Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 23.03.2021

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Т. Н. Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р» / Т. Н. Волкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6165/ (дата обращения: 19.04.2021).



Цель: Научить различению звуков Р-РЬ на слух и артикуляционно, в словах и предложениях . Автоматизировать звук [Р], [РЬ] в словах, предложениях и чистоговорках.

Задачи:

Обучающие:

— дифференцировать звуки на слух и артикуляционно;

— закрепить правильное произношение звуков [Р], [РЬ] в словах, предложениях, чистоговорках.

— закрепить умение определять место звука в слове, делать звуко-буквенный анализ, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложениях;

Развивающие:

— развивать умение произносить звук [р], [рь] в словах, предложениях, чистоговорках.

— развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;

— развивать мелкую и общую моторику;

— развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

— формировать положительную установку на участие в занятии;

— воспитывать усидчивость, умение слушать сверстников и педагога;

— воспитывать желание и стремление помочь другу.

Тип занятия : комбинированное. Занятие — повторение и закрепление пройденного материала.

Форма занятия: малой подгруппой.

Материалы и оборудование: Зеркала,посылка, письма, картинки для выкладывания слов РЕКА и РУКА, предметные картинки со звуками [р]- [р`], рюкзак, корзина, ручка, ремень, фартук, ракетка, робот, карандаш, краски, журнал, раскраска, резинка, букварь, тетрадь, пластилин, конструктор «ТИКО — грамматика».

План занятия:

1. Организационный момент (5 минут).

— Мотивация к работе, активизация внимания детей, готовность педагога и детей к занятию.

— Сообщение темы, цели, задач занятия.

2. Основная часть (15–20 минут).

— Актуализация необходимых знаний.

— Закрепление материала (практическая работа).

3. Заключительная часть (5 минут).

— Обобщение.

— Подведение итогов работы детей.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

Доброе утро, девочки! Доброе утро, гости.

Логопед: «Сегодня утром мне пришло странное голосовое сообщение и посылка, и они адресованы вам, ребятки. Давайте его вместе послушаем (учитель-логопед включает запись голосового сообщения в телефоне): «Пивет доогие дузья! Обащаются к Вам Звуковички из Буквогада. У нас случилась беда, сташный Буквоед съел одну очень нужную букву. Без этой буквы мы не можем ничего понять, все пеепуталось. Пожалуйста, помогите выполнить задания Буквоеда и вените нам эту букву. Заанее спасибо!»

Логопед: «Кто же догадался, какую букву съел Буквоед?»

Дети: «Букву Р»

Логопед: «Правильно букву «Р», а это значит, что пропали звуки [р]- [р`]. Согласны помочь Звуковичкам? Тогда давайте выполним задания, которые они нам послали».

Совместно с детьми учитель-логопед распечатывают посылку. В посылке находятся шесть пронумерованных конвертов с заданиями. Дети их выполняют по порядку.

Логопед: «Ребятки, давайте вместе откроем посылку и посмотрим, что в ней».

II . Основная часть:

1 задание «Веселая зарядка» (учитель-логопед достает из посылки конверт под № 1 и выполняет совместно с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалом)

Логопед: «Возьмите зеркала и давайте вместе сделаем зарядку для язычка»:

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Раз, 2,3,4,5!

Язык можно убирать.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

«Чистим зубки»

Чищу зубы, чищу зубы

И с наружи и внутри…

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

«Чашка»

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась — чаша.

Ее чуть –чуть ты подержи,

А позже в ротик убери.

«Маляр»

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведем вперед — назад –

Наш маляр работе рад!

«Грибок»

Язычок я подниму

Его к небу прилеплю.

Раз, 2,3,4,5 –

Ты попробуй отыскать.

«Гармошка»

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист он не плохой.

— Молодцы, язычок размяли, с заданием справились. Какое задание будем выполнять следующим?»

Дети: «Второе» (или под № 2).

2 задание «Путаница».

Логопед: «В этом конверте какое-то странное стихотворение. Сейчас я вам его прочитаю и если вы услышите что-то необычное, поправьте меня». (Логопед читает стихотворение, а дети исправляют ошибки.)

— Расцвели на клумбе козы ,

В огород забрались розы .

— Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

— На конверт наклею маску ,

На лицо одену марку.

— Я возьму от сыра кош ку,

Угощу я нашу корку.

