Игра-драматизация «Под грибом» в старшей группе для детей с задержкой психического развития с использованием юнгианской песочницы и игр с песком
Авторы: Осипова Алина Борисовна, Ткаченко Светлана Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.
Дата публикации: 30.10.2022
Статья просмотрена: 146 раз
Библиографическое описание:
Осипова, А. Б. Игра-драматизация «Под грибом» в старшей группе для детей с задержкой психического развития с использованием юнгианской песочницы и игр с песком / А. Б. Осипова, С. А. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7730/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: развитие речи и моторики, ориентации в пространстве, развитие познавательных функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и тонких тактильных ощущений посредствам песочной терапии и сказки.
Задачи:
— Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
— Обучать групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
— Развивать коммуникативные способности, развивать диалогическую речь;
— Закреплять умение действовать по инструкции;
— Развивать творческие способности, воображение, фантазию детей;
— Формировать пространственные представления;
— Закреплять понимание значения предлогов и наречий;
— Совершенствовать координацию движений;
— Закреплять навык порядкового счёта.
Предварительная работа: чтение сказки В. Г. Сутеева «Под грибом», рассматривание иллюстраций к сказке, обсуждение сюжета, обыгрывание его детьми.
Материал: Юнгианская песочница с кинетическим песком (сухой и влажный), пульверизатор, магнитофон, фигурки героев сказки «Под грибом», фигурки растений в т. ч. 3 фигурки грибов разных размеров, листья, влажные салфетки.
Действующие лица:
Старичок-Боровичок — учитель-дефектолог;
Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Заяц, Лиса — дети группы.
Ход занятия:
Дети встают вокруг песочницы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Нас там ждёт Старичок-Боровичок, и вместе с ним мы попадём в сказку, а поможет нам сказочная песочница. Пожалуйста, напомните друг другу, как надо работать с песком.
Дети:
— Нельзя кидаться песком;
— Нельзя брать песок в рот;
— Если хочешь почесать глаза, нужно вытереть руку салфеткой;
— Не надо вытирать руки об одежду;
— Нельзя высыпать песок из песочницы;
— Нельзя ломать постройки друг друга.
Воспитатель:
— Ребята, я предлагаю вам угадать сказку, в которой мы сейчас окажемся. Найдите в песке «секретики» (дети находят фигурки животных и растений из сказки «Под грибом», воспитатель находит грибок.). Дети угадывают название сказки.
Упражнение «Ровные дорожки».
— Поставьте героев сказки рядом с собой. Для того чтобы быстрее попасть в сказку нужно навести порядок, сделать ровные дорожки (дети разглаживают песок ладонями правой и левой руки поочерёдно).
Звучит музыка. Входит Старичок-Боровичок, кланяется, здоровается с ребятами.
Старичок-Боровичок: Расскажу вам сказку я,
Помогайте мне, друзья.
Лес-лесок стоял кругом ( дети ставят деревья ),
А в лесу гора большая — это муравьиный дом
( дети делают муравейникиз песка ).
Этот дом мы все, ребята, муравейником зовём.
А еще была река широка и глубока.
(дети делают реку, воспитатель ставит контейнер с водой ),
Был овраг, тропинка, яма… ( дети делают овраг, тропинку и яму подруководством воспитателя)
И красивая поляна ( дети разравнивают часть поверхности ).
На поляне рос грибок — маленький Боровичок.
Утром рано муравей (ребёнок 1 выполняет действия с фигуркой муравья )
На работу шел скорей,
Из домишки вышел он,
Обошел свой горку-дом
И пошел он по тропинке
Палочки искать, былинки.
С неба дождик вдруг закапал, ( воспитатель использует пульверизатор )
Муравей чуть не заплакал.
Ведь промокнуть может он
Вмиг под проливным дождём.
Вот грибочек на пути
Только начал он расти.
Муравьишка побежал,
Под грибочком тихо встал ( ребёнок ставит муравья под грибок ).
В лесу бабочка летала, (ребёнок 2 выполняет действия с фигуркой бабочки )
Над деревьями порхала.
Вдруг летать не стало сил,
Дождик крылья намочил.
Вот к грибку идёт она,
Слёзно просит муравья:
Бабочка (ребёнок 2): Пусти меня, муравьишка, под Грибок, я промокла, летать не могу!
Муравей (ребёнок 1) : Куда же я тебя пущу? Здесь места мало!
