Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в компенсирующей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Лябишева, А. А. Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в компенсирующей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО / А. А. Лябишева, И. В. Фоминых, С. А. Котова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6223/ (дата обращения: 26.04.2024).



Работая в группе компенсирующей направленности, мы столкнулись с проблемой использования предметно-развивающей среды в игровой деятельности. Игра была бедной, часто бессюжетной, в игра использовалось достаточно мало предметов. Часто дети играли только с одной игрушкой или собирали лего. Предметно-пространственная среда не выполняла поставленных целей и задач.

Интегративным результатом реализации ФГОС ДО является создание предметно-пространственной развивающей среды, котораярассматривается как система условий, обеспечивающих возможность полноценного развития ребенка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях и видах детской деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения и кабинета учителя-логопеда является частью целостной образовательной среды дошкольного учреждения, учитывающей возрастную и гендерную специфику и особенности нарушения для реализации образовательной программы ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коррекционную функции в процессе организации с детьми образовательного процесса в рамках адаптированной программы.

Согласно методическим рекомендациям для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста составляющими предметно-пространственной развивающей среды ДОУ являются:

— пространство дошкольной организации

— средства, материалы, оборудование и инвентарь [1]

Изучая литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что создание предметно-пространственной развивающей среды для гармоничного развития детей невозможно без организации игровой поддержки в соответствии с ФГОС. Игровая поддержка — это система способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей, включающая игровые средства и оборудование (ИСО), техники и технологии их использования. Организация игровой поддержки — это комплекс мер, направленных на подбор игрового средства и оборудования (ИСО), разработку техник и технологии их использования в условиях конкретной дошкольной организации. Под понятием игровое средство понимается совокупность разнообразных предметов, предназначенных для игровой деятельности ребёнка. При этом для ребёнка игровое средство является предметной основой для игровой, развивающей деятельности, для взрослого — «инструментом», который он должен правильно применять для помощи ребёнку в игре, обучении и развитии. Игровое средство можно назвать развивающим, если оно обладает такими признаками:

— «Делимость» — это свойство, которое позволяет сформулировать на основе игрового средства достаточно большое количество игровых заданий.

— «Ступенчатость» — свойство, которое даёт возможность создавать на основе этих заданий «лесенку развития», выстроив задания в порядке возрастания их сложности.

— «Интерактивность» — это свойство, которое препятствует неправильным действиям ребёнка, показывает ему, сделанные при выполнении заданий ошибки.

— «Открытость» — это свойство, стимулирующее творческую активность ребёнка, оно побуждает его придумывать всё новые и новые способы применения ИС в игре

— Вариативность — наличие нескольких или многих вариантов чего-либо; неоднородность, изменчивость.

Особое значение игровая поддержка имеет для детей с особыми образовательными потребностями. Работая в группе компенсирующей направленности, мы увидели, что коррекционный процесс проходит гораздо интереснее и плодотворнее если он построен на игровой основе.

По мнению Нищевой Н. В., правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете логопеда «создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности». [2]

После того как была создана предметно-развивающая среда, необходимо помочь детям научиться пользоваться ей. Для этого предполагается знакомство с каждым игровым средством предметно-развивающая среды, которое состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит визуальное знакомство с игровым средством, в процессе которого ребенок рассматриваем игровое средство. Необходимо дать достаточное количество времени для зрительного обследования, так как на этом этапе ребенок определяет цвет, внешнюю привлекательность, определяет детали. На втором этапе помогаем ребенку обследовать игровое средство: потрогать, понюхать, определить форму, материал. На этом этапе ребенок может придумать название игровому средству. И на третьем, не менее интересном этапе, определяем с ребенком как с этим играть. Часто дети сами придумывают несколько способов действий с игровым средством. Взрослый же может направить ребенка, подвести его к определенным действиям с игровым средством, которые помогут в преодолении каких-либо нарушений.

Таким образом, знакомство с игровым средством состоит из трех вопросов: Что это? Какой? и Как? В первую очередь педагог должен задать эти вопросы себе, перед тем как поместить игровое средство в предметно-развивающую среду.

Пример знакомства детей дошкольного возраста и учителя-логопеда с игровым средством показывает эффективность решения задач ФГОС ДО:

Учитель-логопед в пространственную среду кабинета вносит новое игровое средство: сухой бассейн с гречкой, фасолью и ракушками.

Первый этап:

Приглашает детей в кабинет. Дает время рассмотреть окружающую среду. Обычно дети сразу видят новый предмет и задают вопрос:

— «А что это?», — Как вы думаете, что это? — Это столик с гречкой и с ракушками? А это что? — Это фасоль. Столик с гречкой и ракушками называется сухой бассейн.

На этом этапе дети увидели яркий столик с интересными наполнителями. Они увидели, что в одной чаше мелкая крупа и дали ей название гречка, в другой чаше ракушки. Название наполнителя в третьей чаше они не знали, поэтому задали вопрос.

Второй этап:

Дети решили потрогать насыпной материал.

— Гречка мелкая и колючая. — А фасоль какая? — Гладкая — Ее можно есть? — Если фасоль и гречку отварить, то можно. — Ракушки все разные, есть маленькие, а есть большие. Где вы нашли такие ракушки? — На берегу моря — Они пахнут морем? — Давайте понюхаем

Третий этап:

Зачем в столик насыпали фасоль с гречкой?

— Давайте подумаем, как с этим можно играть?

— Можно закапывать руки, делать массаж

— Можно спрятать мелкие предметы, потом их искать и называть

— Маленькие картинки можно спрятать?

— Можно, а когда найдешь можно назвать слово правильно и прохлопать его

— И буквы можно спрятать, когда найдешь выложить такую же из фасоли

— Как можно играть с ракушками?

— Из них можно выложить предметы или под большую ракушку спрятать предмет, рядом положить пять маленьких ракушек. И посчитать предмет под большой ракушкой.

— Молодцы! В какую игру сначала поиграем…

Основываясь на своем опыте и опыте коллег, можно сказать, что после включения знакомства с игровым средством использование развивающей предметно-пространственной среды детьми более плодотворно сказалось на коррекционно-развивающем процессе.

Если пропустить этап знакомства с игровым средством и сразу провести коррекционную работу, то она не будет настолько эффективна, так как у ребенка больший интерес вызовет обследование предмета, а не, например, картинки, спрятанные в гречке.

Поэтому организовывая предметно-пространственную развивающую среду в помещениях детского сада в соответствии с ФГОС ДО нужно помнить, что среду нужно не только создать, но и помочь детям пользоваться ей.

Литература:

  1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.– М.: Федеральный институт развития образования, 2014. — 96 с.
  2. Нищева Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.– С.-П.: детство-пресс, 2015.
Задать вопрос