Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Авторы: Александрова Софья Константиновна, Иванова Ирина Владимировна, Хижняк Олеся Викторовна, Жилина Елена Александровна, Моисеева Елена Николаевна, Бузина Светлана Валентиновна, Кунакова Татьяна Алексеевна, Шаталова Татьяна Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 04.10.2021
Статья просмотрена: 112 раз
Библиографическое описание:
Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста / С. К. Александрова, И. В. Иванова, О. В. Хижняк [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6624/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье авторы предлагают рассмотреть логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Тема: «Первый в космосе. Звуки с и с»
Цель: формирование правильного произношения звуков с и с посредством использования музыки в ходе образовательной деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и с, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков с и с в словах, учить определять место звука в слове (начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, закрепить знания детей о понятии «космонавт», познакомить личностью Ю. А. Гагарина.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по подражанию».
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Оборудование: музыкальный проигрыватель простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, портрет Ю. А. Гагарина, иллюстрации с изображением пищи космонавтов, иллюстрации с изображением животных, летавших в космос, значки космонавта на каждого ребёнка.
Ход образовательной деятельности:
Этап |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационно-мотивационный Путешествие в прошлое |
Ребята, сегодня я вам предлагаю провести необычное занятие и отправиться в прошлое, где мы с вами познакомимся с легендарным человеком, который первым полетел в космос. Вы бы хотели там побывать? Отлично! Но перед началом занятия я предлагаю встать всем в кружок и поближе друг с другом поздороваться. (Звучит музыка № 1 «Здравствуйте ладошки» плюс) Тогда, возьмите, пожалуйста по одному карандашу, их мы будем сейчас катать между ладонями, и послушайте волшебные слова, которые мы должны пропеть, чтобы оказаться в прошлом: «С временем мы подружились В прошлом вместе очутились!» Теперь все вместе. (Звучит музыка № 2 «Время» минус) |
Дети внимательно слушают педагога, пропевают текст, прокатывая карандаш между ладонями. |
Основной Знакомство со звуками |
Мы не можем попасть в прошлое. Кто-то нас не пропускает. Слышите, они кричат: «СТОЙ! СЕКРЕТ! Кто же это может быть? Это два стража времени. Они говорят, что злой волшебник Метеор очень часто стал пробираться в прошлое и делать там всякие пакости, вот они и стали дозорными и пропустят они нас только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ. Назовите первые звук в слове СТОЙ. Какой он — согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? (картинка-символ) Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ) |
Дети отвечают на вопросы педагога, дифференцируют звуки С и С. |
Мотивация на деятельность, знакомство с личностью Ю. А. Гагарина |
Ребята, мы с вами оказались в прошлом. Во времена, когда люди готовились к тому, чтобы покорить космическое пространство. Посмотрите, вы знаете этого человека? Это Юрий Алексеевич Гагарин. Первый космонавт во всём мире. А вы знаете, что он делал для того, чтобы полететь в космос? Как он готовился? Хотите пройти подготовку, как настоящие космонавты? Хорошо! Тогда, начнём. Мы будем проходить от станции к станции и выполнять определённые задания. Если вы, ребята, справитесь со всеми заданиями, то в конце получите значок космонавта! |
Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, знакомятся с личностью Ю.А, Гагарина. |
Работа со звуком С |
Для того, чтобы передавать информацию из космоса на землю, космонавту нужно уметь хорошо разговаривать. Попробуйте сейчас посмотреть внимательно друг на друга и ответить на мои вопросы. Для начала все произнесите звук с. Губы открыты или сомкнуты? Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние? Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами? Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой? (далее педагог даёт артикуляционную характеристику звука с) Каким цветов мы обозначим звук с? Звук с? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку. Молодцы, с данным заданием вы справились легко. Но дальше будет сложнее. |
Дети выполняют указания педагога, отвечают на вопросы, анализируют положение артикуляционного аппарата при произнесении звука. |
Артикуляционная гимнастика |
Чтобы правильно произнести звук с, нужно сделать гимнастику для языка. И помогут нам наши ручки. Приготовились, повторяем за мной. ( Звучит музыка № 3: отрывок песни Кукусики «Ракета» плюс ) 1. Упражнения на дыхание: «Покорители космоса». «Полёт на Луну» — на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно опустить. «Полёт на Солнце» — на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся. «Полёт к инопланетянам» — на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости. 2. Мимические упражнения: Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им. 3.Упражнения для щек и губ: Марсиане приветствуют «Землян». Рот закрыт, губы соединены. На счет «раз»-поднять верхнюю губу вверх, как можно сильнее обнажить верхние зубы. На счет «два»-вернуться в исходное положение. На счет «три» — с силой оттянуть нижнюю губу вниз, обнажить нижние зубы. На счет «4» — в исходное положение. Повтор. 4 раза. 4.Упражнения для языка: «Часики» — губы в улыбке, рот открыт. Язык — стрелка часов — движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10. Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами. «Трубочка» — рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек. А сейчас полетим в космос на ракете. Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл. Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка. Проверяем двигатель повторно — рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д. Нижняя челюсть неподвижна. Ор-ор-ор — завели мотор! «Моторчик» — губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами. Отлично! Молодцы! |
