Роль наставничества в формировании профессиональных компетенций педагога | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.01.2023

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Жамсаранова, О. М. Роль наставничества в формировании профессиональных компетенций педагога / О. М. Жамсаранова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7915/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается эффективность наставничества, так как именно сегодня наставничество заслуживает пристального внимания и отражает жизненную необходимость педагогов, испытывающих профессиональные дефициты, получить поддержку опытных специалистов, способных предложить практическую и теоретическую помощь.

Ключевые слова : профессиональные компетенции педагога, наставничество, наставник, тьютор, индивидуальный образовательный маршрут .

Современные социокультурные условия ставят перед нами новые задачи. Одна из них — повышение качества образования, уровень которого зависит от профессиональных компетенций педагога.

Профессиональные компетенции педагога — это его качественные действия, обеспечивающие эффективное решение профессиональных педагогических задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, квалификации педагога, общепринятых ценностей.

Принято выделять следующие основные компетенции педагога:

— профессиональная (профессионально значимые личностные качества педагога: общая культура педагога, эмпатия, осознание целей и ценности своей педагогической деятельности; знание и владение методикой дошкольного образования, современными педагогическими технологиями);

— информационная (квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, использование компьютерных и мультимедийных технологий);

— коммуникативная (умения педагога, которые обеспечивают эффективное установление контакта с воспитанниками, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе);

— правовая (знание приоритетных направлений развития образования Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства; нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей).

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает.

В настоящее время сложно найти педагога, не испытывающего профессиональные дефициты, в этом случае наставничество — наиболее эффективный метод решения данной проблемы. Наставничество представляет собой универсальную технологию, с помощью которой происходит передача опыта, знаний, компетенций и ценностей через партнерское взаимодействие педагогов. Сегодня необходимость в наставничестве ощущается особо остро, так как реалии современного мира требуют от педагогов незамедлительного ответа на его вызовы: есть потребность — нужно учиться.

Следует отметить, что профессиональные дефициты испытывают не только молодые специалисты, но и педагоги со стажем; педагоги, которые прошли профессиональную переподготовку и вступают в новую должность; педагоги, которые только пришли на новое место работы.

Наставничество — это всеобъемлющая форма и мера поддержки и сопровождения педагогов. Наставник — человек, который обладает опытом и знаниями в своей области, высоким уровнем коммуникации. Наставник — это ментор, алгоритм. То есть на каждый запрашиваемый дефицит наставляемого у него есть готовая инструкция, способ решения данной проблемы. Например, наставляемый молодой педагог испытывает затруднения в проектировании занятий по развитию речи для детей среднего возраста. Наставник, в свою очередь, оказывает помощь в форме консультации по проектированию занятия, на которой подробно обсуждаются цели и задачи, этапы занятия с позиции методической грамотности и возрастосообразности. В этой форме наставничества действует конструктивный подход, построенный на обсуждении и убеждении.

Другой случай, когда специалист со стажем испытывает затруднения в работе с информационными ресурсами. В наше время, время цифровизации, довольно сложно обходиться без IT-технологий. В этом случае наставником может выступать молодой педагог, владеющий технологиями применения цифровых ресурсов на практике, или алгоритмом. Это так называемое реверсивное наставничество, и это тоже норма.

Но не во всех случаях наставник-ментор способен оказать помощь наставляемому, не на все запросы существуют алгоритмы. С другой стороны, многие педагоги не могут понять и озвучить свои профессиональные дефициты, не могут самодисциплинировать себя, ссылаясь на дефицит времени («нет лишнего времени»), на дефицит способностей («не могу»), на дефицит умений («не умею»), на отсутствие мотивации («не хочу»), то есть такие педагоги испытывают дефицит самостоятельности. Им нужен тьютор — навигатор, который поможет выявить дефициты, выработать стратегию роста и построить образовательную траекторию.

В детских садах таким навигатором зачастую выступает старший воспитатель. Как это происходит на практике? Исходя из моего опыта, могу выделить следующие этапы работы по созданию индивидуального образовательного маршрута педагога (далее ИОМ):

  1. Опрос (мониторинг) педагогов на выявление профессиональных затруднений;
  2. Разработка и реализация ИОМ педагога.

Для эффективного взаимодействия тьютора и наставляемого была разработана модель дорожной карты ИОМ педагога, где были обозначены актуальный запрос педагога, образовательные задачи, указаны конкретные действия и мероприятия для решения образовательных задач, сроки их выполнения, форма предъявления результата, таблица 1.

