Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко»
Авторы: Троценко Татьяна Викторовна, Скиба Ирина Викторовна, Лешова Лилия Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.
Дата публикации: 17.01.2022
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Троценко, Т. В. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Жизнь и подвиг Вити Захарченко» / Т. В. Троценко, И. В. Скиба, Л. А. Лешова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6999/ (дата обращения: 15.11.2024).
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Программные задачи:
- Познакомить детей с новыми, неизвестными фактами из жизни юного героя, нашего земляка Виктора Захарченко: узнать о его семье, родителях, как он рос, чем увлекался до войны, почему стал бороться с фашистами, как спас 150 солдат.
- Формировать представление дошкольников об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне.
- Воспитывать уважение и гордость к подвигу В. Захарченко.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, мультимедийнаяпрезентация «Жизнь и подвиг Вити Захарченко», книги А. И. Прокопцова «О бессмертном подвиге Вити Захарченко», Я. Косьминова «В тринадцать мальчишеских лет», Стена Памяти «Все для фронта, все для победы!», фотоматериалы, предоставленные сотрудниками клуба «Поиск» им. Вити Захарченко в г. Белгород, аудиозапись песни «Священная война», А. Александрова.
Ход ООД:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель:
Стирает время имена,
Уходят вдаль события и даты.
Но подвиг русского солдата
Мир не забудет никогда.
(Воспитатель предлагает детям подойти к Стене Памяти «Все для фронта! Все для Победы!», рассказывающей о жизни и подвиге нашего земляка Вити Захарченко).
Воспитатель: 76 лет отделяют нас от событий Великой Отечественной войны. С каждым годом участников сражений становится все меньше. Но когда мы говорим о людях, совершивших подвиг во имя Родины, в первую очередь представляем взрослых солдат, бесстрашно и самоотверженно бросавшихся в бой или же пожилых ветеранов, чья грудь увешана орденами и медалями. Но многих война застала еще детьми. Так случилось и с 13 — летним мальчиком Витей Захарченко, жившем в нашем городе Шебекино.
Поисковый этап.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, как Витя стал героем войны? (Ответы детей).
— В редкие минуты отдыха, когда затихали выстрелы, солдаты садились вокруг костра, пели песни, слушали разные интересные истории. Я предлагаю вам сесть полукругом и узнать новые, неизвестные факты из жизни Вити Захарченко.
(Звучит аудиозапись песни «Священная война», А. Александрова).
Практический этап.
Воспитатель:
— Прошло уже много лет с тех пор и людей, знавших Витю, найти не получалось. Но, посетив городскую библиотеку, мы с вами узнали, что в г. Белгороде живет писатель А. И. Прокопцов, который хорошо знал Витю и его семью, учился с ним в одной школе.
Андрей Илларионович написал книгу «О бессмертном подвиге Вити Захарченко». Давайте вспомним, что же мы с вами узнали, прочитав книгу?
(Просмотр презентации)
Воспитатель:
— Витя родился в бедной, но дружной крестьянской семье. Его отец Матвей Иванович и мама Анастасия Ивановна работали в колхозе, сестра Вера училась в школе. Витя очень гордился ими: с родителями и сестрой они были большими друзьями. С раннего детства Витя много трудился: трава для домашних животных и заготовка дров были его обязанностью, но, несмотря на занятость, находил время для игр. В какие же игры любил играть Витя?
Дети:
— Из воспоминаний его друзей детства Николая Ивановича Коняхина и Алексея Петровича Журбина, мы узнали, что у Вити было прозвище «Боён», то есть боевой: потому что он являлся заводилой многих ребячьих игр. Зимой очень любил кататься на лыжах, сам смастерил управляемые коньки, а летом любимыми играми были лапта и футбол. Очень любил ходить в лес: ходил близко и далеко, один и с ребятами. И все, что видел, запоминал. Память у него была хорошая, цепкая.