Бабочка (ребёнок 2) : Ничего, в тесноте, да не в обиде.
Старичок — Боровичок: «Спасибо!» — бабочка сказала и за грибочком тихо встала ( ребёнок 2 ставит бабочку за грибок ).
Воспитатель: ( воспитатель заменяет маленький грибок средним ) Ребята, сколько героев стало под грибом?
Дети: Двое.
Старичок-Боровичок: Мышка в норочке сидела,
(ребёнок 3 выполняет действия с фигуркой мышки )
Но сидеть ей надоело,
Побежала погулять,
Свежих зёрен поискать.
По тропиночке бежит
И от страха вся дрожит:
С неба дождик: «кап, кап, кап» ( воспитатель использует пульверизатор )
Мышь боится лисьих лап.
На пути стоит грибок,
Он помочь бы мышке смог.
Мышка (ребёнок 3) : Пустите меня под грибок.
Бабочка (ребёнок 2) : Куда же мы пустим? Здесь места нет.
Мышка (ребёнок 3) : Потеснитесь, пожалуйста, немножко.
Воспитатель : Встала мышка у гриба, ( ребёнок 3 ставит фигурку мышки у гриба под шляпку ).
Гладит мокрые бока.
Сколько их стало под грибом? Дети : Трое
Старичок-Боровичок: Чики-рики, воробьишка,
Наш весёленький мальчишка,
Полетал он над рекой
(ребёнок 4 выполняет действия с фигуркой воробья )
И хотел лететь домой.
Дождь осенний капать стал,
Воробей промок, устал.
Перышки он намочил
И к грибку идет без сил.
Только видит: под грибом
Можно встать уже с трудом
Места нет для воробья,
Но ему кричат друзья.
Дети: Заходи под грибок! В тесноте да не в обиде! Всем места хватит!
Старичок-Боровичок: Ты, воробушек, пока
вставай справа от грибка ( ребёнок 4 ставит фигурку воробья справа от грибка ).
Воспитатель: Сколько героев под грибом?
Дети: Четверо.
Старичок-Боровичок: Дождик капать продолжал,
Листик на грибок упал ( ребёнок 5 кладёт листик на грибок ).
Зайчик по лесу скакал (ребёнок 6 выполняет действия с фигуркой зайца )
И на горку забежал,
С горки быстренько скатился
И в канаве очутился.
Выбирался он пока,
Дождь полил, как из ведра ( воспитатель использует пульверизатор ).
Побежал он со всех ног
И увидел вдруг грибок!
Заяц (ребёнок 6) : Спрячьте меня под грибком!..
Муравей (ребёнок 1) : Заходи, всем места хватит.
Мышка (ребёнок 3) : В тесноте да не в обиде.
Воробей (ребёнок 4) : Жалко Зайца, надо потесниться.
Старичок-Боровичок: Ну, Зайчишка, ты тогда вставай слева от грибка.
( ребёнок 6 ставит фигурку зайца слева от грибка ).
Воспитатель: ( воспитатель заменяет маленький грибок большим ) Сколько сейчас героев под грибом?
Дети : Пятеро.
Листик подгрибок упал,
Зайчик под листок попал.
( ребёнок 5 кладёт листочек на зайца )
Старичок-Боровичок: Вот лисичка тихо рыщет,
Мышку на полянке ищет.
(ребёнок 7 выполняет действия с фигуркой лисы )
Вокруг норки покружилась
И за ёлкой притаилась.
Дождик хлынул! Вот беда!
Мокнет лисонька-краса!
Но, увидела грибок,
Почесала правый бок.
Вот к грибу она подходит,
Справа наш грибок обходит
И встаёт перед грибом.
Вот они и вшестером.
Зайца не нашла плутовка,
Спрятался зайчишка ловко!
Старичок — Боровичок: Дождик вдруг совсем исчез.
Улетел в дремучий лес.
Солнце в небе появилось…
Что, ребята, изменилось? ( ответы детей )
Наш Грибочек стал Грибом,
Вырос под грибным дождём.
Стал совсем большим грибок,
Под собой укрыть ВСЕХ смог!
Ну, а мне пора прощаться
И под ёлку возвращаться.
Дружно с вами поиграли
И совсем мы не устали ( прощается, уходит под музыку ).
Воспитатель: На ладошки посмотрите,
И песочек весь стряхните.
Будем скоро мы опять
В сказочный песок играть.