Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине») | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.03.2021

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Родионова, Ю. М. Практическое применение технологии продуктивного чтения в ДОУ (на примере рассказа Б. Житкова «На льдине») / Ю. М. Родионова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6179/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: технология продуктивного чтения, приобщение к художественному чтению.

Проблема, которая охватывает все современное подрастающее поколение, — это отсутствие устойчивого интереса к чтению, к книге.

Книга не в силах конкурировать с Интернетом, компьютерными играми и потому теряет свои позиции с каждым годом. Но мы прекрасно понимаем, что именно книга формирует и познавательные способности, и эмоциональную сферу, и обогащает все стороны жизни и личности ребенка.

Так что задача — воспитать в ребенке духовную потребность в книге, взрастить не ослабевающую со временем любовь к чтению — важнейшая в дошкольном и школьном образовании.

Задача не из простых, поскольку художественные произведения наших замечательных писателей и поэтов не особо увлекают современных малышей. Там нет фантазийных персонажей (мы не говорим сейчас о народных сказках), современной гипердинамики событий — всего того, что любят теперь дети.

Поэтому педагог, который ответственен за формирование читательского интереса детей, изыскивает разные пути к сердцу и уму маленького читателя.

И тут важно так построить процессы чтения-слушания и разбора художественного произведения, чтобы ребенок ощутил свою сопричастность к происходящим в книге событиям. Этому очень хорошо помогает технология продуктивного чтения , разработанная Н. Светловской. [2] Данная технология отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и ориентирует дошкольников на развитие ключевых компетенций. [1]

Работа с текстом строится таким образом, что для ребенка становится ясным значение любого неизвестного слова или выражения.

Структура такого урока-занятия тоже работает на желание педагога разъяснить для ребенка все непонятные слова и события.

В предлагаемом материале я демонстрирую пример работы с «неинтересным» текстом художественного произведения с группой детей старшего дошкольного возраста, используя возможности технологии продуктивного чтения .

Образовательная область: «Приобщение к художественному чтению»

Форма: подгрупповая

Оборудование:

— сборник рассказов Бориса Житкова «Что бывало»

— портрет писателя

— ватман с изображением моря

— лист белой бумаги, символизирующий льдину

— вырезанные из цветной бумаги самолетик и пароход

— фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш

— фотографии моря летом и зимой

— аудиофайл «Звуки моря», компьютер

— картинка с изображением тулупа, саней.

Цель:

формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии продуктивного чтения.

Задачи:

— способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;

— воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

— прививать любовь к книгам, чтению

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя и детей

1 этап — работа с текстом до чтения.

Введение в тему. Беседа по картинкам, с опорой на личные впечатления детей. Наглядный метод, метод сопоставления, словесный метод.

- Послушайте, что за звуки вы слышите. Как поняли, что это море.

— Море летом. Какое оно? Что чувствуешь, глядя на него? Что хочется сделать?

— Посмотрите на зимнее море. Какое оно?

— Я приготовила вам одну историю, которую написал Б.Житков, про людей, оказавшихся в море (о названии рассказа детям не сообщается)

2 этап — чтение текста, работа с текстом во время чтения

Эмоциональное «проживание» детьми событий рассказа. Пояснение значения слов-предметов с демонстрацией изображений.

- Почему рыбаки стали проситься остаться на ночь, ведь рыбы они поймали много?

— Тулуп — шуба мехом внутрь.

— Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях?

— Мачта — толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест.

— Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте?

3 этап — работа с текстом после чтения.

Беседа по прочитанному с параллельным выполнением карты случившихся событий.

Словесные методы. Приемы работы с названием рассказа. Словесное рисование. Предметные действия. Работа с обложкой книги.

[3, с.40]

- Чем интересна эта история? Что случилось с людьми, скажите одним предложением (люди попали в беду)

— Ребята, мы с вами сейчас сделаем так, как делают работники МЧС: составим карту событий и выясним, почему так произошло, кто виноват и как надо было поступить, чтобы беды не было (дети усаживаются вокруг стола, на котором разложены ватман, фломастеры, клей, вырезанные льдины)

— Где происходили события? С кем? Сколько их было? (выполнение карты событий: наклеить на море льдину, нарисовать 8 рыбаков)

— Почему это случилось?

— Как рыбаки пытались спастись? Кто придумал сделать мачту? (рисуем мачту, красный флаг)

— Как еще можно было дать сигнал бедствия? (рация, телефон, письмо в бутылке, ракетница, почтовый голубь)

— Случайно появился самолет? Кто его отправил искать людей?

— Как спасли рыбаков? (наклеиваем самолет, пароход)

Водный и воздушный транспорт участвовал в поисково-спасательных операциях уже 100 лет назад.

— Как надо было поступить рыбакам, чтобы избежать беды?

— Чему научились рыбаки?

— Кто главный герой рассказа — море или люди? Какое название дадим рассказу?

— На самом деле рассказ называется «На льдине».

— Рассмотрите обложку. Что изображено на ней?

— Что бы вы нарисовали?

— Рефлексия. Понравился рассказ? Какой момент был самым волнующим?

Подвижная игра «Море волнуется…»

Литература:

  1. Кокоулина, С. В. Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников. // Образование и воспитание. — 2017. — № 1. — с. 31–33.
  2. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2003. — № 1. — с. 11–18.
  3. Лазарева, В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. — Сост. В. А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 с. 40.
  4. Житков, Б. С. Что бывало. — Мурманск. — 1983.

Ключевые слова

технология продуктивного чтения, приобщение к художественному чтению
Задать вопрос