Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии
Автор: Ващенкова Татьяна Ивановна
Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 01.02.2022
Статья просмотрена: 1021 раз
Библиографическое описание:
Ващенкова, Т. И. Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии / Т. И. Ващенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 35-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7049/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать непродуктивные эмоционально-поведенческие паттерны взрослых и детей, восстанавливать душевные ресурсы, гармонизировать детско-родительские отношения.
Ключевые слова: эмоциональное неблагополучие детей и родителей; коррекция детско-родительских отношений; психотерапевтические сказки; межличностный эмоциональный дефицит; фрустрация витальных потребностей ребенка.
The article introduces the problem of children's emotional disadvantage as a factor in the destructive formation of interpersonal relationships in the «parent-child» system. With the use of the fairy tale therapy method, it is possible to correct unproductive emotional and behavioral patterns of adults and children, restore mental resources and harmonize parent-child relationships.
Keywords: emotional disadvantage of children and parents; child-parent relationships correction; psychotherapeutic fairy tales; interpersonal emotional deficit; children's vital needs frustration.
Пожалуй, нет ничего в жизни столь созидательного и столь разрушительного, как сила человеческих эмоций и чувств!
Многогранность эмоциональных переживаний, их личностная значимость и интенсивность, являются пространством, в рамках которого и за его пределами проявляется психическая субъектность конкретного индивида.
Эмоции мотивируют человека на достижение целей, на познание существующей реальности, определяют его способность адаптироваться в окружающем мире.
Эмоциональные состояния проявляются в работе и семье, построении межличностных отношений, душевных кризисных состояниях человека.
Интеллектуализация эмоциональных переживаний позволяет человеку занимать нишу самых высокоорганизованных существ на земле под названием «homo sapiens».
В современном, напряженном ритме жизни и неопределенности в будущем, особенно актуальной становится проблема эмоционального здоровья людей.
В трудном поле оказались врачи психиатры, психологи, дети и родители. Рассматривая вопрос эмоционального здоровья современных детей, специалисты проявляют серьёзную озабоченность в отношении психического благополучия подрастающего поколения.
В настоящее время, к сожалению, стоит признать очевидное, количество детей с эмоционально-поведенческими нарушениями увеличивается.
К данной категории относятся дети с тревожными и агрессивными проявлениями, дети с расстройствами аутического спектра, неврозами и психопатоподобными состояниями.
Рассматривая проблему роста числа детей с эмоциональными расстройствами, необходимо отметить, что наряду различного рода факторами эндогенного и экзогенного характера происхождения, наиболее остро встает вопрос о деструктивной специфике формирования межличностных отношений в системе «родитель и ребенок». Речь идет о эмоционально-депримированном фоне, в условиях которого на сегодняшний день функционируют огромное количество семей. На сегодняшний день стоит признать следующее: специфика современных семейных взаимоотношений заключается в их мотивационно-потребностной разобщенности и эмоциональной глухости!
Конечно, определенные социальные обязательства родителями выполняются, например, обеспечение витальных потребностей, контроль за академической успеваемостью ребенка в школе. Рациональный подход к решению бытовых проблем понятен, эффективен и что самое главное, не требует вложения душевных сил и времени, которых и так у современных родителей в огромном дефиците!
И все бы хорошо, если бы не одна очень важная формирующая составляющая нормального психического развития ребенка, попытка обойти которую, в конечном итоге приводит к нивелированию образа «истинно счастливой семьи».
Человек есть не только тело, но и душа с ее переживаниями, устремлениями, поиском себя в этом мире. Духовное становление — есть единый с родителями и детьми ресурсный продукт душевных сил, позволяющий ребенку в будущем преодолевать трудности, поддерживать баланс гармонии чувств и разума, представляющий основу полноценной зрелой личности. При этом, главным условием здорового созревания психики ребенка, является семейная почва, напитанная любовью, теплом и многогранностью переживаний. Так уж заложено человеческой природой, основополагающим мотивом которой, является потребность ребенка любить, с выражением ответных родительских чувств!
Все ли так обстоит на самом деле? Почему в поведении дошкольников все чаще наблюдаются аутизация, истерии, невротические расстройства, враждебность, потребность доминировать и неутомимо желать своего.
