Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 2503 раза

Библиографическое описание:

Косарева, Н. Г. Приобщение детей к прекрасному через ознакомление с искусством (из опыта работы) / Н. Г. Косарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6311/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается вопрос создания педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников через знакомство с произведениями живописи.

Ключевые слова: дошкольный возраст, изобразительное искусство, произведения живописи.

Понимать искусство — значит

открыть новую дверь в жизнь.

Н. Н. Жуков

Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Важно в этот период сформировать вокруг ребёнка такую среду, которая поможет познать этот мир через произведения искусства и будет одновременно развивать, и воспитывать.

В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать возможности детей для общения с миром прекрасного. Ведь именно искусство помогает воздействовать не только на восприятие окружающего мира, но и на интеллект и чувства ребенка.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Огромную роль в дошкольный период играет ознакомление детей с живописью. С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины. Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

По мнению Р. Н. Чумичевой, живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические исследования показывают, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для приобщения детей к прекрасному. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и П. М. Якобсона, ребенок более ярко понимает образы произведений изобразительного искусства.

Ознакомление детей с произведениями живописи является актуальной потребностью общества в воспитании разносторонне развитой личности. Согласно ФГОС ДО педагогический процесс должен быть направлен на выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, на приобщение его к искусству, на развитие индивидуальности и предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, творческих способностей; на создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Живопись выступает одним из видов изобразительного искусства, на основании которых данные задачи могут решаться через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

Анализ комплексных программ, соответствующих требованиям ФГОС ДО, лежащих в основе образовательного процесса в дошкольных организациях, показал следующее: в каждой из программ имеет место специальный раздел (блок), посвященный особенностям ознакомления дошкольников с живописью на всех возрастных этапах дошкольного детства; задачи и содержание ознакомления дошкольников с живописью, их усложнение наиболее полно и конкретно представлено в программе «От рождения до школы», «Детство», а также в парциальных программах. В программе «Развитие», по которой работает наше дошкольное учреждение, задачи ознакомления детей с произведениями живописи не определены, уделяется внимание только ознакомлению со средствами выразительности в процессе изобразительной деятельности, поэтому назрела необходимость разработать систему работы по ознакомлению детей с произведениями живописи. В связи с этим была создана творческая группа, главной целью которой стало помочь педагогам более осознано подойти к данной теме и увлечь детей занимательным миром искусства. Работа группы была направлена на создание системы работы по данному направлению. В начале работы предстояло отобрать произведения живописи известных художников. При выборе репродукций картин, отбирались произведения живописи разных жанров, интересные и понятные детям и отвечающие основным принципам, которые включили в перспективное планирование.

Планирование по ознакомлению дошкольников с живописью

Автор, название картины

Автор, название музыкального произведения

Средняя группа

Поль Сезанн «Натюрморт с яблоками»

Д. Красноухов «Мечты»

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Виноград и яблоко»

И.Штомпель «Размышление»

Александр Андреев «Натюрморт»

Р.Шуман «Весёлый крестьянин»

Исаак Ильич Левитан «Цветущие яблони»

Э.Григ «Утро»

Алексей Кондратьевич Саврасов «Куры на задворках»

А.Филиппенко «Курочка»

Виктор Михайлович Васнецов «Снегурочка»

П.Чайковский «Танец Феи Драже»

Василий Андреевич Тропинин «Девочка с собачкой»

Е.Дога «Вальс»

Николай Ефимович Рачков «Девочка с ягодами»

Русская народная мелодия «По малину в сад пойдём»

Старшая группа

Елена Анатольевна Яковлева «Натюрморт»

А. Скрябин «Мечты»

Юрий Викторович Кудрин «Натюрморт с яблоками»

Г. Свиридов «Пастораль»

Иван Иванович Шишкин «Дождь в дубовом лесу»

А.Никонов «Простые пьесы. Дождь»

Звуки природы «Дождь»