Под музыку дети выполняют артикуляционные упражнения за педагогом. |
Упражнение «Правильно произнесём звуки С и С» |
А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь, оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх, чтобы она была похожа на горку. Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель. Произнесём: «Ссс». Произнесём: «Сь». В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите — горячий или холодный? |
Выполняют упражнение на правильное произношение звука С. |
Игра «Семафор» |
А сейчас мы проверим ваш слух. Ведь космонавтам очень важно слышать передаваемую с земли информацию и то, как работают приборы в ракете. Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый — если услышите мягкий звук С. 1. С, С, С, С, С, С, С. 2. -СО-, -СУ-, -СИ-, -СЕ-, -СЮ-, -СЫ-, -СА-, -АСЬ-, -ОС-, -УСЬ-, -ЫСЬ-, -ЫС-. 3. СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО. |
Дети определяют твёрдость/мягкость услышанных звуков С и С. |
Физкультминутка «Ракета» |
Ребята, мы с вами много заданий прошли, но до сих пор не проверили, насколько вы спортивные ребята. Смотрим на меня и повторяем. ( Звучит музыка № 4: отрывок песни Кукусики «Ракета» плюс ) |
Под музыку дети выполняют упражнения за педагогом. |
Упр. на развитие звукового анализа и синтеза — игра «Поварята» |
Ребята, а вы знаете, как питаются люди в космосе? Их еда довольно необычно, так как вся перемолота и упакована в тюбики. (Показ иллюстраций) Дети, сейчас перед вами новое задание. Угадайте, как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук? Салат — самое любимое блюдо многих космонавтов, но в привычном нам виде они не могут его есть, иначе все продукты разлетятся по кораблю. Давайте приготовим салат, пока мы ещё на планете Земля. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат. (Капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис) Давайте попробуем определить, где спрятался звук с в этих словах. |
Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, выбирают из предложенных овоще те, в которых есть звук С. |
Пальчиковая гимнастика «Комос» |
(Звучит музыка № 5: Пальчиковая игра «Космос» минус) Раз, два, три, четыре, пять — (По одному загибают пальчики на обеих руках) В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх) Командир в бинокль глядит, (Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль») Что он видит впереди? Солнце и планеты, Спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук) Поднимаясь в вышину, (Поднимаем руки вверх) Видит желтую луну. (Показываем круг) В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук) Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево) Хвост его — полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук) |
Под музыку дети пропевают слова и выполняют пальчиковые упражнения за педагогом. |
Игра с мячом «Вкусняшки» (развитие фонематического слуха) |
Давайте сыграем в игру. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или С, вы повторяете его, возвращая мне мяч. Если нет, то не повторяете слово и возвращаете мяч. Слова для игры: суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр. |
Участвуют в игровой деятельности «Вкусняшки». |
Логоритмическая песня «Лиса» |
Ребята, а вы знали, кто летал в космос до людей? Верно, это были животные. Кто-нибудь слышал, какие животные летали в космос? Это были Собаки Лайка, Белка и Стрелка, Обезьяны Эйбл и Мисс Бейкер и Шимпанзе Хэм, Кошка Фелисетта и даже Крысы Гектор, Кастор и Поллукс. Ребята, но одно животное очень хотело полететь в космос, но его пока не взяли. Угадаете, какое это животное? Повыше кошки рост, Живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, Все знаем мы… (Лису) Верно, дети, давайте, чтобы лисам в этом времени не было так грустно, споём про них песню. (Звучит музыка № 6: логоритмическая песня «Лиса» плюс) |
Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, совершенствуют свои знания о животных, летавших в космос, поют совместно с педагогом логоритмическую песню «Лиса». |
Заключительный |
Ребята, вы молодцы! Я рада вам сообщить, что все задания вы выполнили успешно и готовы стать настоящими космонавтами. Последнее, что нам нужно сделать в прошлом, это получить значки космонавта. (Педагог раздаёт значки) Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмём карандаши в руки и пропоём песню. (Звучит музыка № 2 «Время» минус) Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? С кем мы познакомились? Какие задания выполняли? Что было трудно? Вам понравилось? Отлично! |
Получают значки космонавта от педагога, «возвращаются в детский сад», подводят итоги. |
Ключевые слова
В статье авторы предлагают рассмотреть логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНРПохожие статьи
Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Актуальность настоящей работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут подобрать логоритмические игры, которые будут полезны педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»
В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью
В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...
Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза
В статье рассмотрен нетрадиционный подход к построению и проведению физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, опираясь на объективные законы развития человеческого организма.
Похожие статьи
Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Актуальность настоящей работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут подобрать логоритмические игры, которые будут полезны педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «глобальное чтение»
В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение.
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий
В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью
В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...
Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза
В статье рассмотрен нетрадиционный подход к построению и проведению физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, опираясь на объективные законы развития человеческого организма.