В подростковой среде совершаются суициды. Дети оказываются не способными справиться, казалось бы, с классическими возрастными проблемами, преследующими поколение за поколением, в свое время решающих достаточно успешно. Не потому ли сигналы, которые нам все чаще подает природа в виде дисгармоний психического развития детей, это плата за родительскую душевную и эмоциональную глухость?
Согласно социокультурной теории личности, автором которой является Карен Хорни (немецкий врач психиатр, известный психоаналитик), решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [Horney,1939]. Потребность в удовлетворении охватывает все основные биологические нужды детей в пище, сне, тепле.
По мнению Карен Хорни [3, стр. 255]., главной в развитии ребенка является потребность в безопасности, основной мотив которой — быть любимым, желанным, понятным. Удовлетворение потребности в психологической безопасности ребенка полностью зависит от родителей.
Понять причину различных эмоциональных расстройств у детей, помогает взгляд Карен Хорни на сформированные аномальные семейные отношения, как главного фактора невротизации ребенка.
Центральным звеном в фрустрации потребности ребенка в психологической безопасности, являются невротические изменения характера самих родителей. Неблагоприятные черты личности родителей, такие как: аффективность, противоречивость, повышенная принципиальность, тревожная мнительность, доминантность, накладывают свой неизгладимый отпечаток на детско-родительские отношения.
Особенности характерологических изменений отца и матери, проявляются зачастую в недостаточной эмоциональной отзывчивости и своевременного отклика на настроение и понимание чувств ребенка, отсутствие гибкого подхода к решению психолого-педагогических проблем.
По мнению автора социокультурной теории личности Карен Хорни, в результате блокады потребности в безопасности, у детей формируется установка базальной враждебности. Базальная враждебность — это ощущение одиночества и беспомощности перед реальностью окружающего мира. Ограниченный социальный опыт не позволяет ребенку анализировать сложившиеся обстоятельства и адекватно действовать.
При отсутствии же своевременного положительного эмоционального подкрепления и понимания со стороны родителей, у ребенка формируется базальная тревога, которая на эмоциональном уровне проявляется наличием либо протестных агрессивных реакций страха и негативизма, либо замкнутостью и аутизацией. Нарушается процесс социализации, что в свою очередь усугубляет личностную дисгармонию ребенка.
«Сказка — ложь, да в ней намек…»
Все мы родом из детства. Пожалуй, нет в мире человека, который бы не любил сказки. Что за магическая сила влечет за собой целые поколения людей, побуждая в них желание встречи с таинственным?
Каждый ребенок и взрослый знает, что в сказочной жизни всегда царят волшебство и счастливый конец. Волшебство — это превращения, посредством которых, главный герой достигает желаемого. На языке сказки означает: «Пройти огонь, воду и медные трубы». В повседневной обыденной жизни волшебство означает воспитание характера, энергетическая сила которого, помогает человеку преодолевать жизненные невзгоды и способствовать достижению поставленных целей.
Счастливый конец символизирует веру в справедливость, любовь и правду человеческого бытия. Без веры в божественное доброе-вечное, невозможны процессы миро созидания, поскольку априори человеческая природа ориентирована на любовь, как на начало начал. Доказательством тому, всегда является герой- победитель способный справится с силой зла, разрушающей божественное начало. Ценностные смыслы, определяющие сюжетную линию сказки, позволяют героям поддерживать в себе баланс той здоровой жизненной энергии, которая помогает им адекватно реагировать на обстоятельства и эффективно решать возникающие проблемы.
И все-таки, не сами по себе смыслы привлекают внимание и поддерживают интерес человека к сказочному миру. На самом деле, магической силой притяжения, является многообразный и понятный для всех мир эмоциональных переживаний и чувств, которые трансформируясь наполняет наше душевное состояние новым энергетическим зарядом, позволяющим человеку находить силы гармонизировать свою природную сущность. На языке психологии понятие «гармонизировать», означает способность справиться с состоянием внутреннего беспокойства, приводящим к поведенческим нарушениям. Своевременно неотреагированные негативные эмоции у детей в повседневной жизни (чувство страха, тревоги, обиды, одиночества, агрессии), служат почвой для формирования чувства неполноценности, приводящим к всевозможным вариантам деструктивного поведения. Отреагировать «значимую» эмоцию, посредством переживаний чувств сказочных героев для ребенка, означает достигнуть психологического комфорта, почувствовать себя в безопасности.