Логопед: «Молодцы! Выполнили задание второе Буквоеда, ошибки исправили, приступаем к какому заданию»? (к третьему).

3 задание «Собери слово» (звуко-буквенный анализ слов)

Логопед: «Ребятки, посмотрите, здесь картинки? Что на них нарисовано?

Дети: «На картинках нарисованы РЕКА, РУКА».

Логопед: «Возьмите себе по 1 картинке и выполните звукобуквенный анализ». (Дети самостоятельно выполняют звукобуквенный анализ, используя конструктор «ТИКО-грамматика» и делают взаимопроверку.)

Логопед: «Отлично! Но это еще не все, звуковички просят вас вспомнить чистоговорку, где встречаются оба этих слова. Кто помнит? Давайте ее повторим: Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».

Логопед: «С третьим заданием тоже справились. Давайте немного отдохнем:

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

Логопед: «Отдохнули? Тогда продолжим, какое задание мы будем выполнять сейчас? (четвертое)

4 задание игра «Назови ласково»

Логопед: «Посмотрите здесь картинки, я вам буду показывать и назвать картинку, а вы называть ее ласково (превращать в маленький предмет).

Ведро — ведерко

Река — речка

Топор — топорик

Гриб- грибок

Береза — березка

Шнур — шнурок

Марина — Мариночка

Рука — ручка

Дерево — деревце

Грабли — грабельки

Двор — дворик

5 задание «Наведи порядок»

Логопед: «С четвертым заданием справились, приступаем к … (пятому). (Логопед читает задание из конверта: «.ебята, пока Буквоед был у нас в Буквог.аде, он уст.оил ужасный беспо.ядок. Все наши вещи пе.епутались. Помогите.азложить все по местам».)

Логопед: «Ребята, как мы сможем им помочь, если у нас есть КОРЗИНА и РЮКЗАК? Какие предметы мы сложим в РЮКЗАК? А какие в КОРЗИНУ?

Дети: «Предметы, где есть звук [Р], мы положим в корзину, а предметы, где есть звук [Рь] в рюкзак (ручка, ремень, фартук, ракетка, робот, карандаш, краски, журнал, раскраска, резинка, букварь, тетрадь и т. д.

Дети: «Ручка в корзину, ремень в рюкзак… и т. д».

Логопед: «Молодцы ребятки, с пятым заданием справились и навели порядок. Какое задание следующее»? (шестое)

6 задание «Подарок».

Логопед: «Так странно… В этом конверте нам Звуковички отправили воздушный пластилин. Как вы думайте, для чего? Что мы из него должны слепить?»

Дети: «Пластилин нужен чтобы слепить букву «Р»».

Логопед: «Вы правы, нужно слепить букву «Р», но чтобы она получилась красивая, давайте сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Наши ручки» (с мячиками — Су-джок)

Это ручка — правая.

Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.

Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Дети крепко сжимают мячик в правой руке.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Крепко сжимают мячик в правой руке.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Логопед: «Пальчики размяли, теперь давайте вылепим букву. Возьмите пластилин. (Во время выполнения задания логопед задает вопросы: Каким цветом будете лепить букву? А почему не красным? Какие звуки мы обозначаем красным цветом? А какой звук [Р]? (дети дают характеристику звуку)). Разделите пластилин на 2 части. Скатайте из них 2 колбаски и соедините их между собой».

Логопед: «Отличные у вас получились буквы, давайте мы положим их в красивую коробочку и после работы я отправлю эту посылку Звуковичкам в город Буквоград».

III . Заключительная часть.

Логопед: « Девочки, вы молодцы, выполнили все задания. Сейчас я предлагаю вам отправить голосовое сообщение Звуковичкам. Что мы им скажем? (Добрый день, Звуковички! Мы выполнили все задания и посылаем вам буквы «Р». Всего вам хорошего!)

Подошло к концу наше занятие. Трудно вам было? А что же самое важное вы поняли?

Дети: «Если в алфавите теряется буква, то все стает непонятным. Нужно всегда говорить красиво и правильно».

Логопед: «Вы слепили Звуковичкам подарок, а я хочу подарить подарки вам. Это медали, на них написано «Я дружу со звуком [Р]». Молодцы!»

Литература:

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — Автор-составитель О. А. Зажигина — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016г.
  2. Куликовская Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г.
  3. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии, Екатеринбург: Издательство «Литур»,1999г.
Задать вопрос