Таблица 1

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагога

МБДОУ № __________________________________

  1. Информационная справка

ФИО педагога

Должность

Образование

Стаж работы

Курсы повышения квалификации (за последние 3 месяца)

Уровень квалификации (первая, высшая категория, без категории)

Звания, награды

Дата начала работы по реализации ИОМ

Дата окончания работы по реализации ИОМ

  1. Результаты входной диагностики профессиональных дефицитов

Профессиональные компетенции

Профессиональные дефициты педагога

Профессиональные

Методические

Психолого-педагогические

IT- технологии

  1. Перечень мероприятий, обеспечивающих повышение уровня профессиональных компетенций педагога

Наименование мероприятия

Задачи

Уровень, организатор

Сроки проведения

Отметка о выполнении (старший воспитатель)

Результат посещения

Форма представления

  1. Сведения о корректировке индивидуального образовательного маршрута

Дата мероприятия

Причина внесения изменений в ИОМ

Новое мероприятие

Подпись старшего воспитателя

Подпись педагога

  1. Заключительное публичное мероприятие

Форма мероприятия

Название

Уровень

Сроки проведения

Отметка о выполнении (ст. воспитатель)

  1. Результаты итоговой диагностики

Профессиональные компетенции

Профессиональные дефициты педагога

Профессиональные

Методические

Психолого-педагогические

IT- технологии

  1. Выводы: ____________________ ___________________________________________

_______________________________/старший воспитатель/

______________________________/педагог/

Остановимся на каждом пункте дорожной карты отдельно. Исходя из результатов мониторинга или непосредственного обращения педагога, определившего свой профессиональный дефицит самостоятельно, формулируются цель (видение конечного желаемого результата) и образовательные задачи (конкретные шаги, которые способствуют достижению цели). Далее указываются точные действия и мероприятия, направленные на восполнение дефицита педагога (запись на курсы повышения квалификации; посещение семинаров, вебинаров, конференций, форумов; участие в мастер-классах опытных коллег; посещение образовательных событий педагогов — наставников и т. д.), обозначаются сроки исполнения этих действий и, как итог, указывается форма предъявления результата, в зависимости от запроса (мастер-класс, образовательное событие, презентация проекта, участие в конкурсе и т. д.).

Следует отметить, что ИОМ педагога носит кратковременный характер восполнения дефицита, от одного месяца до полугода, так как сам запрос зачастую не является долгосрочным и трудновыполнимым. В случае форс-мажорных обстоятельств в дорожную карту ИОМ педагога вносятся данные о корректировке ИОМ.

В индивидуальном образовательном маршруте отражаются направления самообразования по совершенствованию компетенций педагога. Это могут быть запросы на восполнение профессиональных дефицитов, таких как изучение требований законодательства Российской Федерации об образовании, изучение и осмысление ФГОС ДО, разработка и внедрение рабочих программ, аттестация на квалификационную категорию, участие в конкурсах профессионального мастерства. Запросы педагога на восполнение методических дефицитов, в частности, проектирование НОД, участие в семинарах, форумах. Запросы на восполнение психолого-педагогических дефицитов: тайм-менеджмент, самопрезентация педагога, самоанализ педагогической деятельности. Запросы на восполнение дефицитов в IT-сфере: совершенствование навыков пользования ПК, освоение цифровых платформ. Изучение и внедрение в свою деятельность информационных технологий.

Таким образом, тьютор — навигатор разрабатывает личностно-ценностную модель профессионального роста педагога, которая соответствует стратегиям государственной образовательной политики по обеспечению качества образования.

Обе модели профессиональной помощи педагогам — наставничество и тьюторство — способствуют самосовершенствованию педагога. А именно, повышению качества подготовки и квалификации сотрудников; развитию профессиональных компетенций педагога; передаче ценного педагогического опыта; освоению практических и теоретических основ педагогической деятельности; своевременному анализу собственных дефицитов; получению своевременной помощи на этапе интеграции в коллектив; повышению самоуважения, уверенности в себе и позитивному отношению к своей деятельности; освоению современных образовательных технологий и внедрению их в образовательный процесс; развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на педагога трудовые функции; снижению риска профессионального выгорания наиболее опытных педагогов — носителей знаний и навыков; укреплению профессионального сотрудничества всех членов коллектива.

В заключение хочется сказать, что для эффективного самосовершенствования педагога система непрерывного образования должна откликаться на запросы самого педагога. То есть курсы повышения квалификации должны развивать компетенции будущего дня и по своей структуре быть модульными. Важно, чтобы существовал единый навигатор по образовательный услугам (единая база данных России), чтобы педагог мог без труда выбрать тот или иной модульный курс для восполнения своих дефицитов.

Литература:

  1. Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28, 47, 48. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.
  2. А. Л. Пикина, А. В. Золотарева Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога // Ярославский педагогический вестник — 2015 — № 4, С. 85–92
  3. Бондаренко, Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей / Н. Бондаренко. — Текст: электронный. — URL: https://clck.ru/QWQW9
  4. Нагуманова, Л. Н. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.

Ключевые слова

наставничество, наставник, тьютор, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональные компетенции педагога
Задать вопрос