Познавательная квест-игра «Конференция «Путешествие по матушке-России» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Галицкая Татьяна Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.
Дата публикации: 22.06.2023
Статья просмотрена: 8 раз
Библиографическое описание:
Галицкая, Т. В. Познавательная квест-игра «Конференция «Путешествие по матушке-России» для детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Галицкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8467/ (дата обращения: 06.05.2024).
Вашему вниманию представлена познавательная квест-игра, которая приглашает детей в увлекательное путешествие по просторам большой и малой Родины.
Дети становятся участниками научной конференции, познавательная информация которой предлагается в тематических павильонах и реализуется на основе выполнения игровых занимательных заданий. Содержание игры способствует расширению представлений детей о социальной действительности, формированию предпосылок финансовой грамотности и воспитанию навыков сотрудничества. На протяжении игры дети рассуждают, анализируют, делают выводы, что способствует интеллектуальной и речевой активности дошкольников.
Ключевые слова: Россия, Бурятия, конференция, распродажа, реклама, экспресс, маршрут, календарь.
Возрастная группа: Старшая
Тема: «Конференция «Путешествие по матушке России»
Вид: Квест-игра
Форма организации: Подгрупповая
Цель: Развитие интеллектуальной и речевой активности дошкольников средствами познавательной квест-игры.
Задачи:
— Расширять и углублять представления детей о стране России, о малой Родине — республике Бурятия;
— Способствовать формированию предпосылок финансовой грамотности, знакомство с понятиями «Реклама», «Распродажа», «Цена — стоимость», «Деньги»;
— Упражнять в решении математических задач с помощью карточек с цифрами;
— Закреплять навык выкладывания звуковой схемы слова;
— Создать условия для активной интеллектуальной и речевой деятельности детей;
— Осваивать умение играть в команде.
Развивающая среда
Почтовый ящик «Почта Деда Мороза», письмо, маршрутный лист, цифры 1–5. Д/игра «Собери карту». Макет Новогоднего экспресса с подарками. Реклама — плоскостное оформление. Д/игра «Новогодние подарки». Плоскостные картинки — «Звуковички». Дидактические карты-схемы «Составь слово». Объёмный модульный конструктор, Плоскостные снежинки с заданиями. «Снежок», два плоскостных напольных белых круга, игрушка Заяц — символ наступающего года, сертификаты по количеству детей. Сладкие призы.
Предварительная работа:
Игровое задание «Напиши письмо Деду Морозу». Математические игры: «Магазин игрушек», «Товары на полках», «Зимние задачки», «Весёлый счёт», «Объёмные фигуры». Речевые игры: «Календарь», «Зимние слова», «Любопытный мячик», «Найди рифму», «Подбери нужные слова», «Закончи предложение». С/ Игры по ЗКР: «Речевая зарядка», «Звуковые дорожки», «Раздели на слоги». Игры на развитие познавательных интересов: С/игра «Окно в природу», Д\ игра «Лесные обитатели». «Собери пазлы» —Символика), Игра-бродилка: «Осень», «Зима». Д/игра «Животный и растительный мир Байкала». Беседы: «Мой край родной», «Россия — родина моя», «Красота природы Байкала», «Символика России», «Символика Бурятии».
Ход квест-игры:
- Организационный этап
Воспитатель обращает внимание детей на Новогодний почтовый ящик. Читает письмо от Деда Мороза.
«Здравствуйте, ребята. Я получил Ваши письма и уже готовлю подарки для вас. Я знаю, что вы добрые и любознательные дети, поэтому приглашаю вас поучаствовать в познавательной конференции «Путешествие по Матушке России». Моя конференция будет проходить в специальных павильонах. В каждом таком павильоне я приготовил для вас интересные задания. Если вы справитесь с ними, то получите настоящие сертификаты участников конференции. Внимание, конференция выездная, поэтому поторопитесь, вот вам маршрутный лист по которому вы сможете добраться до места, где проходит конференция».
Воспитатель с детьми рассматривает маршрутный лист, по которому, затем вместе определяют направление движения по цифре 1.
- Основной этап
1 павильон «Наша Родина»
Задание: Д/игра «Собери карту».
Цель: Расширять представления детей о стране России, о малой Родине — республике Бурятия, Закреплять знания детей о государственной символике. Углубить представление детей об знаменитых людях России. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать речь. Воспитывать патриотические чувства.
