Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «В гости к Лунтику» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (58) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 16.10.2022

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, А. С. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «В гости к Лунтику» / А. С. Соловьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7674/ (дата обращения: 04.05.2024).



Цель : развитие воображения, наблюдательности, зрительной памяти, умения решать логические задачи, развития смекалки, фантазии.

Совершенствовать навыки счёта в прямом и обратном порядке. Учить измерять длину предметов с помощью условной мерки.

Задачи:

Обучающие задачи:

– Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Продолжать учить решать и придумывать задачи на нахождение целого со знаком +, -.

– Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.

– Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.

– Закрепить знания о геометрических фигурах. Формировать понятие — «условие задачи», «вопрос», «решение», «ответ».

– Закрепить умение различать понятия: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, раньше- позже, тяжелее- легче. Закрепить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года.

Развивающие задачи :

– Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

– Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Учить детей давать полные ответы (распространённые предложения) на вопросы воспитателя.

– Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

– Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

– Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Интеграция областей : речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Методические приёмы:

– Игровой (использование сюрпризных моментов, загадки).

– Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями).

– Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

– Поощрение, анализ занятия.

Материал : геометрические фигуры разной величины и цвета; замок и ключи; резиновый мяч; тетрадь; карандаши; логические задачи; схема группы; условные мерки.

Ход НОД :

Мотивация : Воспитатель:

— Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)

— Давайте возьмемся за руки и дружно произнесем наш девиз:

Мы веселые ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться -мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, легко!

Проводится дидактическая игра «Найди лишнее»:

  1. Зима, весна, март, лето?
  2. Декабрь, апрель, осень, июнь?
  3. Среда, ночь, четверг, суббота?
  4. Пять, восемь, семь, утро?

Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и возвращается с конвертом.

Воспитатель Ребята, посмотрите, почтальон нам принес телеграмму. Интересно, от кого она? Давайте откроем конверт и узнаем… телеграмма от Лунтика. Лунтик приглашает нас в свою волшебную страну. Воспитатель и дети обсуждают возможность попасть в сказочную страну. Все приходят к выводу, что туда может доставить только сказочный ковёр — самолёт.

Под одним из углов ковра дети находят инструкцию по использованию ковра- самолета. Воспитатель предлагает занять места на ковре — самолёте, читает (а дети повторяют) волшебное заклинание.

«О, ковёр — самолёт,

Отправляйся в полёт,

В волшебной стране, нас Лунтик ждёт»

(Считаем до десяти- взлетели, считаем обратно -приземлились)

Воспитатель : Дети мы прилетели, а Лунтика здесь нет, где же он может быть?

Голос : «Ха, ха, ха, я злая волшебница и я посадила Лунтика под замок, а ключи спрятала. Если решите мои задания, то я дам вам подсказку, как найти ключи. Мои задания лежат в конверте на столе

  1. Игра «Сложи узор «

Составить из геометрических фигур животных, деревья, дома, жителей волшебной страны. Но всё это должно быть необычным, ведь страна эта сказочная.

Дети составляют фигуры, а затем зарисовывают их в тетрадь.

  1. Физкультминутк а:

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполни наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько выполни прыжков.

  1. Чтобы спасти Лунтика, надо сказать быстро и чётко скороговорку:

«Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»

  1. Надо с помощью условных мерок измерить длину следов волшебных животных.
  2. Следующие задание такое:

На столе лежит план волшебной страны, если его рассматривать, то вы поймете, где спрятаны ключи. На плане это место отмечено красным треугольником. Но до плана надо дойти, а чтобы дойти, надо ответить на вопросы:

—Сколько хвостиков у двух осликов?

—Чей сын цыплёнок?

—Соня и Ваня одного роста,

Соня и Миша одного роста,

Кто выше, Ваня или Миша?

—Если стол выше стула, то стул…?

—Если 2 больше 1, то 1…?

—Если сестра старше брата, то брат?

—Если правая рука справа, то левая?

—Сколько носов у двух псов?

—Сколько ушей у пяти мышей?

—Сколько ушек у трёх старушек?

—Закаляют нас всегда солнце, воздух и…

Физкультминутка : Буратино потянулся-

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел-

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он — ключик золотой.

Дети находят план, рассматривают его и находят ключи. Один из детей подбирает ключ к замку. И спасает Лунтика.

Звучит музыка из мультфильма. В группу входит Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Я очень вам благодарен за то, что вы мне помогли и освободили меня. Злая волшебница заперла меня, и без вашей помощи я бы не смог освободиться. Я очень хочу с вами поиграть. Согласны?

Проводится игра «Дни недели»

Лунтик: Впонедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник — рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Воспитатель: -Что Лунтик делал во вторник?

—Каким по счёту днём недели является понедельник? Среда?

—Какой день идёт после субботы?

—Сколько дней в недели?

—Сколько времён года?

—Назовите части суток?

—Какое самоё тёмное время суток?

Воспитатель: Молодцы ребята! Умеете отдыхать и на вопросы отвечать.

Лунтик: Спасибо, мои друзья, что помогли мне. Без вас я не справился бы со злой волшебницей. А за то, что вы меня освободили, я хочу вас угостить.

(угощает детей чупа-чупсами и уходит)

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Молодцы, ребята, все выполнили задания Лунтика и помогли ему. Давайте еще раз все вместе скажем наше заклинание.

«О, ковёр — самолёт,

Отправляйся в полёт,

Детский садик всех нас ждёт (Считаем до десяти- взлетели, считаем обратно- приземлились)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие к Лунтику. Ребята, что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

Литература:

  1. В. П. Новикова «Математика в детском саду».
  2. Зайцев Н. А. «Обучение счету с двух лет».
  3. Тихомиров Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития». — 1998 г.
  4. Носов Е. А. Логика и математика для дошкольников. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. — 1997 г.
  5. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. Изд-во «Акцидент» Санкт-Петербург. — 1997 г.
  6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  7. Никитин Б. П. Развивающие игры.
Задать вопрос