Воспитатель:
— Как же Витя находил обратную дорогу?
Дети:
— Находить обратный путь он научился по надломленным веточкам, примятой траве, по мху на пнях, поэтому ребятам интересно было играть с ним в сыщиков. Это была любимая игра Вити.
Воспитатель:
— Ребята, вы хотите узнать, почему же Витя стал бороться с фашистами?
(Ответы детей)
Оказывается, когда началась война, тяжело заболел его папа Матвей Иванович. Он сказал сыну: «Придут фашисты — несдобровать никому. Жаль, что я не смогу с ними бороться, но ты, сынок, за меня, за поруганную землю нашу отомсти им». «Хорошо, папа, отомщу» — пообещал Витя. Это был последний разговор с отцом: разговор-завещание, разговор-клятва.
(Рассматривание фотографий семьи В. Захарченко, иллюстраций к книге А. И. Прокопцова)
Воспитатель:
— Вскоре вместе с отрядом разведчиков Витя ушел из родного села в Чураево, а затем в Пенцево. Татьяна Андреевна Новоченко, жительница села Пенцево, вспоминает, что однажды морозной ночью в окно ее дома постучал Витя, он притащил на себе солдата. Витя рассказал ей, что в лесу, на глухой тропе наткнулся на человека. Это был наш лейтенант, голодный, раненый, замерзающий в снегу. Витя тащил его на себе ночами: днем нельзя, увидят. Лейтенант рассказал, что у Крутого Лога в лесу остались 150 солдат. Со всех сторон враг, продуктов, боеприпасов нет, идти люди не могут — обессилили от голода. Где они, в каком месте раненый точно не знал, но людей спасти надо, иначе они погибнут. «Товарищ начальник штаба! Разрешите пойти на помощь». Я такие ходы знаю, где и мухи не летают» — Витя вытянулся в струнку. Полковник положил руку ему на плечо: «Ладно, иди». Улыбающийся Витя выскочил на улицу. 80-летний Александр Павлович Перепелица остановил его: «Чему обрадовался внучек? Схватят, живым съедят», «Ничего, дедусь, зато наши будут жить. Вот увидишь». Дня через 2 в дом, где жил командир разведчиков, вошел усталый Витя: «Все в порядке. С заданием справился», — сказал он. Никто так и не узнал, где и как искал затерявшихся людей Витя, но в тот же вечер, в лес отправили продукты, а через несколько дней в село пришли 150 солдат. 150 извещений не полетели в те дни матерям и женам. Солдат спас 13-летний мальчик. Я не знаю, живы ли это люди сейчас, но я уверена, что всю жизнь они помнили Витю — мальчика, вернувшего им жизнь.
Воспитатель:
— Витя Захарченко совершил подвиг в 13 лет. Для многих мальчишек и девчонок это пример мужества и отваги, они тоже хотят стать защитниками Родины. Давайте об этом расскажем.
Проводится физкультминутка «Мы — защитники»
Каждый мальчик хочет стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить.
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой,
И за друга во дворе и в школе
Примет он неравный, трудный бой.
Не пустить чужих собак к котенку
Потруднее чем играть в войну.
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: Витя Захарченко был представлен к награде. Но никаких сведений о том, был ли он награжден нет. В г. Белгород есть клуб «Поиск» им. В. Захарченко, расположенный по адресу 1-й Мичуринский переулок, д.5. Воспитанник нашего детского сада посетил клуб «Поиск». Давайте послушаем, что он узнал.
Ребенок: Яузнал, что самолет, который вез документы на награждение Вити, был взорван недалеко от Крутого Лога. Очень жаль, что Витя не получил медаль, но я уверен, что, спасая людей, он не думал о наградах и благодарностях. 6 июля в день памяти Вити в клубе проводятся тематические мероприятия и вечера памяти, посвященные юному герою, на котором вспоминают Витю, слушают рассказы о нем, читают стихи, возлагают к его бюсту цветы.
