Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.10.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Павлова, М. Ю. Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ / М. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6693/ (дата обращения: 27.04.2024).



Форма проведения занятия: подгрупповое занятие — путешествие с детьми с ОВЗ с множественными нарушениями в развитии с сочетанными диагнозами.

Возрастная группа : дети с ОВЗ 6–7 лет

Цель: Формировать у детей умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  1. Активизировать просодическую сторону речи.
  2. Формировать навыки правильного речевого дыхания.

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать плавный речевой выдох.
  2. Нормализировать просодические компоненты речи.
  3. Формировать силу, плавность и целенаправленность воздушной струи.

Коррекционно-воспитательные

  1. Формирование навыков сотрудничества.
  2. Воспитание взаимопонимания, доброжелательности.

Ход занятия

I . Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Улыбнемся гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение.

II. Основная часть

Дорогие ребята! Жители Центра! Здравствуйте! (выходит лягушка)

Помогите мне, злой волшебник заколдовал меня и превратил в лягушку. Мне поможет только «Волшебная страна». А оказаться там можно, только пройдя 8 испытаний. Помогите мне пройти эти испытания!!!

— Ребята, мы поможем заколдованной лягушке?

Отправимся в «Волшебную страну?»

— Но чтобы мы очутились в Волшебной стране, нам нужно пройти испытания. У меня есть карта, и за каждое пройденное испытание мы будем получать по жетону. Когда все 8 жетонов будут у нас, мы окажемся в волшебной стране.

— А сейчас давайте построимся в круг и пойдем, шагая друг за другом на встречу, приключениям.

Песня «Город Изумрудный»

Испытание. Загадка

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

— Без чего мы жить не можем?

— Зачем нам нужен воздух? Правильно для полноценного существования на земле живых организмов. Человек может прожить без воздуха, кислорода 5 минут.

— Молодцы! У вас 1 жетон.

— Дышать нужно тоже правильно. Давайте проверим, как мы умеем дышать.

Подуем в мой дыхательный тренажёр.

— Ой ребята, мы дуем, а воздух у нас идет в щеки и плечи поднимаются.

— Надо нам выучить правила дыхания.

Правила дыхания

  1. Вдох скорее носом ты возьми.
  1. За плечами ты следи, плечи вверх не смей их поднимать.
  1. Хоботок вытягивай скорей и дуй, дуй медленно не жалей

— Давайте учиться правильно дышать!

— Сейчас мы с вами превратимся в веселых роботов.

Руки согнули в локтях, ладоши обращены к лицу, начинаем нюхать ладошку, вдох шумный, резко втягиваем воздух. Плечи не поднимаем. Выдох свободный.

Молодцы!

—А теперь попробуем сделать 2 вдоха у каждой ладошки, плавный спокойный выдох.

Молодцы! И мы получаем 2 жетон.

  1. Физ. Минутка

«Бабочка» + мяч «Су-джок»

Словно бант у нашей Ани.

Это бабочка краса.

Кружит, вьется над цветами,

Где, как мед блестит роса.

— Замечательно! У нас 3 жетон!

Посмотрите, какие к нам бабочки прилетели. Давайте подуем на них. У кого бабочка улетит дальше всех.

— Отлично у нас летают наши бабочки. 4 жетон.

— Еще одно испытание нам надо пройти, и в этом нам помогут волшебные цветы — вертушки.

Песня «Волшебный цветок».

— Волшебный, нежный танец у вас получился. И мы получаем 5 жетон.

— Ну а сейчас испытание будет суперсложное! Нужно взять шумный вдох носом и выдувать воздушную струю в трубочку, направленную на шарик. Шарик должен от нашей воздушной струю перепрыгнуть в другую чашу. Руки за спиной, только дуем!

— Как хорошо, и это трудное испытание мы преодолели! 6 жетон.

— При помощи кислорода, воздуха, дыхания мы с вами не только дышим, но и учимся красиво говорить. Правильное дыхание помогает нам красиво рассказывать стихи, чистоговорки. Я прочитаю вам чистоговорку и покажу, когда я делаю вдох и на выдохе произношу текст.

1 Вдох — руки к груди и на выдохе произносим 1-ую строчку отводим медленно руки от груди.

— Еле-еле Лена ела.

2 Вдох — на выдохе вторая строчка скороговорки

Есть от лени не хотела.

А теперь вы вместе со мной.

Попробуем рассказать по одному.

Отлично! 7 жетон у нас.

— Ребята, нам осталось чуть-чуть, и мы придем в «Волшебную страну».

— В последнем испытании, мы будем играть в футбол, но не в простой. Как можно назвать одним словом апельсин, яблоко?

Правильно, фрукты! А у нас какой будет футбол, отгадайте.

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко.

— Что это такое?

Вот и мы будем играть во «Фруктовый яблочный футбол». Здесь нам правильное дыхание тоже поможет и коктейльные трубочки.

— Делаем 2 шумных вдоха и сильно дуем в трубочку, стараясь задуть на фрукт и загнать его в ворота.

— Отлично! И с этим испытанием мы тоже справились!

— Вперед к намеченной цели в «Волшебную страну».

Песня «Город Изумрудный»

Дети шагают.

— Ребята, вот мы и пришли в волшебную страну!

— А где наша лягушка?

Лягушка: Ребята я была лягушкой, а придя в волшебную страну, превратилась в прекрасную девочку Эли! Спасибо вам!

— Ребята, давайте мы с вами подарим прекрасной девочке Эли, наш зажигательный танец.

Танец с цветами (с дыхательной гимнастикой)

— Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли лягушке. А ещё вы научились правильно дышать, стихи рассказывать, танцевать. И за это Эли нам подарит мыльные пузыри, чтобы вы и дальше продолжали развивать свое дыхание и учили других детей.

Заключительная часть

Ритуал прощания

Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно «До свидания!»

Задать вопрос