Использование сюжетно-ролевых игр с игрушками для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Хараш, С. М. Использование сюжетно-ролевых игр с игрушками для формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников / С. М. Хараш, И. И. Коновалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7700/ (дата обращения: 06.05.2024).



Дошкольный возраст — благоприятное время для формирования культурно-гигиенических умений и навыков. Известно, что ведущей деятельностью у дошкольников является игра, поэтому именно с её помощью можно успешно привить детям гигиенические привычки. В сюжетно-ролевых играх детям старшего дошкольного возраста присваиваются определённые роли, что позволяет создать представления о различных предметах гигиены, формируя таким образом необходимо культурно-гигиенические навыки.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, культурно-гигиенические навыки, старший дошкольный возраст, игрушки.

Одним из главных аспектов развития здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста является наличие и степень сформированности у них культурно-гигиенических навыков. Практически все программы воспитания и развития детей дошкольного возраста содержат в себе разделы, включающие освоение гигиенических норм. Их мы можем встретить в любой образовательной области — от социально-коммуникативного до физического развития. Рассмотрим формирование гигиенических умений и навыков с помощью сюжетно-ролевых игр в области познавательного развития.

Главная задача педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы добиться естественного выполнения детьми правил личной гигиены и культурного поведения. Чтобы сформировать навык у ребёнка необходимо разделить выполнение какой-либо действия на несколько частей. Кроме того, важно обозначить строгий порядок выполнения этих действий — выстроить алгоритм. Приучая дошкольника к выполнению какой-либо гигиенической нормы, мы поэтапно объясняем каждое действие, обращая внимание на способы его выполнения. Отличным дополнением будут служить наглядные материалы — картинки, плакаты. Постепенно выполнять одни и те же действия, дети начинают делать это осознанно, автоматизируя свои умения и превращая их в навыки, а затем в привычки. Таким образом, необходимо систематически закреплять приобретённые умения для дальнейшего их совершенствования.

Стоит отметить, что на этапе знакомства старших дошкольников с новыми для них гигиеническими навыками важно обращать внимание на качество выполнения действия (например, убрал ли ребёнок игрушки в соответствующие игровые зоны). Если со стороны воспитателя данные действия не совершаются, то овладение навыком не развивается; могут начать формироваться отрицательные привычки в виде неряшливость, неопрятности, небрежности [2].

Уровень овладения детьми старшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками можно просмотреть по следующим критериям: время, затрачиваемое на выполнение задачи, качество выполнения, правильная очерёдность выполнения действий во время процедуры.

В закреплении культурно-гигиенических навыков необходимо создать дошкольнику ситуацию успеха. Это важно, так как успех — это не только залог эмоционального благополучия, но фактор, поддерживающий интерес к обучению, познавательную активность ребёнка. Известно, что мотивация к правильному выполнению определённого навыка возрастает при условии, что совершённое действие подкрепляется положительным результатом. В таком случае полученное умение становится осознанно выполняемым действием, а позже — привычкой.

Освоение и формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников можно осуществить с помощью сюжетно-ролевой игры. Усвоение большинства элементарных гигиенических умений происходит более эффективно в играх с предметами-заменителями, наборами различных профессий, куклами, фигурками людей и животных. В результате, сформированные привычки будут иметь важное значение и в представлении дошкольников о здоровом образе жизни. Именно те культурно-гигиенические навыки, которые дети старшей группы осваивают с помощью сюжетно-ролевой игры, затем будут применяться ими в повседневной жизни.

Для лучшего понимания и усвоения старшим дошкольником гигиенических правил воспитатель может использовать наглядные материалы и пособия. Одним из вариантов наглядного пособия является организуемый воспитателем стенд с перечнем необходимых культурно-гигиенических навыков детей в сюжетно-ролевой игре.

Содержанием такого стенда может выступать схема для детей «Правильно-неправильно». Это картинки, наглядно показывающие дошкольнику правила поддержания порядка и алгоритм уборки игрушек по центрам сюжетно-ролевой игры (рис 1). В зависимости от планировки групп в конкретной дошкольной образовательной организации воспитатель может дополнять содержание данного стенда.

Примеры оформления карточек

Рис. 1. Примеры оформления карточек

Овладение определенным навыком в сюжетно-ролевой игре может происходить с помощью включения какого-либо персонажа, например мишутки, зайки, куклы Даши [1]. Это послужит примером качественного выполнения определённого действия, на который будет ровняться дошкольник.

С помощью персонажей можно создавать интересные для ребёнка игровые ситуации: «Учим куклу стирать платья»; «Научим мишутку правильно мыть руки». Через подобные игровые ситуации гигиенический умение закрепляется и эффективно совершенствуется, превращаясь в навык. В дальнейшем дошкольник будет получать положительные эмоции от выполняемой им роли учителя для игрушки.

Сюжетная линия игры должна быть продуманной, от этого зависит перечень выполняемых старшим дошкольником действий. Например, если куклы в сюжетно-ролевой игре едят и спят, то воспитатель предлагает куклам помыть посуду после приема пищи, постирать свои платья, сложить их в шкаф.

Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях создаются все необходимые условия для развития культурно-гигиенических навыков старших дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Привитие детям старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических правил формирует культуру здоровья, развивает самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность и готовит ребёнка к социализации.

Литература:

  1. Андреева, Н. А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста/ Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4(44). — С. 12–16
  2. Варенцова, Н. А. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы / А. Н. Варенцова // Современные тенденции организации образовательного процесса: от идет к результату: материалы III Всероссийской научной конференции.- Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. С.142–147.
Задать вопрос