Что касается взрослых, механизм гармонизации посредством сказки, проявляется на уровне осознания имеющихся проблем, причем в щадящем для них варианте. Ведь поведенческие паттерны сказочных героев, представляют архетипы (образы) нашего коллективного бессознательного, которые помогают людям воспринимать происходящие события легко идентифицируя себя с поведением персонажа и вместе с тем, не затрагивая болезненную уязвимость собственного эго-состояния. В противном случае, психотерапевтическая задача не может быть решена, поскольку в ситуации реального конфликта человеку свойственно уходить в психологическую защиту, дабы сохранить чувство собственного достоинства.
Исходя из вышеизложенного, стоит отметить следующее:
- Проблему эмоционально-поведенческих нарушений у детей (формирование базальной тревоги) необходимо рассматривать в русле детско-родительских отношений;
- Эмоциональное неблагополучие в детско-родительских отношениях, является следствием сформированности невротического склада характера родителей, либо одного из них;
- Коррекционной моделью детско-родительских отношений является сказкотерапия;
- Сказкотерапия — жизненный ресурс, позволяющий почувствовать и осознать глубинный смысл происходящего не затрагивая уязвимость эго-состояния;
- Примеры сказочных героев, являются средством воспитания нравственных ценностей и приобретения опыта адекватных поведенческих паттернов, направленных на умение справляться с проблемой.
Приложение
В приложении представлены авторские варианты психотерапевтических сказок для работы с родителями детей дошкольного возраста, по решению проблемных ситуаций в системе «родитель-ребенок». Сюжеты сказок составлены с учетом особенностей типа воспитания и характера взаимоотношений конкретной семьи. Представленные варианты сказок, могут быть использованы как в рамках индивидуальной работы с родителями, так и на групповых консультациях. Также, представляется возможным использование приема, когда родителю предлагается начало сказочного сюжета, с последующим самостоятельным его завершением. Использование данного приема позволяет педагогу-психологу решить как психотерапевтическую задачу, так и диагностическую.
Психокоррекционные сказки для работы с родителями (автор Т. И. Ващенкова)
Сказка про букашку Бу
В одной, очень далекой маленькой стране жила- была семья букашек. Мама и папа букашки очень много работали. Они все время куда-то улетали и возвращались домой только под вечер. Их сынок букашка Бу был еще маленький. Он часто оставался дома один и грустил, ему было скучно и одиноко. И даже, когда мама и папа букашки были дома, они всегда были заняты своими взрослыми делами. Когда букашка Бу просил их вместе поиграть, родители часто отвечали, что они сильно устали и поиграют с ним в другой раз.
Так продолжалось довольно долго. У букашки Бу выросли крепкие крылышки, и он стал самостоятельно вылетать из своего домика. Букашка Бу не знал конечно, что мир таит в себе не только много интересного, но и всевозможные опасности.
И вот однажды, когда букашка Бу в очередной раз остался один, к нему на паутинке прилетел его друг паучок Чок. Паучок не умел летать, поскольку у него не было крылышек, но он умел плести липкую паутинку. Этой паутинкой он прикреплялся к бабочкам, стрекозам, пчелам и мог перелетать с места на место. Так произошло и в этот раз. Паучок Чок прикрепился паутинкой к своему другу букашке Бу, и они вместе полетели вокруг его домика. Вскоре, они решили отлететь немного подальше. Паучок Чок предложил слетать на ближайшую полянку. Когда же букашка Бу приземлился на полянке, то паучка на паутинке он почему-то не нашел.
Букашка Бу заплакал, ведь он потерял своего единственного друга, с которым ему было весело и интересно. А еще он плакал потому-то не знал, как теперь найти дорогу домой. Сидит букашка Бу на травинке и не знает, что дальше его ждет. Мама и папа букашки никогда не рассказывали ему, что нужно делать, если потерялся. Вдруг, навстречу ему ползет огромная зеленая гусеница. Зеленая гусеница была доброй, она пожалела букашку Бу и сказала: «Садись на меня, я привезу тебя к себе домой». Букашка Бу, конечно, согласился. Так он и остался жить у зеленой гусеницы.
