Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников
Автор: Бугаева Ольга Борисовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 10.05.2021
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Бугаева, О. Б. Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников / О. Б. Бугаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6348/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор показывает роль прогулки в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Ключевые слова: детский сад, подрастающее поколение, Великая Отечественная война, прогулка, патриотическое воспитание, старшие дошкольники.
В Санкт-Петербурге названия более 120 площадей, проспектов и улиц связаны с событиями прошедшей войны. Значительная часть их находится в Красносельском районе г. Санкт-Петербурга. В этом году 9 мая наш народ будет отмечать 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне [1] и 22 июня, 80-ю годовщину, которая является печальной датой для нашего народа — начало Великой Отечественной войны [1]. В связи с этим хочется вспомнить строки из стихотворения Е. Аграновича «Вечный огонь»: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой, и глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят. Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут и мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть» [2].
Среди героев, память о которых увековечена в названиях улиц и проспектов, есть и военнослужащие войск НКВД, спасшие город от неминуемого захвата немецко-фашистскими войсками. Одним из таких героев является майор Алексей Дмитриевич Гарькавый, командир 7 стрелкового полка 1 дивизии войск НКВД Ленинградского фронта, на улице которого располагается детский сад № 34, Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Чувство личной ответственности за защиту своего Отечества необходимо терпеливо и настойчиво прививать подрастающему поколению и начинать это необходимо с дошкольного возраста, как в семье, так и в детском саду.
Одной из ведущих форм воспитания старших дошкольников на героической истории нашего Отечества и города являются прогулки по улицам Героев Великой Отечественной войны. Именно в них заложена большая сила эмоционального воздействия. Пешие прогулки позволяют глубже на уровне разнообразных аспектов коммуникации познать те важные детали, которые только и дают полную картину настоящего, неотъемлемую от прошлого и позволяющее увидеть будущее. Пешеходная прогулка это тот способ передвижения, который оказывает значительное и явное влияние на весь ход прогулки. Еще древние греки, пребывая пешком в Олимпию с целью увидеть знаменитые Игры, не отказывали себе в удовольствии осмотреть местные достопримечательности. Известно, что Сократ добирался до Олимпии пешком из Афин примерно за 5–6 дней [4].
Как было сказано выше, улица, на которой расположен наш детский сад, носит имя одного из защитников г. Ленинграда пограничника Алексея Дмитриевича Гарькавого. Прогулка позволяет глубже понять детям события минувшей войны и ответить на их вопросы: «А кто такой Гарькавый А. Д.?», «А почему эта улица называется Гарькавого А. Д.?».
К прогулке воспитателю необходимо подготовиться, для этого необходимо изучить биографию А. Д. Гарькавого, подготовить фотографии героя и мест, о которых будет, иди рассказ, чтобы в последующем донести ее детям. Примерный вариант рассказа: Алексей Дмитриевич Гарькавый пограничник — командир полка. Он был таким же, как и миллионы других бойцов и командиров, сражавшихся за Родину. В июне 1941 г. А. Д. Гарькавый был комендантом пограничной заставы на границе с Финляндией, где и застала его война.
С июля до осени 1941 г. А. Д. Гарькавый сражался на подступах к Ленинграду. Был награжден орденом Ленина. Осень 1941 г. А. Д. Гарькавый вместе со своими солдатами находился в районе «Невского пятачка» и защищал наш город. Вместе с ним сражались его сын Николай и жена Мария Александровна. 1 ноября 1941 г. он погиб во время артиллерийского обстрела. 19 ноября 1959 г. его имя было присвоено одной из пограничных застав в Выборгском районе Ленинградской области [5]. До 1974 г. улица, на которой расположен наш детский сад, называлась Бульварной, а в декабре того же года ее переименовали в честь пограничника А. Д. Гарькавого. Вот краткая история улицы, на которой располагается наш детский сад.
В ходе рассказа воспитателю необходимо показывать детям: фотографии ‒ А. Д. Гарькавого, рис. 1.
