Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 21.04.2022

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Бугаева, О. Б. Применение наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей / О. Б. Бугаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7295/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор показываетпорядок применения наглядной информации в повышении педагогической культуры родителей.

Ключевые слова: детский сад, дошкольники, воспитатели, педагоги, подготовительные группы, родители.

Осуществляя педагогическую пропаганду, педагоги в своей деятельности применяют сочетание различных видов наглядности. В Большом толковом словаре современного русского языка Д. Н. Ушакова на странице 813 пропаганда определяется как распространение каких-нибудь идей, учений, знаний путем подробного и углубленного ознакомления [1]. Одним из таких видов наглядности является информация. Информация — это сообщение, осведомление о положении дел или о чьей-нибудь деятельности, сведения о чем-нибудь [1, с. 313]. Ведущее место в повышении педагогической культуры родителей принадлежит наглядной информации. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы информационного стенда, но и непосредственно показывать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы воспитателей, доступно, убедительно и экономно давать родителям нужную педагогическую информацию. Главная задача наглядной информации заключается в систематическом ознакомлении родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье. Оформляя информационный стенд «Для вас, родители!», педагогам целесообразно предусмотреть два раздела: первый − повседневная жизнь группы (сюда входит информация о различных объявлениях, режиме дня, двигательной активности, о занятиях, меню и т. п.); второй — текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

В начале года в детском саду проводится педсовет, на котором проходит обсуждение, по каким темам будет помещаться материал, устанавливаются сроки. Педагоги информируют о задачах воспитания, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям дошкольников, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Воспитателям на информационном стенде следует помещать также краткие записи о выполнении программы, например: «Дети выучили стихотворение «Мой Мишка»; пересказали русскую народную сказку «Репка» и т. д.».

На специальной полочке и в кармашке стенда выставляются работы детей: рисунки, лепка, аппликация и т. д. При этом воспитатели всегда стремятся изложить необходимый материал кратко, стенд оформить красочно, так как практика показала, что статьи, заметки, написанные мелким шрифтом, многословно, не привлекают внимания родителей.

В разделе «Советы и рекомендации» воспитатели помещают рекомендации (инструктора физкультуры, медицинского и музыкального работника учреждения, психолога и т. д.) по различным вопросам, например, как провести выходной день с ребенком, на что обратить внимание детей на прогулке в данное время года. Материалы этого раздела должны обновляться один раз в две недели.

Не следует забывать о посезонном оформлении тематических выставок, которые являются дополнением словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т. д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей [2].

Целесообразно раз в квартал совместно со специалистами дошкольного учреждения подготовить выпуск специальной газеты для родителей по актуальной теме, например профилактике гриппа, или об интересных мероприятиях, проводимых в детском саду. В последующем эти газеты необходимо выдавать во временное пользование семьям по их желанию, а также размещать электронную версию на сайте детского сада и в мессенджерах социальных сетей. После изучения родителями дошкольников материала воспитателям следует провести с ними беседу по данному вопросу [3].

В подготовительной группе в течении года актуальным материалом для стенда будут темы: «Чему должны научиться дети в подготовительной к школе группе», «О культуре поведения старшего дошкольника», «Вместе готовим детей к школе» и т. д.

Большое значение в работе с родителями имеет и тематическое оформление стенда и выставок. Такие материалы обычно готовятся к общенародным праздникам, например: «О, как прекрасно слово − мама» − к международному Дню матери, «Слава нашим ветеранам» − ко Дню Победы (фото 1), «Мы и мир вокруг нас», «Учите детей любить живое», «Уголок доброты» (фото 2) и т. д., на которых ежеквартально специалисты дошкольного

Оформление выставки «Слава нашим ветеранам»

Рис. 1. Оформление выставки «Слава нашим ветеранам»

учреждения размещают информацию в соответствии с планом работы с родителями. На выставке на тему: «До свидания детский сад, здравствуй школа», были помещены предметы, необходимые первокласснику (фото 3): ручки, карандаши, пенал, тетради, мешок для сменной обуви, портфель и др., фотографии различных вариантов уголка школьника в семье, тексты стихотворений, которые дети учили в детском саду, советы о режиме жизни детей и т. д.

Оформление стенда «Уголок доброты»

Рис. 2. Оформление стенда «Уголок доброты»

Необходимые предметы первоклассника

Рис. 3. Необходимые предметы первоклассника

Выставка «Работа с книжкой-раскраской в семье» в группе была оформлена следующим образом: на стенде поместили книжки-раскраски по темам: транспорт, животные, цветы, декоративные узоры; составили тексты, раскрывающие роль книжки-раскраски в обучении детей технике рисования, воспитании у них внимания, наблюдательности, памяти, мышления, интереса к художественной деятельности. Написали обращение к родителям: «Прежде чем дать книгу-раскраску ребенку, рассмотрите ее вместе с ним, прочитайте текст, объясните и покажите рациональные приемы закрашивания. Следите за осанкой ребенка!».

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются, и мы регулярно знакомим их с жизнью детей на родительском собрании. К родительскому собранию: готовим красочное объявление, продумываем содержание информационно-воспитательной работы с родителями, организационные моменты: кто встретит родителей, как их разместить и т. д. Перед началом собрания, обращаем внимание родителей на требования нормативно-правовых актов (руководящих документов), как создавать в семье условия, при которых дети должны состояться как личности и граждане.

Родительские собрания дают очень много полезной информации для самих родителей. Они получают возможность услышать информацию о своем ребенке, в последующем наблюдать за ним, сравнивать его поведение и умения дома, в детском саду и перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Эта форма педагогической информации очень действенна и помогает воспитателям преодолеть еще встречающееся у родителей мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

Воспитателям необходимо в своей работе использовать такую динамичную форму педагогической информации, как папки-передвижки. Они помогают педагогам и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане заранее предусматриваются темы папок, чтобы воспитатели могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовый материал. Примерный вариант темы папок: «Как одевать ребенка» (о сезонной одежде), «Когда ваш ребенок дома», «Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию». Вот вариант материала, который был в папке-передвижке подготовленный совместно воспитателем группы с инструктором физкультуры на тему Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию»:

  1. Текстовый материал о значении физического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. консультация для родителей «Упражнения мышц стопы»;
  3. перечень упражнений, способствующих формированию стопы и предупреждению плоскостопия;
  4. план-конспект физкультурного занятия в группе;
  5. рекомендации, советы по организации закаливания детей в семье;
  6. фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями детей в детском саду;
  7. статьи из журналов (о том, как родители должны личным примером приучать детей к занятиям физкультурой).

Таким образом, наглядная информация способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Литература:

  1. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005 — С. 313, 813.
  2. Воспитатели и родители: Из опыта работы. / Сост. Л. В. Загик, В. М. Иванова. М.: Просвящение, 1985. — 96 с.
  3. Машина М. Е. Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада с семьей. Текст: электронный [сайт]. ‒ URL: https://www. rol_naglyadnoy_informacii_v_sotrudnichestve_s_semyoy.doc (дата обращения 17.04.2022).

Ключевые слова

педагоги, родители, дошкольники, детский сад, воспитатели, подготовительные группы

Похожие статьи

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Похожие статьи

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Задать вопрос