Инклюзия — путь к толерантности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Рыбалко, О. И. Инклюзия — путь к толерантности / О. И. Рыбалко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6242/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования в целом и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями в частности.

Ключевые слова: толерантное отношение, инклюзивное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, интеграция.

The article deals with the problems of inclusive education in general and tolerant attitude to people with disabilities in particular.

Keywords: tolerant attitude, inclusive education, child with disabilities, integration.

Долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья прошла человеческая цивилизация за период своего существования. Примеры как доброты, заботы, милосердия, так и равнодушия, ненависти, агрессии встречались на долгом пути духовной эволюции общества. Сотрудничество на равных условиях никогда, не встречалось в тех отношениях.

Категория лиц, имеющих ограничения психофизиологического характера или отсутствие способности к осуществлению деятельности способом, считающимся вариантом нормы для человека данной возрастной категории, относится к понятию «лица с ограниченными возможностями здоровья».

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в мире ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья способствует ряд нерешённых медицинских, социальных, психолого-педагогических проблем, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей). Около 8 % процентов всей детской популяции, или 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в настоящее время в России. Именно поэтому необходимо совершенствование социальной помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и осмысление их положения в обществе.

Частью нашего общества являются люди с ограниченными возможностями здоровья. Своеобразным показателем уровня морального состояния любого общества можно считать то, насколько комфортно чувствуют себя инвалиды вне стен своего дома. К духовной деградации всего общества ведут равнодушие и жестокость по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование адекватного восприятия к присутствию людей с ограниченными возможностями здоровья во всех сферах деятельности и толерантного отношения к ним, является одной из важнейших социальных задач. Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья необходимо формировать ещё в дошкольном возрасте, и ни на одной из ступеней взросления не прекращать эту работу.

Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья подразумевает под собой уважение и сострадание по отношению к ним. Толерантность не следует путать с жалостью. В признании человека с ограниченными возможностями здоровья как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании необходимой помощи, проявляется толерантность по отношению к инвалидам.

В ограниченности общения с природой, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении связи с миром, отсутствии доступа к культурным ценностям, а иногда — и элементарному образованию, заключается главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Негативное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, это ещё одна проблема, существующая наряду с вышеперечисленными. Иногда эти проблемы усугубляются тем, что педагоги сами интолерантно относятся к детям с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование способно решить большинство проблем ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии понимается под инклюзивным (включённым) образованием. Со ссылками на трудности создания индивидуального образовательного маршрута для детей с различными образовательными потребностями и по истечении времени встречает возражения идея создания единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Посредством обеспечения детям с ограниченными возможностям здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих уровень образования детей, не имеющих таковых ограничений, достигается обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья должна быть социальная адаптация и реабилитация.

Педагог сам должен быть толерантен и открыт к детям, это на мой взгляд самое важное, только в этом случае он будет убедителен для детей.

Я не случайно затронула эту тему, так как сама работаю в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья и заметила, что процент детей с особыми образовательными потребностями постоянно растёт. Ежедневно я нахожусь в поиске методов и приёмов, способствующих формированию толерантности как у самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и по отношению к ним.

Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, посещающая наше дошкольное учреждение, по своему составу достаточно неоднородна. Это определяется тем, что в неё входят дети с различными нарушениями: тяжёлыми множественными нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, нарушениями зрения и слуха, с интеллектуальными нарушениями. Личностно-ориентированный подход с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, является приоритетным в работе с такими детьми.

На основании заключений ПМПК основывается и организовывается пребывание детей с ОВЗ в нашем дошкольном образовательном учреждении. Полная или частичная форма интеграции у этих детей. Дети посещают обычные группы, в которых создана адаптивная среда (гибкий режим, релаксационные уголки, комнаты хорошего настроения). На всех детей составлены и успешно реализуются адаптированные образовательные программы.

Родители детей обеих категорий (и здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья), как показывает анализ современных исследований и многолетний опыт работы с детьми данной категории, нуждаются в помощи со стороны специалистов при включении их в систему инклюзивного образования. Присутствием в группе детей, которые требуют особого внимания и значительной поддержки, развитие нормотипичного ребёнка может задерживаться, такие опасения высказывают родители здоровых детей. Развитие здоровых детей не становится хуже в интегративных и инклюзивных группах, а очень часто их показатели оказываются значительно выше, чем в обычной, традиционной группе, этот накопленный опыт, который я считаю необходимо доносить до родителей данной категории при работе с ними. Цикл занятий, направленных на развитие толерантности, должен составлять основу работы с родителями здоровых детей. Развитие умения проявлять эмпатию, элементарно налаживать контакты, формирование установок на понимание и принятие чужого мнения — вот основная цель таких занятий. На решение следующих задач направленны тренинговые упражнения:

— через установление эмоционального контакта и регулярного общения овладение умением сопереживать;

— развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;

— осознание собственной уникальности и уникальности других.

Рассказать об особенностях детей с ограниченными возможностями, о том, что такое инклюзия, о преимуществах инклюзии для всех категорий детей, о возможных трудностях инклюзии и способах их решения — вот основная цель совместных занятий родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и родителями здоровых детей. Реализовать основной принцип инклюзии, защитить права детей с ограниченными возможностями на равный доступ к образованию и общению со сверстниками, помогает совместное обсуждение конкретных примеров о детях с ограниченными возможностями здоровья, которые успешно учатся в массовых школах.

Требует деликатного и гибкого подхода в общеобразовательном пространстве проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в связи с тем, что в среду здоровых сверстников могут адаптироваться не все дети с особыми образовательными потребностями.

Ни своё поведение, ни поведение других мы не сможем в одночасье сделать толерантным. Но даже самый маленький шаг в этом направлении очень важен.

В заключении хотелось бы отметить, что только совместными усилиями, мы можем помочь наполнить яркими и светлыми тонами, чёрно-белый мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Богданова, Т. Г. Проблемы психологического сопровождения инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //Ребенок с ОВЗ в современном инклюзивном образовательном пространстве: проблемы, пути помощи, перспективы. — Пермь: ПГГПУ, 2014, — с. 8–15.
  2. Кудрявцева, Е.О., Дорохова, Т. С. Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении // Совушка. 2019. N1
  3. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики/ Н. Н. Малофеев //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. — с. 3–10
  4. Сорокоумова С. Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования / С. Н. Сорокоумова // Приволжский научный журнал. — 2011. — № 3. — с. 214–218.
  5. Ткачева, В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2004. — № 2. — с. 81–86.
  6. Тюрин, А. В. История появления и развития инклюзивного образования // Точки над Е. — 2015. — № 1 — с. 94–134.
  7. Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников / Н. Д. Шматко / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — No5. — с. 12–19
Задать вопрос