Организация развивающей среды для детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях комбинированного детского сада
Автор: Хомутова Ольга Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (49) январь 2022 г.
Дата публикации: 03.01.2022
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Хомутова, О. В. Организация развивающей среды для детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях комбинированного детского сада / О. В. Хомутова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 1 (49). — С. 22-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/213/6969/ (дата обращения: 16.12.2024).
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева.
С каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ и на сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ОВЗ. И тогда образовательное учреждение должно создать специальные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования такого ребенка.
В данное время в нашем учреждении функционируют группы компенсирующей направленности: группы для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием; группа для детей с тяжелыми нарушениями речи; группа для детей с задержкой психического развития.
С детьми работают квалифицированные специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, муз. руководитель, инструктор по ФК, воспитатель по ИЗО, воспитатели.
Для наших воспитанников мы стараемся создать РППС с учетом возрастных и индивид. особенностей и возможностей их здоровья.
РППС способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС (безопасность, насыщенность, доступность, вариативность, полифункциональность и др.)
Также при построении образовательной среды для детей с ОВЗ мы учитываем следующие принципы:
– Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
– Принцип природособразности воспитания — понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
– Принцип психологической комфортности — обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
– Принцип взаимодействия — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
– Принцип доверительного сотрудничества — открытость, искренность в сотрудничестве.
– Принцип обучения деятельности — формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
– Принцип здоровьесберегающий — обеспечение психологического комфорта.
Развивающая предметно пространственная среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с отклонениями в развитии.
На территории детского сада имеется кнопка вызова для инвалидов. В здании имеются информационные знаки для слабовидящих людей — круги желтого цвета на входных дверях, полоски желтого цвета на ступеньках лестницы -обозначение начала и конца лестничного марша.
В детском саду имеются специализированные помещения:
– Музыкальный зал , в нем проходят совместные мероприятия, праздники, развлечения, тематические и музыкальные занятия.
– Физкультурный зал оснащен мягкими модулями; спортивным оборудованием; тренажерами -беговые тренажеры, велотренажеры; шведской стенкой и гимнастическим комплексом; имеется многофункциональное панно для развития меткости, зрительно- моторных координаций и сенсорных эталонов.
– Коррекционно-развивающий зал . В зале имеются столы для рисования с песком с подсветкой. Занятия помогают детям избавиться от стрессов, переживаний, волнений. Рисование способствует развитию сенсорно-перцептивной сферы ребенка, тактильно-кинестетической чувствительности; развитию мелкой моторики, ручной умелости, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, речи, мышления, а также творческих способностей.
На стене можно увидеть зрительный тренажер на развитие прослеживающей функции глаз, ковролин для выполнения различных заданий в том числе и на пространственную ориентировку.
– Аппаратная медсестры-ортоптистки , которая оснащена всем необходимым диагностическим, учебно-дидактическим и методическим материалом для работы с детьми с ОВЗ и лечебно-восстановительным оборудованием (бивизиотренер, цветотест, синоптофор, большой офтальмоскоп, аппарат для тренировки зрения при амблиопии) для работы с детьми с нарушениями зрения.
– Кабинет педагога-психолога . Основное назначение оказание своевременной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам развития и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации. Имеется зона консультативной работы, зона игровой терапии с играми и игрушками, зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения достигается под воздействием релаксационной музыки, фибероптическое настенное панно «Солнечный домик»; воздушно-пузырьковые колонны-для зрительного восприятия, релаксации, эмоциональной сферы.
– Кабинет изобразительной деятельности предназначендля развития творческих способностей .
– Кабинеты учителей-логопедов. Вкабинете учителя –логопеда имеет место зона для индивидуальных занятий, подгрупповых занятий и сенсомоторная зона,которая доступна для детей и содержит материал на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, звукопроизношения, лексико-грамматического строя и т. п.
– Кабинеты учителей-дефектологов.
Осуществление коррекционно-развивающей работы, посредством систематического проведения коррекционных занятий по направлениям (зрительное восприятие, пространственная ориентировка, СБО, осязание и мелкая моторика, развитие сохранные анализаторов.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) даёт рекомендации воспитателям, музыкальному руководителю, учителю-логопеду по подбору материала (цвет, форма, размер в соответствии с состоянием зрения ребенка), по правильной посадке детей.
– Мультстудия. Создана творческая среда, которая стимулирует детей к познавательной деятельности, расширяет кругозор, развивает мелкую моторику, помогает детям творчески раскрыться, реабилитироваться. Данная деятельность оказалась интересным и занимательным делом для детей и взрослых, требующим сплоченной, слаженной, коллективной работы.
– Группы для слабовидящих детей.
В группах созданы коррекционные уголки, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры для развития: зрительного восприятия; ориентировки в пространстве; осязания и мелкой моторики; на развитие глазомера, глазодвигательных функций, бинокулярного зрения. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.
– Группа с ЗПР — при организации развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), а также дидактических пособий направленных на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи).
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В спальне находиться кабинет учителя- дефектолога и логопеда.
Имеется уголок релаксации — помогает снять эмоц. напряжение, игрушки антистресс и др. панно для мелкой моторики.
Тихий тренажер –развитие координации движений пространственного восприятия, понимание простр. отношений, тренировка мышц плечевого пояса спины, рук, ног
– Группа с ТНР- при отборе предметного содержания развивающей среды для занятий, ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на потенциальные возможности детей. Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка. Для детей с ТНР рекомендуется подбирать естественные игрушки, так как у них формируются преставления об окружающем мире и стимулируется речевая активность. Необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики, речевые игры, развитие тактильных ощущений.
Организация развивающей среды в группах построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве групп созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал. РПП среда в группах создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она является непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни.