Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 30.10.2022

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Поникаева, Н. И. Фонематический слух — основа правильной речи детей дошкольного возраста / Н. И. Поникаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7729/ (дата обращения: 04.05.2024).



Ключевые слова: фонематический слух, коррекционная работа, речь, дети.

С каждым годом возрастает количеством детей, имеющих дефекты речи, нарушения фонематического слуха. При данных дефектах, речь может быть в целом смазана и невыразительна, у детей возникают трудности при обучении в школе. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства, традиционные методы обучения являются недостаточно эффективными, поэтому в коррекционном процессе по развитию фонематического слуха, целесообразно использовать информационные технологии. Несформированность фонематического слуха, многочисленные замены и смешения звуков отрицательно влияют на развитие речи детей. Зачастую речевой дефект является очень стойким, трудно поддается исправлению, поэтому необходимо максимально использовать в логопедической работе игровые информационные технологии по развитию фонематического слуха, дифференциации звуков.

Фонематический слух является одним из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. На основе данных Р. Е. Левиной можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе [3, с. 67].

  1. Дофонематический (доязыковой) этап.

— От рождения до шести месяцев.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух.

  1. Фонематический (языковой) этап.

— Начальный этап. От шести месяцев до двух лет.

Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание.

— От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Звукопроизношение несовершенно.

— К возрасту четырех лет.

В норме фонематическое восприятие и представления сформированы.

— К пяти годам.

Завершается процесс спонтанного фонематического развития.

  1. Заключительный этап.

К шести — семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.

В программе обучения детей с ФФН, разработанной Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной большое внимание уделяется развитию фонематического слуха. В «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» авторы предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста [1].

Проблемы в дифференциации звуков детьми дошкольного возраста отражаются в многочисленных логопедических исследованиях Н. В. Нищевой, О. В. Епифановой, Е. Н. Спивак в работах, которых раскрываются направления, приемы по дифференциации звуков в речи детей. Работу над устранением дефектов речи авторы Б. М. Гриншпун, О. В. Правдина, О. А. Токарева делят на три этапа с различным содержанием. О. В. Правдина выделяет «а) постановку звука, б) автоматизацию звука, в) дифференциацию смешиваемых звуков». [2, с. 89] «Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи». [2, с. 92] В современных условиях развития образовательной системы К. Ю. Белой, П. И. Третьякова, П. Т. Фролова, А. Г. Асмолова и др. отмечают, что не обойтись без информационных технологий.

Для повышения эффективности логопедической работы на занятиях необходимо использовать традиционные и нетрадиционные методы и приемы работы: мультимедийные презентации и интерактивные игры.

В системе коррекционно-развивающей деятельности преимущественно использовать:

  1. наглядно-практические,
  2. игровые методы и приемы,
  3. совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

В коррекционной работе сочетание речевых упражнений с использованием игровых информационных технологий, с движениями, различными предметами, с одновременным проговариванием слогов, слов, предложений, стихотворного текста, позволяет активизировать речевое развитие детей. Логопедическую работу по развитию фонематического слуха необходимо проводить по этапам: подготовительный, основной, итоговый.

  1. На подготовительном этапе с детьми проводится работа по развитию слухового восприятия, внимания.
  2. На основном этапе коррекционной работы проводится работа по дифференциации звуков в речи: фонем, слогов, слов, предложений, чистоговорок, стихотворений, подбор слов на заданный звук.
  3. На заключительном этапе: дифференциация звуков, развитие самоконтроля за речью.

Целенаправленное и грамотное использование игр, информационных технологий по развитию фонематического слуха в коррекционном процессе с детьми, значительно повышает качество их обучения при дифференциации звуков в речи.

Литература:

  1. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М.: МГОПИ, 1993–72с.
  2. Правдина О. В. Логопедия. Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.: ил.
  3. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1983. — 136 с, ил.
Задать вопрос