Организация здорового питания для воспитанников и их семей в детском саду
Автор: Васильева Надежда Анатольевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 27.01.2023
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Васильева, Н. А. Организация здорового питания для воспитанников и их семей в детском саду / Н. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7997/ (дата обращения: 17.12.2024).
Согласно ФГОС одной из приоритетных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей , формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни , воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию.
Непременным условием поддержания здоровой нации, одним из важнейших факторов профилактики заболеваний, повышения адаптационных возможностей организма является питание, прежде всего правильное, здоровое, рациональное. Велико значение правильного питания, особенно для детей дошкольного возраста, для развития процессов роста и развития, как физического, так и для психического. Среди множества всевозможных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровья, важнейшая роль принадлежит правильно организованному питанию. Характер питания в раннем возрасте накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детском и подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
Сегодня существует проблема правильного питания в семье . Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из — за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае — котлеты, картошка, в худшем — сосиска, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, у детей формируются искажённые взгляды на питание . Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания .
Что понимается под правильным питанием, и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?
Во –первых, оно должно быть разнообразным. Чем разнообразнее набор продуктов, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
Во-вторых, пища должна быть безопасной. В домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд, не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.
В-третьих, нужно обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать.
В-четвертых, полноценным, содержащим в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, витамины и т. д.
В-пятых, для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.
Решение обозначенных вопросов создается проведением систематической работы в рамках муниципального проекта «Здоровые дети –счастливые родители». Данный проект стал основой для развития культурных практик, позволяющих решать вопрос организации питания.
В рамках реализации проекта, родители являются активными участниками контроля за приготовлением блюд. Такой контроль проводиться один раз в квартал. Объектом контроля становятся доставка пищевых продуктов, которая осуществляется специализированным транспортом, имеющим оформленный в установленном порядке санитарный паспорт, при условии обеспечения раздельной транспортировки продовольственного сырья и готовых пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки. Прием пищевых продуктов осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) хранятся до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется кладовщиком.
Организация питания воспитанников в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Семейные традиции в организации питания зачастую определяют пищевые привычки и пищевую культуру детей. Поэтому важно, чтобы родители воспитанников не только владели исчерпывающей информацией о полезных и «не очень» продуктах для детского питания, эстетике детского стола, и культуре поведения во время приема пищи. Важно мотивировать взрослых участников образовательных отношений к личному соблюдению правил здорового питания, вооружить их навыками, которые помогут грамотно организовать питание и формирование здоровых пищевых привычек у ребят.
Для того, чтобы выходные дни рацион питания детей по набору продуктов питания и их пищевой ценности максимально приближался к рациону, получаемому в ДОУ организовано сетевое взаимодействие при участии родителей воспитанников, которые проходят в различных формах: час игры, мастер –классы с «Мамина кухня», «Полезные бабушкины рецепты», «Шеф повар –папа» и т. д. Блюда для совместного приготовления выбираются из десятидневного меню. Перечень продуктов довольно прост, поэтому родителям не сложно приготовить блюда соблюдая технологию в домашних условиях.
Для родителей проводятся консультации «Здоровое питание –здоровый ребенок», «Основы правильного питания», круглый стол «Что мы едим дома» на которые приглашаются врач-педиатр, медсестра, повар. Распространение информационного материала на сайте «Правильное питание дошкольника», «Рецепты блюд» и др.
Таким образом, целенаправленная планомерная работа по формированию основ правильного питания позволяет знакомить дошкольников с основами рационального питания, как неотъемлемой частью образа жизни, а также обучать навыкам и принципам правильного питания.
Литература:
- Ведрашко В. Ф. Питание в деском саде/ М. Просвещение.-1974г. с.71–80
- Колесникова С. А. Требования к организации питания дошкольников/ Дошкольная педагогика.-2002.-78с.
- Практический материал по организации питания в дошкольном образовательном учреждении/ Питание от А до Я в дошкольных образовательных учреждениях.-2020–168с.