Под вечер мама и папа букашки вернулись домой, как всегда усталые. Долго они искали и звали своего сыночка, но так и не нашли. Мама букашка сказала: «Наверно Бу сильно обиделся на нас. Ведь мы никогда с ним не играли, все время дела и дела!». Папа букашка с глубокой грустью сказал: «Я очень сожалею о том, что не научил Бу пользоваться сигнальным маячком. Если бы он сейчас включил его, мы бы сразу смогли его найти! Что же нам теперь делать? Как же так получилось, что мы все время работали и хлопотали по-хозяйству, ради благополучия нашей семьи, ради нашего сыночка, а в итоге остались совсем одни?
А в это время, букашка Бу весело играл в домике у зеленой гусеницы. Маленькие гусенички любили играть в прятки. Как-то одна гусеничка, заползла в темный уголок, где прятался Бу. Она нечаянно дотронулась до его головки и вдруг на ней загорелся яркий огонек похожий на маячок. Этот огонек не просто освещал все вокруг, он сильно мигал, посылая сигналы. Маленькой гусеничке очень понравился маячок, и она предложила букашке Бу показать его другим гусеничкам. Когда же все насекомые собрались на полянке, чтобы посмотреть на это чудесное зрелище, в это время мимо пролетали родители Бу. Они, конечно, сразу заметили яркие, мигающие огоньки. Папа с мамой закричали от радости и незамедлительно полетели на полянку. Когда они приземлились, то увидели совсем взрослого сыночка, который умел самостоятельно летать и пользоваться сигнальным маячком. Да, им можно было по праву гордиться букашкой Бу! И они гордились, но и глубоко сожалели о том, что время пролетело так быстро, а они, так и не смогли стать для своего сына достойным примером.
Сказка про бабочку
В одном чудесном волшебном лесу жила бабочка. Бабочка была очень красивая, с большими бархатными крыльями и длинными черными усиками. Она боялась всего-всего на свете. Когда она беспокоилась, усики ее заметно дрожали.
Друзей у нее не было, потому-то бабочка к тому же была очень обидчивая. Ей трудно было просить прощение у других насекомых, даже в тех случаях, когда она была не права. Бабочка очень от этого страдала, но ничего не могла с собой поделать.
У бабочки была маленькая дочка похожая на маму. Мама постоянно проявляла беспокойство и предупреждала свою дочку об опасностях, которые кроятся в лесу. Она говорила ей: «Не летай высоко, иначе тебя могут склевать птицы. Не садись на цветы, ты можешь испачкать свои крылышки пыльцой. Не дружи с бабочками все они плохие и от них одни неприятности». Маленькая бабочка, конечно, слушала свою маму и постепенно становилась похожей на нее.
И вот пришло время, когда маленькая бабочка полетела в детский садик. Там было много таких же красивых бабочек, но все они заметно отличались от нее. Они были веселые, общительные, высоко летали и совсем не боялись испачкаться.
Наша бабочка сидела на травинке целый день одна, надув при этом свои прелестные щечки, смотря с обидой на других ребят-бабочек.
Прошло несколько дней, и она не захотела идти в садик. А вскоре маленькая бабочка заболела. Ведь в детском саду от страха она совсем не двигалась, а чувство обиды не позволяло ей радоваться даже солнышку и теплым денькам. Мама -бабочка в отчаянье не знала, как ей быть, на кого обижаться, ведь целыми днями они были вдвоем, остальные тут были не причем.
И чтобы спасти свою маленькую дочку, большая бабочка решила несколько дней пожить, как другие насекомые. Вместе они решили подняться высоко в небо преодолевая свой страх и с высоты птичьего полета посмотреть на поляну, цветы, речку. Сверху открылся неописуемо красивый пейзаж, который наполнил наших героинь чувством наслаждения и внутренней свободы. От восторга мама с дочкой рассмеялись, страх совсем исчез. После такого чудесного полета бабочки проголодались и полетели на поляну с яркими цветами.