Рис. 1. Майор Гарькавый А. Д.
Памятную доску в честь Героя на улице, носящей его имя, рис. 2.
Рис. 2. Памятная доска на доме № 34
Обелиск в Выборгском районе на заставе, носящей его имя, рис. 3.
Рис. 3. Обелиск на заставе А. Д. Гарькавого
«Невский пятачок» место, сражения А. Д. Гарькавого, рис. 4.
Рис. 4. «Невский пятачок»
Памятник на месте былых боев «Невский пятачок», рис. 5.
Рис. 5. Памятник воинам, погибшим на «Невском пятачке» ‒ наши дни
Памятник на месте гибели А. Д. Гарькавого, рис. 6.
Рис. 6. Место захоронения А. Д. Гарькавого
Здание детского сада, рис. 7.
Рис. 7. Детский сад № 34
По возвращении с прогулки, в группе воспитателю необходимо провести краткий опрос по тому, как дети усвоили материал. Для этого лучше заранее подготовить слайдовый материал. Показывая тот или иной слайд, воспитатель задает вопрос: «Света Н. как называется улица, где расположен наш детский сад?». Получив правильный ответ, воспитатель показывает следующий слайд, если ребенок затрудняется ответить на вопрос, то воспитатель просит детей ей помочь «Кто подскажет Свете?». Показывая следующий слайд, воспитатель, задает вопрос и спрашивает другого ребенка.
В содержание таких прогулок входит:
– патриотическое воспитание подрастающего поколения;
– изучение истории нашего Отечества;
– изучение истории города и района, в котором они родились;
– изучение истории улиц, вблизи которых располагается детский сад.
Такие прогулки ведутся по нескольким направлениям, взаимосвязанных между собой общим содержанием и охватывают большой круг вопросов патриотического, эстетического и нравственного воспитания старших дошкольников [3].
Прогулки по таким улицам дают возможность детям приобрести некоторые знания по истории города и района, которые им понадобятся в дальнейшем при изучении школьного курса истории Санкт-Петербурга.
Именно на патриотическое воспитание подрастающего поколения к защите своего Отечества, вооружение их начальными знаниями по истории города и района воспитатель обращает особое внимание при подготовке и проведения прогулки по улице Героя.
Проверка первоначального уровня знаний ‒ это тот критерий, по которым воспитатель может судить, насколько старшие дошкольники хорошо усвоили материал.
Таким образом, прогулки по улицам Героев носят для старших дошкольников познавательный характер, которые позволяют им лучше узнать не только свой город, но и прочувствовать историю улиц. Прогулки могут дать старшим дошкольникам возможность увеличить свои знания, способствуют развитию наблюдательности и многостороннему развитию личности. Проводя прогулки по улицам Героев Великой Отечественной войны, воспитатели принимают активное участие в патриотическом воспитании старших дошкольников. На примере Героев прививают подрастающему поколению любовь к своему Отечеству.
Литература:
- Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) «О днях воинской славы и памятных датах России».
- Агранович Е. Д. «Вечный огонь» (звучит в фильме «Офицеры» музыка Р. М. Хозака 1970).
- Гаршина Н. Н. Пешком в историю города и его окрестностей. // Современные проблемы сервиса и туризма № 4/2014. — С. 14–20.
- Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). ‒ Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 80–82.
- Харченко В. Улицы Героев в Санкт-Петербурге. — Текст электронный. ‒ URL: https://warspot.ru/15738-krasnyy-bor-mogila-lenfronta (дата обращения 06.05.2021).
Ключевые слова
Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, старшие дошкольники, детский сад, подрастающее поколение, прогулкаПохожие статьи
Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников
В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...
Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...
Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников
В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.
Похожие статьи
Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников
В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...
Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...
Воспитание любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы освещают опыт использования проектной деятельности в воспитании у старших дошкольников любви к своему родному краю, средств музейной педагогики.
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...
Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...
Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников
В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.