Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Все мы разные, но мы вместе!» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Якубенко, Т. М. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Все мы разные, но мы вместе!» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» / Т. М. Якубенко, Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 95-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7717/ (дата обращения: 26.04.2024).



Группа, возраст: подготовительная к школе (6–7 лет)

Тема: «Все мы разные, но мы вместе!»

Цель: Создание условий для воспитания у детей толерантности, уважения к национальным культурам разных народов России через взаимодействие дошкольников в игре.

Задачи:

Воспитывающие:

– Воспитывать в детях дружелюбие, стремление к толерантности, умению радоваться успехам других.

– Создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения.

Развивающие:

– Развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми.

– Расширять кругозор дошкольника, представление об окружающем мире.

Обучающие:

– Способствовать формированию гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

– Познакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитывать уважение к обычаям, взглядам и традициям других людей.

Музыкальный репертуар:

Аудиозаписи с песнями: записи музыки народов Кавказа и русской народной музыки; В. Темнов «Кадриль»; Вл. Шаинский «Вместе весело шагать», Вл. Шаинский «Улыбка», оркестр «Попурри».

Материал и оборудование: заготовка дерево дружбы + сердечки, мультимедийное оборудование, презентация.


Этап,

продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап,

2мин.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного, тактильного контактов и т. д.

Организация образовательного пространства

Дети входят в зал под песню Вл. Шаинского «Вместе весело шагать»

Музыкальный руководитель:

Сегодня музыкальное занятие буду проводить я и воспитатели.

Давайте знакомиться. А поможет нам познакомиться вот этот чудесный мешочек.

Я возьму свое имя и положу в него.

(Пропевает) — Татьяна Маметовна.

—Татьяна Григорьевна

— Ирина Викторовна

Спойте и вы своё имя, и положите его в мешочек.

(Дети пропевают) .

— Вот мы и познакомились. А чтобы наши имена не улетели мы его завяжем.

(Завязать вместе с детьми и положить на столик) .

Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки в кругу.

Выполняют действия в соответствии с музыкой и словами.

Психологическая готовность

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап актуализации знаний,

5–7 мин.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Воспитатель (в русском народном костюме):

Ребята скажите, в какой стране мы живём? (Россия)

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.

( проводит игру).

Игра, «Какие мы…»

Итак:

  • поднимите руки, кто любит сказки;
  • прыгните те, у кого светлые волосы;
  • а теперь те, у кого тёмные волосы;
  • похлопайте те, кто любит танцевать;
  • потопайте ножками те, у кого карие глаза;
  • скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;

Какие мы все разные, но это не мешает нам быть вместе.

—Посмотрите, как много разных народов проживает в нашей стране России.

Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих оченьмного. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары — в средней полосе России, чукчи, ненцы — на севере, осетины, ингуши — на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Видео «Мы живем в России»

Воспитатель:

Много национальностей проживает на земле русской!

И одна из них — народы Кавказа. Русская культура и культура народов Кавказа очень похожи. Наши культуры очень богаты и разнообразны и объединяет всех — язык музыки. Знакомиться с языком музыки других народовнужно для того, чтобы понимать друг друга без слов, дружить!

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы играют на музыкальных инструментах, сравнивают, анализируют

Воспроизведение информации, действий, необходимых для успешного усвоения нового

Динамическая пауза , 2 мин

проводится в середине занятия

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Воспитатель: Хотите познакомиться и узнать, что же общего в культуре русского народа и народов Кавказа? Это игры. Есть одна игра, которая проводится во время спортивных состязаний и у русского народа и народов Кавказа, называется она «Перетягивание» (каната). Дети играют под музыку.

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения,

Эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап усвоения / расширения имеющихся знаний),

10 мин.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Музыкальный руководитель: Хотите еще познакомиться и узнать, что же общего в культуре русского народа и народов Кавказа?

Тогда поиграем в игру «Угадай мелодию»

Прозвучит два разных музыкальных фрагмента , нужно угадать какой фрагмент кавказской национальной музыки, а какой русской народной? Готовы?

