Использование STEM-среды в работе с особенными детьми (логопедическая группа) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование STEM-среды в работе с особенными детьми (логопедическая группа) / Т. В. Батмановская, Н. В. Бунина, И. А. Коринец [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7088/ (дата обращения: 27.04.2024).



C:\Users\USER\Desktop\IMG_20211208_160356.jpg

В рамках реализации ФГОС ДО на современном этапе развития образования детей акцент делается на формирование личности дошкольников во всем его разнообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности. Эти качества, приобретенные в дошкольном детстве, в дальнейшем обеспечат успешную адаптацию ребенка в социуме.

Внедрение STEM-технологий в коррекционно-образовательный процесс помогает детям с тяжёлыми нарушениями речи быстро учиться ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники-логопаты приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Используя STEM- технологии дети, играя, развиваются, одновременно обучаясь в деятельности, легко преодолевают трудности умственной работы и не замечают усталости. В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче. У детей развивается воображение, фантазийное творчество.

Увлекательным занятием для детей логопедической группы остается деятельность с различными видами конструкторов, LEGO-конструирование. Без особого труда мальчики освоили робототехнический модуль «Технолаб». Сначала дошкольники собирали модели по предложенным схемам, затем стали придумывать свои простейшие механизмы и приборы. Так появилось два первых личных изобретения: бульдозер «Трудноход» и «Умная моталка». Свои изобретения дошкольники представляли и защищали на конкурсах технической направленности, межрегиональном фестивале «Леонардо».

Мы заметили, что как раз дети с общим недоразвитием речи, быстрее включаются в работу, связанную с конструированием, моделированием и программированием.

Играя с LEGO-конструкторами, дети познают такие лексические темы как «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Обитатели жарких стран», «Мебель». Это позволяет запоминать смысловые значения незнакомых слов, используя тактильные и зрительные анализаторы.

LEGO является не только средством индивидуального умственного и творческого развития, но и мощным средством коммуникации. Работая в команде, дети не только обсуждают и сравнивают индивидуально созданные модели, но и совместно их усовершенствуют и преобразовывают для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого они учатся договариваться, учитывая мнение партнёров по игре, совместно прогнозировать варианты, продумывать сюжет, использовать дополнительные средства для его воплощения. Наборы конструкторов LEGO — WeDo 2, Bootzes, Bee-Bot, обеспечивают разнообразие образовательных решений, и позволяет организовать образовательную деятельность для достижения целей, поставленных модульной образовательной программой «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

C:\Users\USER\Desktop\IMG_20211130_165012.jpg

Использование в коррекционной работе логоробота Bee-Bot — «Умная пчела» способствует формированию у детей с ОВЗ пространственной ориентировки и освоению первых навыков программирования.

Использование логических блоков Дьенеша в образовательной деятельности позволяет научить детей конструировать, создавать разнообразные конфигурации, узоры, развивают мыслительные операции, учат сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Все это дает возможность подготовить детей с ОВЗ к решению более сложных логических задач.

Базовый набор «Курс логики» от компании «Научные развлечения» способствует развитию у детей трехмерного пространственного воображения, причинно-следственного логического и ассоциативного мышления и комбинаторики. Кроме этого данный набор представляет огромные возможности для развития познавательной и экспериментально-исследовательской деятельности.

Главная цель использования научной лаборатории «Наураша в стране Наурандии» позволяет пробудить у ребенка дошкольного возраста интерес к окружающему миру и стремление к новым знаниям. Путешествуя лаборатории вместе с героем, дети знакомятся с приборами для измерений и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений. Дети логопедической группы пока только начали осваивать цифровую лабораторию и провели ряд опытов со звуковыми явлениями.

C:\Users\USER\Desktop\IMG_20220121_104846.jpg

В коррекционно-развивающей работе учителем-логопедом используется дидактическое оборудование «Круги Луллия» для закрепления упражнений по артикуляции, коррекции звуковой стороны речи, а также для развития как лексической, так и грамматической стороны речи. Данное пособие помогает так же закрепить знания детей по окружающему миру.

Игра «Топорама» способствует формированию умений у детей видеть расположение предметов на картинке: узнавать, называть, показывать, объяснять пространственное расположение по признаку удаленности, особенно очень важно использовать игру детям с нарушением зрения. В логопедической группе данная игра помогает закрепить в речи употребление предлогов.

Дети с нарушением речи начинают осваивать азы детской мультипликации и пока еще только учатся перемещать героев на миллиметры, но такой колоссальный труд развивает у детей, не только, ручную умелость, но и эмоционально-волевые качества, такие как терпение, усидчивость, желание довести начатое дело до конца. Повышенный интерес к деятельности побуждает дошкольников работать на результат — создание своего собственного продукта. Мы надеемся, что дети с речевыми нарушениями, наряду со сверстниками без речевых проблем, в скором времени смогут принять участие в съемке и озвучивании мультфильмов. Но для того, чтобы озвучивание было качественным, им придется потренироваться в выразительном воспроизведении стихотворных и прозаических текстов, в нормализации темпо-ритмической стороны речи, дикции, в умении регулировать высоту голоса.

C:\Users\USER\Desktop\IMG_20211203_114204.jpg

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование в логопедической и педагогической практике с детьми ОВЗ STEM-технологий способствует решению многих задач, обозначенных ФГОС ДО.

Задать вопрос