Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной коррекционной группе. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.10.2022

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Шабардина, Е. Н. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной коррекционной группе. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» / Е. Н. Шабардина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7685/ (дата обращения: 04.05.2024).



Цель : ознакомление детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей».

Задачи.

1) Коррекционно-образовательные :

закреплять знания детей о жизни домашних животных,

упражнять в передаче литературного текста.

2) Коррекционно-развивающие :

развивать связную, выразительную, грамматически правильную речь; расширять и активизировать словарь; развивать психические процессы, творческие способности.

3) Воспитательные :

воспитывать интерес и любовь к художественной литературе; умение слушать, прививать нравственные качества: дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, смелость.

Интеграция образовательных областей : развитие речи, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Длительность занятия: 30 минут.

Форма проведения: групповая.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

— книга «Зимовье зверей»;

— игрушечная сова;

— конверт с загадками;

— карточки с контурами животных /бык, баран, свинья, кот, петух, волк/ и карточки деятельности животных /брёвна, мох, щепа, кирпичи и печка, крыша/;

— иллюстрация с изображением деревенской избы и цветные карточки с животными;

— картонный круг, разделённый на пять секторов, с изображением животных в каждом секторе;

— круглые фишки на прищепках с изображением продуктов питания для животных: сено, жёлуди, зерно, пшено, мышь, молоко, хлеб.

Раздаточный материал :

— копия демонстрационного набора карточек с контурами животных и предметов деятельности животных в уменьшенном размере (на каждого ребёнка).

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Проводит воспитатель

Организационный момент.

Ребята, сегодня утром в детский сад прилетела сова. Она принесла новость. Вам интересно узнать, о чём?

— Сова рассказала, что животные в лесу построили тёплую избушку и живут в ней дружно.

— Хотите узнать, какие животные?

— Сова принесла вам конверт с загадками и предлагает их отгадать.

Дидактическая игра «О ком я скажу?»

— Отгадайте, о ком я скажу. А картинки — отгадки выкладывайте на столе в ряд. Вот первая загадка!

— толстая, неповоротливая, на теле короткая щетина, на ногах копыта (свинья);

— крупный, рогатый, на теле короткая шерсть, на ногах копыта (бык);

— рога колечком, на теле тёплая кудрявая шерсть, на ногах копыта (баран);

— пушистые лапки, в лапках царапки (кот);

— маленький, горластый, тело покрыто перьями, на голове гребешок (петух);

— серый, злой, зубастый (волк).

Рис. 1

— О ком были загадки?

— Свинья, бык, баран, кот, петух, волк — это кто? /Это животные/

—Да, это те животные, которые поселились в лесной избушке.

Кто из животных лишний? /Лишний волк — это дикое животное, а все остальные — домашние/

— Вспомните сказки, в которых звери жили дружно вместе / «Теремок», «Рукавичка», «Три медведя»/.

  1. Чтение сказки.

Ребята, сова принесла вам интересную книгу, которая сейчас стоит на полке в книжном уголке. В этой книге живёт ещё одна русская народная сказка о дружбе животных — «Зимовье зверей». Хотите послушать?

— Слушайте внимательно и постарайтесь всё запомнить.

Чтение сказки.

  1. Вопросы по содержанию.

Какое произведение прочитали?

— Почему «Зимовье зверей» — это сказка?

— Что такое зимовье ? (Это небольшая постройка в лесу, где живут зимой).

Кто строил зимовье?

— Смогли бы животные построить зимовье по одному?

— Что помогло построить такое хорошее зимовье? ( Дружба животных, слаженность, взаимопомощь, выручка, поддержка, трудолюбие).

— В тексте встретилось слово «щепа» . Что это ? (Дерево, измельчённое на очень мелкие кусочки. Щепа нужна для утепления пола, стен).

Что такое «жёрдочка» ? длинная палочка (перекладина) для сидения птицы.

Крыть крышу. Что это значит? ( Крыть значит закрывать крышу от дождя и снега)

  1. Физкультминутка.

Подвижная игра «Изобрази животных».

Сова просит изобразить, как блеет баран, как хлопает крыльями и кукарекает петух, как соскочил с печки и фыркает кот, как мычит бык и бодает волка в бок, как хрюкает свинья и говорит: «Кого тут съесть?»

— Молодцы, ребята, у вас всё точно получилось.

  1. Дидактическое упражнение «Подбери картинки».

А вот ещё одно задание от совы. Подумайте и подберите животным картинки о том, какую работу они выполняли.

Рис. 2

— Давайте проверим и расскажем, кто из животных, что делал.

— Кто брёвна носил? ( Брёвна носил бык)

Кто щепу драл? (Щепу драл баран)

— Кто глину месил, кирпичи делал, печку клал? (Свинья глину месила, кирпичи делала, печку клала)

Кто мох таскал и стены конопатил? ( Мох таскал и стены конопатил кот)

Кто крышу крыл? ( Крышу крыл петух)

— Могли ли животные зимовать без запасов дров, еды? (Нет. Зима очень долгая и холодная)

Перед вами круг с изображёнными на нём животными.

Рис. 3

Сова предлагает вам взять фишки с продуктами питания и поиграть в игру «Накорми животных».

  1. Дидактическая игра «Накорми животных».

Кому ты дашь сено? ( Я дам сено быку и барану)

— Кому ты дашь жёлуди? ( Я дам жёлуди свинье)

Кого ты угостишь мышкой? ( Я угощу мышкой кота)

Кого ты угостишь зерном и пшеном? ( Зерно и пшено я дам петуху)

Рис. 4

— Молодцы, ребята! Накормили животных!

— Ребята, как вы думаете, смогли бы животные пережить зиму без зимовья? (Нет. Это домашние животные)

Сова принесла вам картину. Что изображено на ней? ( На картине изображена деревенская изба)

Рис. 5

— Сова просит, чтобы вы вспомнили содержание сказки и расселили животных в доме.

Рис. 6

  1. Дидактическая игра «Кто, где зимует?

— Кто спит в доме на полу? (На полу спит бык)

— Кто забрался в подполье? ( В подполье забралась свинья)

— Кто поёт на печке песни? ( На печке поёт песни кот)

— Кто на жёрдочке пристроился ? (На жёрдочке пристроился петух)

Рис. 7

— Кто и как нарушил покой животных?

Чем закончилась сказка?

Как убегали волки? ( быстро, стремительно, наутёк, без оглядки)

Что помогло животным прогнать злых волков? (дружба, смелость, бесстрашие)

  1. Итог

Ребята, какую сказку вы сегодня слушали?

— Чем вам понравилась сказка? Какой эпизод запомнился больше всего?

—Ребята, сова очень довольна вашими ответами и хотела бы ещё погостить у нас. Она предложила построить вечером зимовье из строительного материала.

Задать вопрос