Они перелетали с цветка на цветок, усики и лапки, покрытые пыльцой, только забавляли их. На поляне они быстро нашли себе новых друзей, с которыми быстро подружились и стали летать друг к другу в гости.
Маленькая бабочка перестала болеть и с удовольствием теперь летала в детский садик. А мама стала еще более красивой, потому-то она научилась улыбаться и радоваться каждому дню.
Сказка про ручеек
Жил был маленький ручеек. Он был маленький, но очень высокомерный и упрямый. Больше всего на свете он хотел стать огромным океаном, самым главным над всеми реками и морями.
Когда наш ручеек путешествовал по полям и лесам, он стремительно заполнял своей водой все вокруг. Жители поляны просили ручеек прокладывать свой путь где-нибудь подальше от их домиков. Конечно, они хотели сохранить свои жилища. Но ручеек был очень прямолинейным и упрямым и ни за что не хотел идти на компромисс. Договариваться было не в его правилах.
Так продолжалось довольно долго, вокруг все страдали и терпели. И вот однажды случилось следующее. Ручеек, не зная никаких преград перед своим напором, повстречался с другим похожим ручейком. Тот тоже хотел быть главным и не собирался уступать. Наш ручеек по привычке стал оказывать сопротивление, но вскоре понял, что с упрямством трудно ладить.
Случилось то, что должно было случиться. Воды другого ручейка стремительно поглотили нашего героя. А ведь стоило ему всего то — поменять свое направление и тогда раскрылась бы перед ним другая жизнь и новые возможности!
История про маленького короля
В одном небольшом городке жил человек. С виду он был достаточно обычным. Делами и достижениями своими не отличался, но при всем при этом о себе он был «особого» мнения.
Когда человек был маленьким, ему, как и большинству других детей хотелось быть умнее, сильнее и успешнее остальных. Родителям маленького человека из-за большой любви к нему, а может быть к себе, хотелось, чтобы так все и было.
Они часто восхищались маленьким человеком, но зачастую этим все и заканчивалось, так как делами и достижениями наш маленький человек не славился. В таком жизненном пространстве, которое они так кропотливо оберегали, родители наконец достигли своего апогея. Их сын стал «уникальным»!
В отношениях с друзьями у человека как-то не сложилось, с работой как-то тоже не везло. И не то, чтобы он был ленивый. Просто любая работа для человека оказывалась неподходящей. Хотелось многого, но делалось мало.
Время быстротечно, «кумир семьи» так и живет в небольшом городке, как и полагается королю, непризнанному королю со своими поданными — родителями и с чувством огромной любви к себе.
Сказка про корешки
В далеком дремучем лесу жил-был медведь Михаил. Проживал он в берлоге вместе со своим маленьким сыном Петрушей. К воспитанию сына Михаил относился очень серьезно: приучал к труду, всегда объяснял, что, зачем и почему. Все лето он рассказывал медвежонку, зачем заготавливать корешки на зиму и как это важно. «Если не заготовить достаточно корешков, то будешь всю зиму лапу сосать» — говорил Петруше папа-медведь.
Вот только сам Михаил этим правилом всегда пренебрегал и регулярно оказывался в этой неловкой ситуации. При этом, Михаил постоянно приговаривал, что, если бы он сделал все правильно, так как он это описывал в своих поучениях Петруше, то он бы смог достойно пережить зиму.
Но шел год за годом, а Михаилу каждый раз не удавалось заготавливать достаточное количество корешков. Возможно, он просто не успевал сделать этого до наступления зимы. Возможно, он не считал, что это действительно так важно, как говорил об этом Петруше. Причину, по которой Михаил не заготавливал достаточно корешков на зиму никто не знал. Возможно, ее не знал даже сам Михаил.
Прошло еще несколько лет. Петруша совсем вырос и принял решение переехать в свою собственную берлогу. По приходу зимы он внезапно обнаружил, что не заготовил достаточно корешков для беззаботной зимней спячки. При этом, Петруша объяснял своему отцу, что, если бы он все лето заготавливал корешки, то он бы смог спокойно встретить зиму. Возможно, молодой медведь совсем забыл о таком важном деле как подготовка к зиме. Возможно, он просто не посчитал это настолько необходимым, чтобы тратить на это все лето. Причину, по которой Петруша не заготовил достаточно корешков на зиму не знал никто. Возможно, ее не знал и сам Петруша.
