Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.10.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Малинко, С. В. Роль сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста / С. В. Малинко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7704/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно-патриотические качества. Именно детские сказки способствуют расширению словарного запаса детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Ключевые слова: сказка, черты характера и патриотические ценности, ребенок, дошкольник, народная мудрость, игра.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…

В. А. Сухомлинский

Начало всему закладывается в детстве. Дошкольное детство — один из самых значимых периодов в жизни ребенка, ведь именно в нем закладываются фундаментальные основы будущей личности, формируются черты характера и нравственные ценности.

Любое глубокое чувство у детей зарождается от ярких эмоций от того, что малыши видят и чувствуют, что вызывает у них особый отклик. Так же зарождается и любовь к Родине.

В современном мире мы все встречаем примеры детской агрессивности как к друг другу и своим близким, так и к окружающему миру в общем. Грубое отношение ко всему формируется у детей отчасти под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, в которых искажены понятия доброты, взаимопомощи и справедливости. Ребенок не может родиться злым и жестоким, эти качества он впитывает в себя, наблюдая за поступками окружающих, и поэтому очень важно рассказывать и показывать ребенку нравственную суть и последствия его поступков.

Значимую роль в процессе нравственного воспитания ребенка играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Исходя из возрастных особенностей детей, я заметила, что некоторые дети не умеют общаться друг с другом, проявляют агрессию и враждебность, не хотят делиться игрушками, принимать других в свою игру и помогать сверстникам. У многих слабо развито сопереживание и сочувствие, что отрицательно сказывается на дальнейшем становлении ребенка ка личности, ведь именно в этом возрасте формируются основные черты характера и мировоззрение в целом, включая и патриотическую составляющую личности.

Чувство патриотизма также закладывается на ранних стадиях взросления ребенка. Дети с юного возраста привыкают к созерцанию окружающего мира, природы родного края, культуре и традициям своей страны.

Россия — полиэтническая страна и потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура содержит в себе истины, формировавшиеся на протяжении веков, прошедшие через уста многих поколений. Эти истины отработаны и проверены людьми в личной жизни. [3, с. 52]

Азы народной мудрости и гордости за свой народ заключены в увлекательном для детей формате — сказках. Применение сказок для формирования моральных ценностей и патриотизма у детей очень актуально в настоящее время, так как наблюдается понижение уровня нравственного воспитания детей и их интереса к традициям и культуре русского народа.

Сказка — это самый настоящий кладезь культуры и любви к родному краю. А детей, как известно, всегда тянет к чему-то необычному, сказочному.

Именно сказки на примере разных героев показывают детям различные модели поведения и последствия тех или иных поступков, учат оценивать свои действия и действия окружающих.

Русские сказки формируют у детей представления о нормах морали, об отношениях со сверстниками и взрослыми, учат понимать разницу между добром и злом, ленью и трудолюбием, хитростью и простотой.

Многие сказки делают акцент на окружающем мире, показывая детям красоты русской природы, разнообразие и великолепие животных и растений. Но важно, чтобы дети не просто слушали сказку, а понимали ее, проникались историей, которую преподносит им произведение, думали над происходящим. И проникаясь этим чувством, в душах детей закрепляется любовь и интерес к окружающему миру.

В детском саду знакомство с русскими народными сказками начинается в младших группах. В этом возрасте, на примере таких сказок, как «Репка», «Теремок», мы учим детей быть дружными и помогать друг другу. А при знакомстве со сказкой «Маша и медведь» предостерегаем от попадания в сложные ситуации. «Гуси–лебеди» воспитывает послушание и уважение родителей, «Бобовое зернышко» — заботу о ближнем.

По мере того, как подрастают дети, усложняется и мораль сказок. В старших группах на примере сказок «Хаврошечка», «Морозко» дети сталкиваются со злом, которое, в последствие, будет наказано, и с пониманием, и если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку. [4, с. 64].

Невозможно перечислить все мудрости, которые содержаться в сказках, и невозможно переоценить их вклад в работе с детьми.

Положительные герои сказок обладают качествами, которые имеют наибольший вес в глазах народа: честностью, мудростью, смелостью и упорством на своем пути к цели. Идеал из русских сказок для мальчиков — добрый молодец, сильные с смелый, защищающий свою Родину и любимых, а для девочек — красны-девицы, добрые и преданные. Эти персонажи своего рода ориентир для детей, к которому они будут стремиться, сравнивая себя с любимым персонажем в качествах и поступках.

В сказках нет прямых указов, как можно и нельзя делать, они содержат правду жизни, но позволяют детям мечтать, фантазировать, сталкиваться со сложностями и в игровой, «сказочной» форме постигать разнообразие эмоций, и еще больше вникать в содержащиеся в сказках уроки.

После прочтения сказок в детском саду педагогам необходимо побеседовать с детьми, разобрать сложные моменты, обсудить пережитые эмоции и отношение к персонажам. Зачастую по сказкам ставятся различные сценки, которые позволяют детям примерить на себя образы персонажей, в которых дети постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения. [1, с. 181]

В дошкольном возрасте, воспринимая сказку, дети, с одной стороны, ассоциируют себя со сказочным героем и понимают, что не они одни в жизни сталкиваются с трудностями и переживаниями. С другой стороны, детям ненавязчиво предлагаются различные пути для выхода из сложившейся ситуации или конфликта, отождествляя себя с положительным персонажем и проходя по которым дети получают поддержку и веру в собственные возможности.

Дети имеют способность отдаваться радости со всей возможной непосредственностью. А сказка содержит в себе огромный спектр эмоций, включая радость и удовольствие от успеха. В атмосфере комфорта и радости легко зарождаются такие душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. [2, с. 112]

Для того, чтобы дети глубже погрузились в традиции и обычаи русской культуры через сказки педагогами используется несколько различных методов и приемов: занятия, беседы, сказкотерапия, игры, постановка сценок и другие творческие занятия, которые помогают проникнуться сначала интересом к игре и истории, а впоследствии к любви близких, культуре и традициям страны, уважению к труду, что в свою очередь, составляет чувство гражданственности и любви к Родине.

Немаловажный вклад вносит и работа с родителями, ведь в кругу семьи ребенок проводит большое количество времени. Дети с интересом слушают и смотрят сказки как в детском саду, так и дома. Родители тоже с интересом вовлекаются в творческую деятельность и помогают в изготовлении иллюстраций к сказкам, декораций к театральным сценка, в сборе библиотеки сказок в группе. Любовь и интерес к сказкам растет, расширяет кругозор детей и их интерес к русской истории.

Хочется, чтобы чтение русских народных сказок стало доброй традицией и объединило не только детей в детском саду, но и семьи дома, создало приятную и дружескую атмосферу, взращивающую доброту и любовь в сердцах.

Литература:

  1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
  2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н. В. Алешина, — М.,2008.-205с.
  3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева, — М., 2010.–90с.
  4. Петрова, И. В. Нравственное воспитание в детском саду/И. В. Петрова, Т. Д. Стульник, М.,2008.-80с.

Ключевые слова

игра, ребёнок, дошкольник, сказка, народная мудрость, черты характера и патриотические ценности
Задать вопрос