Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Самоделова Наталья Евгеньевна, Воронина Надежда Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 18.01.2023
Статья просмотрена: 601 раз
Библиографическое описание:
Самоделова, Н. Е. Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста / Н. Е. Самоделова, Н. М. Воронина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7963/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Ключевые слова: экологическое воспитание, квест-технологии, дошкольники.
Экологическое воспитание дошкольников в наше время очень актуально и является неотъемлемой частью общего образовательного процесса дошкольного учреждения.
Повышение эффективности экологического образования детей возможно путем интеграции разных образовательных областей, в том числе физического и музыкального воспитания. Достичь этого можно при взаимосвязи инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Наша цель — добиваться высоких результатов посредством интеграции всех видов деятельности.
В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является приоритетным направлением. В течении года с детьми 5–6 лет реализуются экологические проекты, а наша задача, как специалистов является организация и проведение экологических праздников, развлечений и акций.
Безусловно, эффективность экологического мероприятия может быть достигнута лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения как традиционных, так и инновационных. Одним из таких комплексов являются квест-технологии, которые представляют собой симбиоз игры, поиска и соревнования. Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие поставленных задач, но и стимулировать умственное, физическое, художественно-эстетическое и нравственное развитие детей, что является актуальным в современном образовании, включая и экологическое. Воспитанники получают возможность применить свои экологические знания, умения и навыки в нестандартных, игровых ситуациях, что способствует совершенствованию их умений, знаний по данной теме. Кроме того, способствует воспитанию таких качеств личности, как настойчивость, упорство, смелость, инициативность, умение работать в команде.
Проведение экологических мероприятий, приуроченных к праздничным датам: день птиц, день земли, голубая лента и т. д, стало в нашем саду традицией. А применение квест-технологий при разработке сценариев — новой, интересной и познавательной возможностью разнообразить праздник для детей, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным и веселым.
Предлагаемый сценарий квест-игры был разработан как итоговое мероприятие по экологической теме «Насекомые» для детей 5–7 лет.
Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.
Задачи :
— Обобщать и закреплять знания детей о насекомых.
— Закреплять знания детей о правилах поведения в природе
— Способствовать формированию у детей таких физических качеств как координация, ловкость, сила, быстрота.
— Формировать положительный эмоциональный тонус в процессе подвижных игр и игровых упражнений.
— Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
— Развивать речь детей, умение сочетать слова и движения в игровых упражнениях; активизировать словарь детей по теме.
Методы и приемы :
Практические — игровые упражнения и задания, подвижные игры и эстафеты, исполнение песни, танца, игра на музыкальных инструментах.
Наглядные — презентация с мультимедийной игрой (загадки).
Словесные — логоритмические упражнения; речевые игры.
Материалы и оборудование : ноутбук, проектор, экран, крупный модульный строитель, красные шарики по количеству детей, ориентиры, корзины, колокольчики, деревянные ложки, металлофон, трещотка.
Ход квест-игры:
Дети под музыку входят в зал.
1-й ребенок: Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
2-й ребенок: Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живу в том светлом доме я и все мои друзья.
3-й ребенок: Куда б дороги не вели, всегда я буду в нем.
Землею — матушкой родной зовется этот дом!
4-й ребенок: Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Ведущий:
Я хочу спросить у вас: Что на улице сейчас?
Лето, осень иль весна? Может снежная зима?
Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!
Да, Весна уж к нам явилась, и вокруг все изменилось.
А что изменилось, ребята?
Вас хочу я попросить, а точнее — пригласить, на полянку всем сходить.
Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя на природе.
Игра: «Если я приду в лесок»
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку (нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду (нет)
Если мусор уберу, банку накопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)
Молодцы, ребята! Я не сомневаюсь, что именно вы никогда не причините вреда Матушке Природе. Будете ее оберегать и любить всем сердцем.
Я пригласила вас сегодня на цветочную полянку.
Посмотрите, как красиво вокруг. Но что-то не так. Послушайте ребята.
Дети прислушиваются к тишине.
Что же не так ребята? ( не слышно голосов насекомых, не видно бабочек и т.д.)
Ведущий: На экране появляется загадка:
Вокруг нас они живут, целый день вокруг снуют
Усатые, мохнатые, прыгучие, крылатые. Кто мы? Насекомые
Назовите ласково как можно больше.
