Использование интерактивных развивающих и обучающих дидактических игр сборника «IT-гувернёр» в работе педагогов по развитию познавательных процессов у дошкольников
Авторы: Алферова Светлана Васильевна, Воробьева Ирина Дмитриевна, Братчук Наталия Анатольевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.
Дата публикации: 10.03.2022
Статья просмотрена: 143 раза
Библиографическое описание:
Алферова, С. В. Использование интерактивных развивающих и обучающих дидактических игр сборника «IT-гувернёр» в работе педагогов по развитию познавательных процессов у дошкольников / С. В. Алферова, И. Д. Воробьева, Н. А. Братчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7163/ (дата обращения: 16.12.2024).
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования включают требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса дошкольного учреждения, в частности, обеспечение цифровыми образовательными ресурсами, а также интерактивными дидактическими материалами (ссылка).
В нашем учреждении имеется интерактивный SMART-стол с сенсорной поверхностью, что позволяет выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Нами используется интерактивная программа «IT-гувернёр», которая включает в себя комплекс готовых дидактических развивающих и обучающих игр. Комплект «IT-гувернёр» насчитывает более пятисот игр и более трёх с половиной тысяч игровых заданий разного уровня сложности. По тематике комплект разделён на двадцать пять блоков [1].
В специально организованной деятельности электронные средства используются нами как фрагмент занятия. Формы организации, методы и приёмы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных средств обучения (ЭСО) определяются педагогами самостоятельно, но с учётом требований СанПиН [4].
В нерегламентированной деятельности ЭСО используются: при проведении дидактических игр, бесед, чтении литературных произведений, виртуальных экскурсий и, как правило, для закрепления материала образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования.
Кроме того, игровые развивающие программы активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями и речевыми расстройствами.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
При отборе дидактических игр мы прежде всего преследовали коррекционные цели и учитывали особенности развития проблемных детей раннего и дошкольного возраста [5].
Интерактивные дидактические игры позволяют педагогам в живой, непосредственной форме накапливать у детей сенсорный опыт:
— уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение);
— развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать);
— развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику;
— развивать познавательные процессы: восприятие, внимание (произвольное и непроизвольное), все виды памяти, мышление;
— формировать познавательный интерес и познавательную активность детей .
Для развития и коррекции познавательной сферы детей нами используются следующие блоки комплекта «IT-гувернёр :
Блок 4. «Учимся рассуждать». Самые простые упражнения помогают знакомить и закреплять у детей понятие размера и формы предметов, развивать их зрительно-пространственное восприятие. Более сложные игры: на сравнение и упорядочение предметов по размеру; нахождение третьего лишнего, картинок –противоположностей; нахождение одинаковых (по форме) геометрических фигур; сортировка, определение критерия для сортировки направлены на развитие логического мышления, умений составлять последовательные цепочки выводов.
Блок 5 «Учимся сопоставлять». В данном блоке представлены игровые упражнения разного уровня сложности для обучения ребёнка умению сопоставлять элементы объектов, сами объекты, порядок и закономерности в их размещении. Самые простые упражнения тренируют ребёнка в дополнении частично видимых объектов, более сложные — в сопоставлении деталей объектов и их характеристик, конструировании объектов и систем из них. В данный блок входят игры: Подбери половинку! Собери пирамидку! Квадратики, Угадай, кто это? Найди половинку! Перевёртыши, Нарисуй картинку! На чём поедем? Сделай сам! Кто где живёт? Где что лежит? Строитель, Родственники, Конструктор, Что за чем? Маленький архитектор. Цель данных игр: конструирование (собирание картинки по образцу), сравнение и упорядочение предметов по размеру, нахождение парных картинок, нахождение отличий, сортировка, определение критерия сортировки; последовательность событий, нахождение тени предмета
Блок 6. «Тренируем внимание». Самые простые упражнения тренируют ребёнка в поиске полностью или частично видимых объектов, более сложные — в сопоставлении деталей объектов, их характеристик, идентификации вида объектов с разных позиций. В данный блок входят игры: Разыщи котят! Собери игрушку! Снеговик, Я тебя найду! Кто спрятался? Расставь! Заплатки, Помоги маме собрать малышей, Кто кому позвонил? Чья это тень? Найди пару! Кто не спрятался? Где что лежало? Повтори узор!
Целью данных игр является нахождение заданных изображений; зашумленные изображения, нахождение кусочков подходящей формы и расцветки, распутывание соединительных линий, запоминание ряда картинок и восстановление ряда, ориентирование (слева, справа, сверху, снизу).
Блок 7. «Тренируем память». В данном блоке представлены игровые упражнения разного уровня сложности, направленные на развитие у ребёнка зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственного восприятия различных объектов.
В данный блок входят игры: Кто спрятался? Кто не спрятался? Что потерялось? Что нового? Где что лежало? Найди пару! Как было? Раскрась так же! Раскрась шарики! Дорисуй половинку! Запомни! Что за чем? Кого тут не было? Запоминайка, Кто остался?
Цель данных игр: нахождение потерявшегося предмета, расстановка предметов, раскрашивание второй половинки картинки, узнать, что кому принадлежит, определение спрятавшегося животного.
Блок 8. «Тренируем логику». В данном блоке представлены игровые упражнения разного уровня сложности для обучения детей умению сопоставлять элементы объектов, сами объекты, порядок и закономерности в их размещении. Самые простые упражнения нацелены на тренировку логического мышления и развитие у него умения составлять последовательные цепочки выводов. Более сложные — упражняют в сопоставлении деталей объектов и их характеристик, конструировании объектов и систем из них. В данный блок входят игры: Что лишнее? Гирлянды, Формы, Стопочка, Какой номер? Фрукты-ягодки, Чего не хватает? Переставь! Кому письмо? Подарки.
Цель данных игр: сортировка предметов согласно заданию, расстановка картинок в таблице в соответствии с закономерностью, нахождение отличий, сортировка, определение критерия для сортировки (цвет, количество, форма).
Блок 21. «Будущему учёному» . В данном блоке подобраны игры на формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование навыков определения времени, запоминание названий дней недели и месяцев, определение времени года, формирование навыков конструирования по заданному образцу. В данный блок входят игры: Времена года, Часики, Что, за чем? Собери робота! Мозаика, Цвета, Оттенки, От точки к точке, Танграм, Конструктор, Как устроен человек?
Как показывает практика, использование ЭСО в образовательном процессе обеспечивает:
— индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
— возможность предоставления воспитаннику инструментов исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
— расширение и углубление представлений и умений по образовательной области учебной программы за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности и др.;
— формирование информационной культуры воспитанников [1].
Современный педагог должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические тренды.
Педагог дошкольного образования должен:
— обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
— эффективно использовать ИТ для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, коррекционной работы с детьми;
— вести поиск, а также разрабатывать и использовать в образовательном процессе электронные учебные материалы (обучающие игры, программы, мультимедийные презентации, слайд-шоу, оценочно-диагностические средства образования, тесты);
— применять современные информационные и педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализовывать компетентностный подход к образованию воспитанников. [6]
Следует отметить, что коллектив нашего учреждения активно включился в реализацию процесса цифровых перемен в дошкольном образовании.
Литература:
- http://ddu124.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=13591
- http://mboard-insel.ru/programmno-didakticheskij-kompleks-interaktivnyh-razvivayushhih-i-obuchayushhih-igr-it-guvernyor/
- https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2020/12/sharaputosv2.pdf
- https://buildingclub.ru/sp-2–4-3648–20/
- Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Владос, 2020
- Дмитриев Ю. А., Калинина Т. В., Кротова Т. В. «Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» МПГУ М.: 2016 г.