Ход игры
Задание выполняется по подгруппам (девочки и мальчики). Девочки составляют карту из карточек с изображением предметов, фотографий людей и объектов, обозначающих принадлежность к России. А мальчики составляют карту из карточек с изображением предметов и объектов, обозначающих принадлежность к нашей малой Родине — республике Бурятия. Во время выполнения задания воспитатель активизирует речевую деятельность, задаёт вопросы, привлекает детей к диалогу, вместе делают выводы. После выполнения задания воспитатель предлагает детям по желанию рассказать стихотворение «У каждого листочка» И. Мазин.
Воспитатель: — Ребята, наше путешествие продолжается. Воспитатель вместе с детьми определяют дальнейшее направление движения (цифра 2). Перед нами павильон под названием «Новогодний поезд-экспресс».
2 павильон «Новогодний поезд-экспресс»
Воспитатель: — Ребята, нас встречает Новогодний экспресс! Сегодня в этом павильоне необычная распродажа. Прослушайте, пожалуйста, рекламу: — Внимание! Сегодня и только сегодня в нашем павильоне финальная распродажа года. Наш зимний экспресс прибыл на конференцию в город Улан — Удэ. Сегодня здесь проходит новогодняя акция и вам предлагается приобрести новогодние подарки со скидкой 5 %. Ощутите магию российской зимы вместе с подарками от Деда Мороза. Спешите на распродажу! Воспитатель предлагает детям поучаствовать в новогодней распродаже.
Математическая игра — задание «Новогодние подарки».
Цель: Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Упражнять в решении математических задач с помощью карточек с цифрами. Закреплять состав числа 5.
Ход игры
У каждого ребёнка дифференцированное задание в содержании игровой карты, на которой изображены картинки — «Новогодние подарки» и знак «+» между количеством подарков. Каждый подарок имеет свою цену (1р, 2р, 3р). Детям предлагается сложить цены на подарках, выбрать нужное «число — ответ» и прикрепить его в рамку для ответа внизу игровой карты. Во время выполнения задания воспитатель контролирует правильность выполнения задания, корректирует, направляет.
—Воспитатель: — А наше путешествие продолжается. Воспитатель вместе с детьми определяют дальнейшее направление движения (цифра 3). Перед нами экспозиция «Зима в родном крае». В этом павильоне нас встречают «Звуковички».
3 павильон «Фауна родного края»
Воспитатель проводит небольшую беседу о животных, обитающих в Бурятии, закрепляет названия, подводит к выполнению задания.
Упражнение «Составь схему слова».
Цель: Закреплять умение проводить слоговой анализ слов, делить слова на слоги на слух. Совершенствовать навык выкладывания звуковой структуры слова. Развивать фонематическое восприятие.
Ход задания
У каждого ребёнка дифференцированное задание. В содержание игровой карты входит изображение животного или птицы, которые обитают на территории нашего родного края и схема для выкладывания звуковой структуры слова квадратиками красного и синего цвета. Во время выполнения задания воспитатель контролирует правильность выполнения задания. Закрепляет умение детей давать характеристику гласным и согласным звукам.
—Воспитатель: — Итак, нам снова пора в путь, наше путешествие продолжается. Воспитатель вместе с детьми определяют дальнейшее направление движения (цифра 4). Ребята, мы попали в павильон «Календарный городок».
4 павильон «Календарный городок»
— Дед Мороз построил для вас календарный городок и очень интересуется, знаете ли вы, на какие формы похожи его ледяные конструкции. Этот городок непростой потому, что в нем зашифрованы вопросы. Внимание! Покажите треугольную призму, здесь, на снежинке есть вопрос:
Треугольная призма: — Какое сейчас время года? Назовите, какой сейчас месяц? Назовите, какое сегодня число?
Цилиндр: Задание: «Игротека». Дети выполняю пальчиковую гимнастику «Зима».
Куб : Какой сегодня день недели? Сколько всего дней в неделе? Назовите дни недели.
Шар: Скажите, сколько всего времён года вы знаете? Сколько месяцев в каждом времени года?
Конус: Какое время года предшествует Зиме? Назовите осенние месяцы.
Затем воспитатель вместе с детьми определяют дальнейшее направление движения (цифра 5). Этот павильон называется «Заколдованные круги».
5. Павильон «Заколдованные круги».
— Осторожно, ребята, здесь зашифрованы зимние задания — загадки. Внимание, первое задание, дети встают вокруг круга, передают друг другу снежок и по очереди называют:
— Назовите зимние слова;
— Слова — признаки к слову «Снег»;
— Слова — действия животных.
3. Заключительный этап
Воспитатель обращает внимание на второй круг, на котором спрятана игрушка «Заяц» символ наступающего года. К нему прикреплены подготовленные сертификаты для участников конференции. Воспитатель подводит итог занятия, вручает каждому ребёнку сертификат и сладкое угощение от Деда Мороза.