Константин Федорович Юон «Полдень»

П. Чайковский «Январь»

Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»

А. Петров «Вальс»

Василий Андреевич Тропинин «Кружевница»

Русская народная мелодия «Вьюн»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова «Катя с натюрмортом»

С. Рахманинов «Ноктюрн № 2»

Аркадий Александрович Пластов детский портрет «Внук рисует»

П.Чайковский «Сладкая грёза»

Подготовительная группа

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Натюрморт с сиренью»

П.Чайковский «Май»

Микеланджело Меризи де Караваджо «Корзина с фруктами»

Ф.Шопен «Ноктюрн»

Иван Иванович Шишкин «Болото. Журавли»

С. Рахманинов «Баркарола»

Константин Федорович Юон «Зима. Маленький мост»

Ген. Гладков «Пастораль»

Гавриил Павлович Кондратенко «Восход луны над озером»

А.Скрябин «Хрупкость»

Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха»

Русская народная мелодия «Коробейники»

Валентин Александрович Серов «Мика Морозов»

С.Рахманинов «Итальянская полька»

Николай Николаевич Ге «Портрет Толстого»

Г.Свиридов «Романс»

Для повышения профессиональной компетентности педагогов проведены семинары, направленные на раскрытие вопросов жанровой живописи, возрастных особенностей восприятия картины и этапов ознакомления с произведениями живописи, а также использования различных методов и приемов, которые способствуют более осмысленному рассматриванию репродукций: пояснение, сравнение, прием акцентирования деталей, метод вызывания положительных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и музыкальных образов, прием «вхождения» в картину, игровые приемы. Следует отметить, именно в процессе ознакомления с произведениями живописи, окружающий мир встаёт перед ребёнком как единая целостная картина. Сохраняя эту целостность, необходимо использовать интегрированный подход к изучению искусства. По мнению Т. Г. Казаковой, огромную роль в эстетическом развитии ребенка играет взаимосвязь различных видов искусств. Литературные и музыкальные произведения способствуют эмоциональному восприятию произведений живописи и более глубокому проникновению в художественный образ. К каждой репродукции были подобраны музыкальные произведения, близкие по настроению и доступные для восприятия детьми дошкольного возраста.

В ходе работы было проведено анкетирование родителей по данному вопросу, которое показало, что большинство родителей считают необходимым знакомить детей с произведениями живописи. Родители разделяют мнение, что при ознакомлении с живописью у детей формируется художественный вкус, познавательный интерес, знания о художниках, а также расширяется кругозор, но данной теме не уделяют должного внимания в силу своей занятости и отсутствия специальных знаний.

Творческая группа разработала ряд дидактических игр и игровых приемов на закрепление знаний о жанрах живописи:

«Познакомимся — пейзаж»

Рис. 1. «Познакомимся — пейзаж»

«Составь натюрморт»

Рис. 2. «Составь натюрморт»

«Портрет»

Рис. 3. «Портрет»

«Что лишнее?»

Рис. 4. «Что лишнее?»

Использование дидактических игр как на самом занятии, так и в совместной деятельности позволяют детям закрепить знания о жанрах живописи.

В холле детского сада ежемесячно проводились мини-вернисажи по различным темам: «Уборка урожая в картинах русских художников», «В мире профессий», «Осенние пейзажи», «Взгляд художников на образ матери», «Натюрморты с предметами народного творчества», «Защитники Отечества на полотнах русских художников».

Рис. 5

В ходе проделанной работы был создан комплект методических материалов, которые активно используются педагогами по данному направлению. Использование разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с живописью, как видом изобразительного искусства, способствовало гармоничному развитию ребенка, формированию связной речи. Дошкольники стали выражать свои мысли и чувства, а также в логической последовательности описывать содержание картины и понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

Литература:

  1. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка — дошкольника. — М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  3. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты, занятия/ Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2020.
  4. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. — М.: Просвещение, 1992.
Задать вопрос