Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Игры с водой | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Корнилова, Н. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Игры с водой / Н. А. Корнилова, Т. Н. Чертыковцева, Т. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 66-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7737/ (дата обращения: 04.05.2024).



Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги.

В. А. Сухомлинский

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG_20220403_154018.jpg

Ребенок рождается исследователем. Неугомонная жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет свои представления об окружающем мире.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей.

Наше пособие по экспериментированию с водой красочное, мобильное, прочное, практичное. Игры с водой эмоционально окрашены, вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Пособие «Вода-водичка» изготовлена из подручных средств, использовались бросовый материал, заламинированные картинки. Наше пособие включает в себя несколько практических экспериментальных игр.

Почему мы выбрали именно экспериментирование с водой? Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.

Любые игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателем общего физического и двигательного развития. Наряду с этим, дети учатся осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения детей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие.

Цель использования:

— Создание предметно-пространственной среды для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

— Формирование у детей представления о свойствах воды (прозрачная; вода — жидкость, может течь; одни предметы тонут, другие плавают; изменяет цвет и т. д.)

— Развитие мыслительных способностей (сравнение, обобщение, сопоставление, анализ)

— Развитие моторики рук и координации движений

— Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия

— Развитие внимания, памяти, речевых способностей

— Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию

Игры

Игра «Колодец»

Цель:

— Формировать умение анализировать, определять пространственное положение предмета (вверху, внизу)

— Развивать моторику рук.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки животных, спрашивает название их. Предлагает напоить их водой. Дети упражняются в выполнении последовательных действий: зачерпывают воду ведром, поднимают вверх при помощи барабана, вращая ручку по кругу. Переливают воду из ведра в воронку.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-1a88dcf6448515a262423c01b037d93b-V.jpg

Игра «Напои животных»

Цель:

— Формировать у детей желание заботиться о животных, о необходимости воды для живого мира

— Развитие внимания, умение определять от какой воронки по трубке потечет вода к определенному животному

Ход игры: Воспитатель предлагает налить воду для котенка. Дети размышляют, экспериментируют и определяют цвет воронки, от которой вода потечет к котенку (собаке, лисичке).

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-7547c37c0bdaee3dfb2f23b26a5e9e76-V.jpg

Игра «Разноцветная водичка»

Цель:

— Формирование представлений о воде, изменении цвета, смешивании цветов

— Формировать умение узнавать, называть цвета

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть с цветной водичкой. В воронки дети наливают цветную воду и наблюдают, какого цвета она станет.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-d6b3cc6d213335cd84bf18870b52b1ae-V.jpg

Игра «Мельница»

Цель:

— Формировать представление о воде (текучая, может разбрызгиваться, литься, приводить в движение другие предметы.

Ход игры: Воспитатель показывает пустую емкость «пруд». Предлагает заполнить ее водой из колодца. Переливая воду в воронку из ведра, наблюдают, как вода стремиться вниз, приводя в движение мельницу.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-7e3bdd17c6f6b27283207d44a0001c86-V.jpg

Игра «Рыбалка»

Цель:

— Упражнять детей в вылавливании предметов из воды с помощью удочки

Ход игры: В заполненный «пруд» дети запускают рыбок с магнитом. Воспитатель предлагает поймать рыбки при помощи удочки. Дети экспериментируют, проверяют предметы «тонут- не тонут».

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-8bb2000cda6ab2ea1532cd0f5d2a18b3-V.jpg

Игра «Весы»

Цель:

— Упражнять детей в переливании воды из емкости в емкость.

— Развивать координацию движений

— Формировать умение наливать воду до определенной метки.

— Знакомить с понятием «много-мало»

Ход игры: Воспитатель просит искупать слона и мышку.

— Для слона сколько нужно воды?

— А для мышки сколько надо воды?

Дети наливают воду в стаканчики с метками, определяют, где много воды, где мало.

C:\Users\admin\Desktop\6гр\6 группа\IMG-9482ff7a255e494d6fab0c4455144357-V.jpg

Вывод: В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, то есть «вижу — действую». Поэтому лучше всего ребёнок постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, можно подержать в руках. А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Во время проведения экспериментирования дети всесторонне исследовали воду: в группе, в экспериментальной зоне. Все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, старались повторить предложенные действия. В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; дети приобрели элементарные знания о воде. Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом. Появились в словарном запасе детей новые слова «полный», «пустой», «много», «мало». Дети научились элементарному сравнению «тонет — не тонет». Дети с удовольствием смешивали краски в воде, вылавливали рыбок из «пруда».

Литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 240 с.
  2. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
  3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 240с.
  4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 240с.
  5. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 208 с.
  6. Шевченко Р. Г. Методическая разработка «Ознакомления детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» // Совушка. 2019.
  7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Сфера, 2019г.
Задать вопрос