Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.03.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Мещерякова, Е. А. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе / Е. А. Мещерякова, Н. Ю. Ионихина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6176/ (дата обращения: 26.04.2024).



Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Изначально нужно дать воспитателям и специалистам ДОУ основы современного экологического образования дошкольников и практические рекомендации: как создать развивающую среду: экологическую лабораторию, мини-музеи, экологическую тропу и т. п.; какие методики использовать в работе с детьми. Так вот, я хочу ответить на этот вопрос. В нашем детском саду выстроена система работы по эколого-биологическому воспитанию дошкольников, которая функционирует более 20 лет.

Одним из принципов реализации экологического образования в ДОУ, является принцип взаимодействия.

Начнём с сайта бюджетного учреждения. Это прекрасная возможность продемонстрировать всем свои достижения, разместить актуальную информацию для заинтересованных лиц (родителей, коллег из других учебных учреждений). Для тех кто не знает с чего начать в выстраивании системы эколого-биологического воспитания дошкольников, на нашем сайт: http://62ds.ru/, в разделе Образование на страничке Экологическое образование: http://62ds.ru/educate/ekologicheskoe-obrazovanie.html , размещён экологический навигатор, первая страница которого оформлена вкладками.

С помощью первой вкладки «Методическое обеспечение», любой желающий может выбрать парциальную программу, по которой можно начать работу в выбранном направлении (Парциальная программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, Авторская программа «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой и многие другие).

Вторая вкладка«Виды детской деятельности и активности», поможет организовать работу с обучающимися Бюджетного учреждения. Это непрерывная образовательная деятельность (в нашем ДОУ она включена в сетку занятий). Экологическое проектирование, которое также включено в сетку НОД. В рамках авторской программы Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» мы используем работу по трём экологическим проектам: «Моё дерево», «Письма животным» и «Птичья столовая». Целью экологического проектирования , являетсясоздание условий для формирования активной нравственно — экологической позиции дошкольников.

В этой вкладке представлены мероприятия, досуги и конкурсы экологической направленности для обучающихся.

Третья вкладка«Формы взаимодействие с родителями », поможет оформить и наполнить информацией по данному направлению сайт организации, создать экологическую газету для родителей, привлечь родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке, в уголке природы, на субботниках и т. п. организовать участие родителей в различных конкурсах по средствам «Домашнего задания».Акции, мероприятия, праздники помогают привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в акциях «Покормите птиц», «Смастерим кормушку» «Липовая аллея», «Сделаем планету чище!». Родители с удовольствием принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях.

Четвертая вкладка «Формы работы с педагогами». Создав систему методической работы с воспитателями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, мы объединили различные формы и методы в единую систему, учитывая их оптимальное сочетание между собой. Здесь представлены формы работы с педагогическим коллективом по повышению компетенции педагогов в данном направлении: педсоветы, круглые столы, деловые игры и игры-викторины, ИКТ, мультимедийные пособия и интерактивные игры.

Макетирование и проектирование. Воспитателями МБДОУ «Детский сад № 62» г.о. Самара совместно с обучающимися создано множество макетов: Макет Самарской Луки, Макет лунной поверхности, макет вулкана и многое другое. В рамках проектирования воспитателем старшей группы с ОНР был разработан и реализован проект по созданию экологических мультфильмов. Мультфильмы «Волшебство», «Друг», «Друзья и защитники природы», «Журавушка и лесная царица» размещены на сайте нашего детского сада http://62ds.ru/educate/ekologicheskoe-obrazovanie.html.

Экологическая тропа. На территории двух корпусов нашего детского сада создана Летняя тропа и Зимняя тропа. С помощью этих троп углубляются и расширяются знания дошкольников об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов.

Огромную роль в формировании системы по эколого-биологическому воспитанию дошкольников в Бюджетном учреждении играет подбор художественной литературы — Экологическая библиотека.

Пятая вкладка «Сетевое взаимодействие», поможет вам найти социальных партнёров по экологическому воспитанию дошкольников.Подскажет ссылки на полезные интернет-ресурсы и интерактивные игры экологической направленности.

Система работы по формированию экологических представлений включает взаимосвязь работы воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре всех специалистов ДОУ. Систематически инструктор по физической культуре проводит сюжетные физкультурные занятия с элементами экологического воспитания. Совместно с музыкальным руководителем проводятся экологические праздники и развлечения. Учителя — логопеды работают на занятиях по лексическим темам: «Лес», «Деревья», «Грибы» и т. д.

В вышеизложенном можно последить интеграцию экологического образования дошкольников в таких образовательных областях, как «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие» и «социально-коммуникативное». Педагоги нашего учреждения активно делятся опытом и участвуют в мероприятиях районного, городского, областного и других уровней.

Литература:

  1. Рыжова Н. А. Авторская программа «Наш дом природа».
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию — Спб: Детство-ПРЕСС, 2003.
  3. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  4. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.
  5. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.
  6. Официальный сайт МБДОУ «Детский сад № 62» г.о. Самара http://62ds.ru/,
  7. Страничка Экологическое образование на Официальный сайт МБДОУ «Детский сад № 62» г.о. Самара http://62ds.ru/educate/ekologicheskoe-obrazovanie.html ,
Задать вопрос