Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»
Автор: Максимова Мария Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (55) июль 2022 г.
Дата публикации: 11.06.2022
Статья просмотрена: 841 раз
Библиографическое описание:
Максимова, М. В. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья» / М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (55). — С. 43-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/227/7434/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель : продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.
Задачи :
- Коррекционно-образовательные:
– активизация и обобщения словаря по теме «семья»;
– закрепление навыка образования притяжательных прилагательных с суффиксом -ин;
– закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Коррекционно-развивающие:
– развитие общей и мелкой моторики;
– развитие речевого и слухового внимания, мышления, памяти, воображения;
– развитие координации речи и движений;
– развитие навыков связной речи.
- Коррекционно-воспитательные:
– формирование правильного поведения на уроках;
– воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование :
- Магнитная доска, завешанная тканью.
- Картинки с изображениями дедушки (2 шт.), бабушки (2 шт.), мамы, папы, девочки (3 шт.), мальчика (3 шт.) и младенца (3 шт.).
- Магниты.
- Бумага.
- Цветные карандаши.
Ход занятия :
- Организационный этап.
Педагог приветствует детей: «Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение, хорошее или плохое? Вы готовы заниматься? Садитесь на свои места.
Давайте сейчас проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду загадывать загадки, а вы поднимайте руки. Кто первый поднимет руку, того я и спрошу. Слушайте внимательно! Если вы все загадки отгадайте, я покажу, что спрятано под тканью на доске».
Дидактическая игра «Загадки»:
Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат —
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша (мама).
Самый смелый, самый сильный,
Утром с бородою мыльной,
Рулит на машине важно,
В стену гвоздь забьет отважно,
Любит нас и нашу маму,
Это наш любимый. (папа)
Свяжет тёплые перчатки,
Поиграет в ладушки.
В волосах седые прядки,
Это моя (бабушка)
Кто сидит на кресле в зале,
Знает все, что есть в журнале?
На футбол и на охоту
Очень с ним пойти охота.
Нам на все он даст ответ.
Это наш любимый. (дед)
Его всем сердцем я люблю,
Ему конфетку подарю.
Со мною любит так играть,
Мой самый лучший кроха-(брат).
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка
Моя старшая (сестричка).
- Основной этап.
Педагог: Молодцы, все отгадали! А кто мне скажет, что общего у этих загадок? Каким одним словом можно назвать ваши ответы?
Совершенно верно, это все — загадки про семью.
Дидактическая игра «Портрет семьи»:
Педагог снимает покрывало с доски, показывает прикрепленные к ней изображения членов семьи и говорит: «Сейчас я предлагаю всем по очереди подойти и рассказать про свою семью. Например, в семье есть строгая бабушка Люба, добрая мама, умный папа, спортивный брат и красивая сестра».
Педагог передвигает к центру доски соответствующие картинки: «Теперь вы, ребята, по очереди подходите, выберите подходящие картинки, назовите, кто это, и расскажите, какой он — добрый, строгий, ласковый, умелый…»
После того, как каждый ребенок рассказал про свою семью, педагог вновь выходит к доске и передвигает в центр картинки бабушки, дедушки, мамы, папы, мальчика и девочки.
Дидактическая игра «Дети своих родителей»:
Педагог задает детям вопросы: «Скажите, кто для бабушки и дедушки папа, мама? Отвечать надо по поднятой руке. (Сын или дочь)
Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын или дочь)
Кто мальчик для девочки? (Брат)
Кто для мальчика девочка? (Сестра)
Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка? (Внук и внучка)»
Дидактическая игра «Художественная уборка»:
Педагог хвалит детей: «Какие вы молодцы, на все вопросы ответили! Давайте теперь немного порисуем». Затем педагог раздает бумагу и карандаши и предлагает детям пофантазировать: «Представьте, что вы залезли в семейный гараж или шкаф. Там много-много всяких вещей, но вам нужно нарисовать только то, что принадлежит какому-то члену семьи. Например, я буду искать только мамины вещи, кто-то еще будет искать только папины вещи, кто-то еще — только вещи младшего братика или дедушки. Давайте каждый нарисует по три вещи. Готовы? Начинайте рисовать!» Педагог вместе с детьми рисует на своем листе.
«Все закончили рисовать? Тогда давайте я первая покажу, а потом все по очереди расскажут про свои рисунки». Педагог демонстрирует всем свой рисунок: «Я залезла в большой семейный шкаф и нашла там мамино платье. В этом платье мама ходит гулять. Еще я нашла там мамин фен. Феном мама сушит волосы. Еще я нашла в шкафу мамину кастрюлю. В кастрюле мама варит вкусный суп. А ты что нашла в шкафу? А что он делает с этим предметом?» Педагог спрашивает каждого ребенка, следя за тем, чтобы дети использовали притяжательные прилагательные и рассказывали о назначении этого предмета.
Дидактическая игра «Назови ласково»:
«Какие у всех красивые рисунки получились! Вы все рисовали предметы разных членов семьи. А скажите мне, как можно их ласково назвать? Как ласково назвать маму? Папу? Бабушку? Дедушку? Брата? А сестру? Молодцы какие! А как ваши имена можно сказать ласково? Вам ведь нравится, когда к вам так обращаются? Своей семье надо чаще говорить ласковые слова, им будет очень приятно их услышать.
Ох, что-то мы с вами засиделись! Давайте все встанем и проведем физкультминутку».
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре (приседания)
Кто живет у нас в квартире? (поднимать плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестренка, (руки вверх и вниз поочередно)
Кошка Мурка, два котенка, (прыжки на месте)
Мой щегол, сверчок и я — (шагаем на месте)
Вот и вся наша семья! (вдох — руки вверх, выдох –руки вниз)
- Заключительный этап.
Педагог завершает занятие словами: «Какие все молодцы! Скоро наше занятие подойдет к концу, поэтому напомните мне: о чем мы сегодня говорили? В какие игры играли? Вам понравилось наше занятие? Отлично! До свидания!»