Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Война — не место для детей»
Автор: Лохматкина Нина Ивановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 14.09.2018
Статья просмотрена: 387 раз
Библиографическое описание:
Лохматкина, Н. И. Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Война — не место для детей» / Н. И. Лохматкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3548/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: формирование у детей представлений о героических подвигах детей во время ВОВ и празднике День Победы.
Образовательные задачи:
– обогащать представления детей о событиях войны;
– дать представление о героическом подвиге детей во время войны, о том, как народ чтит их память;
– углубить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы;
– учить подбирать синонимы, антонимы, родственные слова.
Развивающие задачи:
– развивать творческую активность, воображение, память, образное мышление;
– расширять словарный запас.
Воспитательные задачи:
– воспитывать уважение к ветеранам;
– воспитывать чувство гордости к своей стране.
Оборудование:
– шкала времени, река времени, слайды о ВОВ, запись песни «День Победы», карточки с картинками, вещмешок, карандаши, бумага.
Предварительная работа:
– беседа о подвигах и мужестве воинов в ВОВ;
– рисование на тему: «Моя мечта»;
– беседы о том, почему война называется Отечественной;
– беседы о памятниках Воинской Славы;
– рассматривание иллюстраций о войне и Дне Победы;
– разучивание стихов о войне.
Предполагаемые результаты:
– формирование первоначальных представлений о ВОВ, о солдатах, защищавших Родину, о детях войны, о празднике Победы.
– сохранение интереса к истории своей страны, осознанное проявление уважения к заслугам подвигам воинов ВОВ;
– понимание значимости мира на Земле и его ценности для человека.
Ход образовательной деятельности
Ребята, в какой стране мы с вами живём? (Россия). Наша страна огромная и многонациональная. Мы с вами часто путешествуем, знакомимся с традицией и историей России. Давайте подойдём к шкале времени и вспомним, где мы побывали. Шкала разделена на синий и красный цвет.
— Что означает синий цвет? (Это старина, здесь мы знакомимся с жизнью наших далёких предков).
— Что означает красный цвет? (Это события настоящего и недавнего прошлого).
— Какие события этого времени вам запомнились и почему? (Полёт Юрия Гагарина, Олимпийские Игры в Сочи, Великая Отечественная Война).
— Что такое война?
— Почему Великая Отечественная война на шкале времени выделена большой красной звездой?
— Почему эта война называется Отечественной?
— Ребята, а вы хотели бы узнать больше о тех, испытаниях, которые выпали на долю нашего народа?
Тогда нам необходимо отправиться назад, в прошлое. Как мы можем это сделать? (на машине времени). Я предлагаю вам занять места в машине времени и закрыть глаза. (Звучит гул мотора), затем смолкает. (Дети садятся).
— Ребята, посмотрите, где мы оказались?
— В каком времени года?
Сочные краски зелёной листвы и травы, тихий восход Солнца. Все отдыхают, впереди воскресный день. 22 июня 1941 года, 4 часа утра. Через несколько мгновений тишину нарушит гул самолётов и танков, начнется ВОВ и закончится мирная жизнь людей нашей страны. Весь народ, не жалея сил, поднимется на защиту Отечества, себя и будущего своих потомков.
— Посмотрите на слайды и скажите, что делали люди и какие чувства испытывали?
Не зная отдыха, солдаты рыли окопы, тащили на себе пушки, боролись с фашистами и умирали за свою страну. Единственной защитой от непогоды были шинель и плащ-палатка.
— Ребята, я попрошу вас подойти к столу и выбрать те картинки, на которых изображены вещи необходимые людям военной профессии. Объясните, зачем нужна была эта вещь на войне? (Дети садятся).
— Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска. Заводы и фабрики работали днём и ночью. Они производили оружие и шили одежду для солдат.
— А как вы думаете, кто работал на заводах, если мужчины ушли на фронт? (женщины и дети). А легко ли им было?
— Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называли военным лихолетьем — лихими, злыми годами.
Тяжело они достались всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие из них остались без родных, без дома. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки, такие же, как вы.
— А чем вы любите заниматься? Вот и эти ребята учились, помогали старшим, играли; разбивали носы и колени.
Девчонки и мальчишки, на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Многие из них получили награды за героические подвиги.
— Как вы считаете, что такое подвиг?
(это всегда смелый, отважный поступок)
— Как назвать человека, совершившего подвиг? (герой).
— Какие родственные слова моно подобрать к слову «герой»? (геройский, героический, героизм).
— Давайте попробуем сказать по-другому: (смелый, храбрый, отважный, геройский).
Есть много рассказов о подвигах детей во время ВОВ. Они взрывали поезда противника, работали санитарами, ходили в разведку. Я хочу рассказать вам историю двух сестёр Окопнюк Вали и Веры.
Валя и Вера Окопнюк, к счастью, остались живы. Когда началась война, их папа ушел на фронт и девочки остались одни. Девочки не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Но однажды в город привезли много раненных бойцов, девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненных. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели песни, танцевали. Многим бойцам девочки помогали писать письма родным. Не было на войне конвертов. Написанное письмо складывали в солдатский треугольник, писали адрес назначения.
— Ребята, как вы думаете, о чём мечтали дети войны? (чтобы не было войны)
— А как называется время без войны (мирное время)?
— Что для вас значит мирное время?
Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой. (Дети садятся)
— Я предлагаю вам сегодня воплотить свою мечту о мире в рисунках, свернуть их во фронтовой треугольник и отправить детям будущего.
(Дети рисуют и складывают их во фронтовой мешок).
— А как вы думаете, нужно ли помнить тех, кого мы даже не видели?
— Как увековечено память о героях войны?
(название улицы, парки, поставлены памятники), дети садятся.
— Долгое годы продолжалась война, но враг был разгромлен.
9 мая 1945 года тысячи людей вышли на улицы. Люди смеялись и плакали. Это был праздник всего народа со слезами на глазах. Почему?
— Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
— Почему он так называется?
— Как называют в наше время людей, воевавших в ВОВ?
— Какие цветы принято дарить на праздник 9 мая?
— Какие традиции празднования Дня победы в вашей семье?
— Каждый год 9 мая во всех городах России проходят торжества. Улицы расцветают улыбками радости, букетами красных гвоздик.
Ветераны делятся рассказами о лихолетье, о войне, встречаются со своими боевыми друзьями. Мы благодарны им за то, что они отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. (звучит песня «Этот День Победы»).
— Нам пора возвращаться, закройте глаза и представьте, что машина времени мчит нас в детский сад.
— Ребята, вам понравилось путешествие?
— Посмотрите, перед вами река времени. Давайте выложим на ней фотографии, рассказывающие о ВОВ. О чём они нам рассказали?
— На шкале времени мы отметим наше путешествие. Выберем только один символ.
— Куда вы хотите отправить в следующий раз?
Литература:
- Т. А. Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной Войны».
- К. Ю. Галев «Герои Великой Отечественной Войны».
- В. И. Алешков «История России».