И так звучит фрагмент ( русская народная мелодия)

второй фрагмент (чеченская народная мелодия)

Молодцы, хорошо различаете национальные ритмы.

Воспитатель:

Ребята, а у меня есть для Вас необычная загадка:

«Высоко живет в горах,

И на всех наводит страх,

Вторит крику, плачу, смеху,

Отзовись скорее? (ЭХО)

Ребята, Кавказские горы, величественны и могучи!

Музыкальный руководитель:

Я предлагаю отправиться туда и поиграть в игру «Эхо» .

— Я буду путником, который поет в горах, а вы моим эхо!

Ваша задача вторить мне в ответ! Давайте попробуем!

Но будьте внимательны! Мелодия и ритм у нас с Вами должны быть одинаковыми!

Эхо.

Молодцы! Здорово у нас с Вами получилось!

Наше горлышко готово к работе, предлагаю исполнить песню про дружбу

Владимира Шаинского «Улыбка».

Песня «Улыбка»

Ребята, подумайте и скажите, какая это песня по характеру?

— Добрая, красивая, нежная, спокойная.

Музыкальный руководитель:

У каждого народа есть своя национальная музыка. И сейчас мы с Вами создадим свой шумовой оркестр, в котором объединим русскую музыку и музыку народов Кавказа в один оркестр!

На фрагмент русской народной музыкибудут звучать только ложки, а на фрагмент музыки народов Кавказа — только барабаны, а играть на них пальчиками.

Подойдите к столу и возьмите понравившийся музыкальный шумовой инструмент .

Оркестр «Попурри»

(на русскую народную мелодию «Во поле…» и кавказскую народную мелодию.)

Музыкальный руководитель:

Молодцы, у нас получился замечательный оркестр народов России.

А вам понравился? (ответы детей)

— Ребята, а Вы любите танцевать? (ответы детей)

Предлагаю исполнить музыкально-ритмическиедвижения русского народа и народов Кавказа.

Для начала мне нужны девочки! Давайте встанем в круг и исполним элемент русского народного танца (хороводный шаг с платочками)

— Молодцы, у девочек народов Кавказа танцевальные движения очень похожи.

—Девочки, вы двигались как настоящие горянки.

—Настала очередь мальчиков.

Пробуем под музыку, а ручки убираем на пояс!

Хорошо, а теперь представим, что мы кавказские джигиты.

Молодцы, мальчики, спасибо!

Как вы видите, эти два народа объединяют схожие элементы танца!

Устали ребята?

(НЕТ) .

Это здорово!

А взбодрит нас всех русский народный танец: «Кадриль»

Для этого мы встанем в пары.

«Кадриль» муз. В. Темнова.

(дети танцуют по показу музыкального руководителя)

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.

Отвечают и задают вопросы.

(с помощью муз. руководителя, выполняют танцевальные упражнения и т. д.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Любознательность и активность

Заключительный этап. Рефлексия

4 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Воспитатель:

Ребята, у нас в России есть обычай, сажать дерево дружбы.

Вот перед вами дерево, чтобы превратить его в Дерево дружбы, предлагаю вам взять фотографии с изображением народов России и Кавказа, назвать их и поместить на дерево.

Это дерево останется у вас и будет напоминать Вам о дружбе народов, и о том, что мы разные, но мы вместе.

Наша встреча подошла к концу, до свидания.

Под марш дети выходят из музыкального зала.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


Литература:

1. Афонькин С. Ю., Народы России. — СПб.: «БКК», 2012. — 96 с.- илл. — (Серия «Узнай мир»). Стр. 4–86.

2. https://www.pravmir.ru/tolerantnost/

3. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.

4. Старикова О. В.. «Географический атлас для детей. Мир и человек» АСТ, 2015

5. Шемарин А. Г. Детская энциклопедия «Страны мира». Издательский дом «ПИЛИГРИМ», 1998

Задать вопрос