В самом разгаре зимы у Михаила и у Петруши в один день, в одно и тоже время закончились корешки. Весну отцу и сыну суждено было встречать голодными. А Михаил посасывал лапу и думал, почему он так и не смог объяснить сыну всю важность заготовки корешков на зиму?!
Сказка о козе-дерезе, козле-боюне и козленке-кусаке
На зеленом лужку, а может и на полянке паслась семья коз. У папы козла были большие рога. Больше всего на свете он любил ими бодаться. Бодался папа козел со всеми, по поводу и без, да так, что все остальные козы старались обходить его стороной.
Мама коза — дереза тоже была не из «робкого десятка». Больше всего на свете она любила громко блеять по поводу и без, при этом устрашающе для всех топать своими копытцами.
Маленький козленок вскоре вырос. От папы козла он научился сильно бодаться, от мамы козы быть задиристым и крикливым, а от себя самого — сильно кусаться. Козленок, может быть, и хотел жить по-другому, но не умел. Истина проста: «Чему научился, таким и получился!».
Сказка про большую и маленькую тучку
Жили на небе две тучки. Одна была тучка большая, а другая маленькая. Большая тучка часто обижалась на всех вокруг, поэтому она была всегда хмурая, темного цвета и большого размера. Тучка копила в себе множество обид и с каждой очередной обидой она становилась все огромнее.
Другая тучка была маленькой и веселой. Она старалась со всеми быть приветливой и доброй. Если кто-нибудь обижал маленькую тучку, она старалась быстро прощать или вовсе не обращала на обиду своего внимания.
Большая тучка всегда говорила маленькой: «Ты слишком быстро прощаешь своих обидчиков. Нужно, чтобы они долго просили прощение, а еще лучше, если они тебя будут задабривать чем-нибудь!».
Маленькая тучка решила воспользоваться советом большой тучки. Как-то она обиделась на солнышко, которое закрыло тучку своими лучами. Долго хмурилась маленькая тучка, да так она сильно обиделась, что почернела. Мимо пролетала знакомая птичка, увидела она тучку и сказала ей: «Не копи в себе плохое, освободись от обид и тебе сразу станет легче. Но лучше всего помоги кому-нибудь добрым делом».
Маленькая тучка, как раз пролетала над деревней, в которой стояла засуха. Тучка пролила на посевы огромное количество воды. Люди обрадовались, стали махать тучке руками благодаря ее за спасение. Маленькой тучке стало так легко и радостно, что она решила делать добрые дела помогая другим.
Большая тучка окончательно превратилась в черную тучу, которая раздулась до невероятных размеров. Она уже не могла быстро летать по небу. Как-то разразился страшный гром, на небе сверкнула молния, которая попала в большую тучу. Начался ливень, он продолжался несколько дней. Когда выглянуло солнышко, по небу плыли маленькие белогривые облака. Они были такие легкие, такие светлые! Девочка, сидящая на траве и «надувшая» свои щечки на маму, вдруг посмотрела на небо и рассмеялась. Наверно маленькие облака рассказали ей какую-то тайну. А вы знаете эту тайну?
Литература:
- Ждакаева Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок. Издательство: Речь, 2011г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Издательство: Речь,2018г.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности-СПб.; Питер,2001.-608с.: ил.-(Серия «Мастера психологии»).
Ключевые слова
эмоциональное неблагополучие детей и родителей, коррекция детско-родительских отношений, психотерапевтические сказки, межличностный эмоциональный дефицит, фрустрация витальных потребностей ребенкаПохожие статьи
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению
В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...
Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания
Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...
Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников
Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с роди...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...
Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения
В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...
Похожие статьи
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению
В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...
Взаимосвязь созависимых отношений с феноменом психогенного переедания
Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи созависимых отношений с феноменом психогенного переедания. Автор рассматривает разные типы нарушения пищевого поведения и приходит к выводу, что нарушением пищевого поведения экстернального и эмоциогенного ти...
Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников
Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с роди...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...
Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения
В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...