

10. Пальчиковая гимнастика «Строим новый дом» (под музыку)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, — Стучат кулачками друг о друга сверху — Молоток бери, мой друг. снизу.

Мы построим новый дом: «Строят» — ладошка на ладошку

параллельно.

Есть окошко в доме том, «Окно» из пальчиков.

Есть ещё одно повыше, «Окошко» повыше.

Есть труба Руки вверх-в стороны, ладонями внутрь.

Вверху на крыше. Показывают «крышу».

Дом готов. Руки через стороны вверх.

Зови гостей. «Зовут» руками.

Приходите поскорей. Хлопки в ладоши.

(На панно Фиолетовый лес появляется «домик» для животных)

Логопед: Зажили друзья дружно в домике. Петушок по утрам песни поёт, гусь крылом избу метёт, баран да свинья на кухне хлопочут, а бык — дрова носит, да печку топит.

Логопед: Что же было дальше? Продолжите сказку.

Дети: (по цепочке, передавая мячик из рук в руки). Услыхала лиса петушиное пение, да прознала, где звери живут и захотела полакомиться петушком. Но одна побоялась идти, а рассказала волку да медведю про то, где можно на славу поживиться. Вот подкрались они ночью к зимовью зверей, да не тут-то было. Звери напугали их сами.

Логопед: Как они напугали лесных жителей?

Дети: Они закричали!

Логопед: Верно! Каждый стал по-своему кричать. Как?

Голоса животных

Логопед: Бык –

Дети: замычал,

Логопед: Свинья -

Дети: захрюкала,

Логопед: Баран –

Дети: заблеял,

Логопед: Петух –

Дети: закукарекал,

Логопед: Гусь –

Дети: зашипел, загоготал,

Логопед: Давайте поможем нашим зверям и выполним упражнения артикуляционной гимнастики.

11. Артикуляционная гимнастика под музыку

Логопед: Возьмите зеркала, устройтесь поудобнее

(Дети садятся на ковёр по-турецки или на колени, выполняют сидя или стоя, можно лёжа на животе, зеркало на подставке перед лицом)

Считалочка

Раз — открыли мы окошко. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)

Два — лакает сливки кошка. (Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.)

Три — кот спинку выгибает. (Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние передние зубы. Выгнуть спинку языка. 6 раз.)

На четыре — отдыхает. (Рот открыть. Положить язык на нижнюю губу, расслабить язык. 5 сек.)

Пять — качели: вниз и вверх. (Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)

Шесть — «болтаем» лучше всех. (Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд — назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

Семь — катушку закрутили. (Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Бока языка зажать коренными зубами. Закрученный язык выдвигать вперёд и убирать в рот. 10 раз.)

Восемь — нёбо «побелили». (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд — назад по нёбу. 10 раз.)

Девять — лошадь в поле мчится. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Десять — спать пора ложиться. (Рот закрыть. Язык спрятать.)

Логопед: Отлично! Сложите зеркала.

Логопед: Испугались дикие звери и разбежались кто куда. А наши путешественники так и остались жить в волшебном Фиолетовом лесу. И до сих пор живут — хлеб да соль жуют.

Логопед: А нам ребята по в путь-дорогу собираться, да в детский сад возвращаться. А чтобы веселее нам было, давайте споём «Песенку друзей».

12. Подвижное упражнение «Песенка друзей» (под музыку)

13. Итог.

Логопед: Где же мы сегодня побывали с вами, ребята?

Дети: Мы побывали в волшебном фиолетовом лесу.

Логопед: С кем вы путешествовали?

Дети: Мы путешествовали вместе с домашними животными и птицами.

Логопед: Кем вы были для зверей?

Дети: Мы были друзьями и помощниками, мы им помогали справляться с трудностями.

Логопед: Какие приключения вас там ожидали?

Дети: Мы выкладывали букву «М», помогали пройти путь в лесной темноте, складывали льдинки, помогали озеру замёрзнуть, помогли животным построить дом.

Логопед: Что вы нового узнали?

Дети: То, что вода может быть в твёрдом и жидком состоянии.

Логопед: Какие впечатления у вас остались?

Дети: Хорошие, добрые, нам понравилось помогать животным, нашим друзьям.

Логопед: Вам понравилось путешествовать? Почему?

Дети: Да. На понравилось. Мы играли, помогали. Необычно было побывать в сказке.

Логопед: Как вы думаете, что помогло зверям и вам преодолеть трудности? Дети: Дружба.

Логопед: Верно! Крепкая дружба помогает всегда справляться с трудностями. Спасибо вам за помощь и дружбу!

Задать вопрос