Воспитатель:
— В Белгородской области помнят и чтят юного героя: его именем названа одна из улиц нашего города, в городском парке поставлен памятник Вите. 9 мая вместе с участниками акции «Бессмертный полк» мы пронесем фотографию Вити по улицам нашего города, возложим цветы к его памятнику в городском парке. А сейчас послушаем стихотворение о Вите Захарченко.
(Дети читают стихотворение, см. Приложение № 1)
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель:
— Я предлагаю вам выразить свое отношение к услышанному и увиденному сегодня, сыграв в игру «Закончи предложение».
— Сегодня я узнал…
— Было интересно…
— Я понял, что…
— Меня удивило…
— Мне захотелось…
— Я приобрел…
Воспитатель:
— Ребята, думайте о Вите, помните о нем, о его подвиге, тянитесь к его подвигу, который пронзительным эхом через десятилетия отзывается в наших сердцах.
Последующая работа.
Воспитатель:
— Десятки подвигов совершили пионеры Белгородчины в годы войны. Им бы еще учиться и играть, а они уходили воевать. Такими были юные разведчики Юра Павлов, Костя Феоктистов, Слава Яковлев, Сережа Батищев. Героически погибли Витя Захарченко, Лиля Федосеева, Митя Балицкий, Толя Маликов, Леня Джус. Я предлагаю вам собрать материалы о них и оформить альбом «Мы помним! Мы гордимся!»
Приложение № 1
Вите Захарченко посвящается…
Вспомним сегодня немного давайте-ка
Время далёкой войны.
Имя и подвиг Вити Захарченко
Мы забывать не должны.
Беды внезапно на плечи свалились.
Не было их вины –
Не доиграли, не доучились
Дети Великой войны.
Враг осквернял святыни и вотчины.
Кажется, выхода нет.
Что мог в то время сделать для Родины
Мальчик тринадцати лет?
Гонят фашисты на Белгород танки:
В мире пожить не дано.
Витя со взрослыми строил землянки,
Прятал в лесу зерно.
Местность свою до последнего кустика –
Детства прошедшего рай –
Знал пионер из селения Устинка
Весь свой Шебекинский край.
В дни, когда близко гремели сражения,
В лесах погибал наш отряд.
Витя выводит из окружения
Полбатальона солдат.
Он в мире почти и не видел радости,
И где он теперь, этот мир?
Из любопытства, скорей, не из жалости
Парня спросил командир:
— Скажем, вот ты на задание выйдешь.
Если провал, например,
Если фашисты схватят, не выдашь?
— Что вы?.. Ведь я ж пионер!
Сердцем нашествие было отринуто.
Сердце мальчишечье выбрало бой.
Ну а солдаты, хоть было не принято, –
Витю Захарченко взяли с собой.
Так и попал он на службу в разведку.
Лучшим разведчиком стал:
Из вражьего тыла своим на заметку
Ценные сведения доставлял.
В дозоры ходил… Заболел на болотах.
Враг близко — лежи, не вставай!
Больному б в село, но узнал его кто-то,
И Витю схватил полицай.
Зверски фашисты парня пытали.
Чтоб волю сломить его,
Зренья лишили, руки сломали,
Но не добились они ничего.
Когда по селу, с тяжёлыми ранами,
Повёл на расстрел их конвой –
Он песню пел с двумя партизанами
Про самый решительный бой.
Винтовки пули в него вонзили,
А парень рванулся к своим…
Пулей фашисты его не убили,
Так закопали… живым…
Люди помнят тот случай суровый.
Белгород. Наши дни. На века
На доме, где детский клуб поисковый –
Памятная доска.
Фигура героя с сердцем горячим
В последний, предсмертный час.
Гордо, но только взглядом… незрячим
Смотрит подросток на нас.
А рядом — площадка, там мячик летает,
И дети там лет до семи.
В памятник мяч иногда попадает –
Витя играет с детьми…