Игровое упражнение: «Назови ласково»
Комар — комарик, жук — жучок, пчела — пчелка
Муравей — муравьишка, муха — мушка, стрекоза — стрекозка
Голос с экрана: «Да, ребята, случилась беда. Злой паук отобрал голоса у жителей полянки, а их самих опутал паутиной. И теперь на полянке тихо и грустно. Мы хотим помочь своим друзьям. У нас нет голосов, но есть музыкальные инструменты. Если вы выполните наши задания, получите их и сможете освободить жителей полянки»
Ведущий: Ребята, злой паук забрал голоса у насекомых.
А все насекомые имеют голоса? Ответы детей
Игровое упражнение : «Голоса насекомых»
Зу-зу-зу — комар пищит, укусить скорей спешит
Он зудит — зззу-зззу-зззу, захочу и укушу.
(соединяем указательный и большой пальцы).
Уф-уф-уф — как паровоз, шмель пыхтит, — пыльцу повез (топаем ногами).
Жук гудит: жу, жу, жу. Я любого разбужу (ритмично хлопаем в ладоши).
Жу-жу-жу — жужжит пчела, хороши мои дела
(руками изображаем полет пчелы).
Не жужжу, когда лежу, Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь .(кружатся)
Ведущий: Песенка жука, пчелы, шмеля жужалочка
Песенка комарика — зззуделочку.
А у стрекозы — стрекоталочка. Трттт-ртр-тр-трр-тр.
Давайте посмотрим, кто же нам хочет помочь.
На экране 1 задание:
На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята — вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Инсценировка песни «Не обижайте муравья» Музыка Г. Гладкова.
Эстафета «Муравейник»
Дети строятся в две команды. Для каждой команды приготовлены одинаковые наборы крупного строительного материала. Игроки по очереди берут один предмет и в указанном месте строят муравейник.
Получают музыкальный инструмент — колокольчики.
На экране 2 задание
Мчатся быстро по дорожке,сорок ног, мелькают ножки.
Кто такая, многоножка?Как зовут?.....сороконожка.
Игровое упражнение «Сороконожки»
Дети выстраиваются в колонну по одному, берут друг друга за пояс и передвигаются вперед до ориентира и обратно, не расцепляясь.
Получают музыкальный инструмент — металлофон.
На экране 3 задание:
В ярком платье модница — погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает. (Бабочка)
Танец «Бабочки» музыка и слова А. Евтодьевой
Получают инструмент — трещотки.
На экране 4 задание:
Надевает эта крошка платье красное в горошек.
И летать умеет ловко, это … Божья коровка.
Эстафета «Горошки»
Дети строятся в две команды. Перед каждой командой корзины с красными шариками. Нужно перенести в ложке шарик в одной корзины в другую.
Ложку передаем следующему игроку.
Получают музыкальный инструмент — ложки.
Ведущий: Ребята, мы собрали все музыкальные инструменты, которые нужны для нашего оркестра. Теперь мы можем нарушить покой паука звучанием наших инструментов.
Оркестр «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия)
На экране паук убегает, а насекомые радуются.
Ведущий: Ребята, мы молодцы. Послушайте, как ожила наша полянка.
Дети слушают звуки насекомых и называют их. На экране появляются насекомые, которых узнали дети.
Ведущий: Посмотрите, как много насекомых живет на нашей полянке.
Как рады цветы и насекомые. Ведь они друг без друга жить не могут.
Ребенок Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы, —
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Ребенок Насекомые весной вьются и порхают.
На полянке на лесной — Всё благоухает!
Танец цветов муз П. И. Чайковского.
Литература:
- Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5–7 лет [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, — М.: Сфера, 2012.-63 с.
- Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
- Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
- Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. — Москва: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил. — (Внимание, дети).
- Осяк, С. А. Образовательный квест-современная интерактивная технология [Текст]: / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
- Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Похожие статьи
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов
В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...
Проект как средство экологического образования младших школьников
Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота
В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...
Похожие статьи
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов
В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...
Проект как средство экологического образования младших школьников
Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В статье авторы предлагают методы работы с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота
В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Экологическое воспитание детей в средней возрастной группе
В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...